Презентация для воспитателей "ФГОС - от теории к практике"
презентация на тему

Ковшова Альбина Владимировна

Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное,  ответственное самовыражение?  

Следование педагога следующим позиционным принципам:
      Первый позиционный принцип.
Чтобы понять, эффективно ли воспитание (и шире – образование), надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого, тем более педагога, умудренного, т.е. зажатого рамками своего, всегда ограниченного опыта, и односторонними педагогическими и дидактическими теориями. Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя- в близком –ребенке).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_fgos.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ДО – от теории к практике консультация для педагогов

Слайд 2

Стандарт направлен на достижение следующих целей повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Слайд 3

Стандарт направлен на решение следующих задач : охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья ); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром .

Слайд 4

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; -обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; -формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО ООП ДО на основе ФГОС ДО (далее – Программа) Обязательная часть 60% Часть, формируемая участниками образовательных отношений 40 % Годовой план образовательной, воспитательной и профилактическо – оздоровительной работы ДОУ Календарный план (воспитатели) План работы Перспективное и календарное планирование (специалисты) Педагогический процесс

Слайд 6

В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике Культурологический подход Определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Реализация осуществляется посредством определения содержания образования. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста Деятельностный подход Личность человека формируется и проявляется только в деятельности. Различают внешнюю и внутреннюю деятельность. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движениях рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка

Слайд 7

В чем заключается модернизация педагогического процесса? Уход от школьно-урочной модели образования детей дошкольного возраста. Реализация деятельностного подхода в дошкольном образовании: освоение ребенком Программы через виды деятельности, интересные ребенку, адекватные возрасту : — предметная и игровая, речевая и коммуникативная; — познавательная деятельность и экспериментирование; — продуктивная (рисование, аппликация, лепка): — конструирование и моделирование; — труд; — музыкальная; — театрально-игровая. Обеспечение приоритета игровой деятельности, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. Реализация культурологического подхода посредством освоения ребенком культурных практик .

Слайд 8

Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности , поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика , позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых /Н.Б. Крылова / Культурные практики Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал события влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют эту отзывчивость и предрасположенность началом самовоспитания , психологи – самоопределением и самореализацией . С позиции культуролога образования для обозначения и объяснения этого явления необходимо соответствующее понятие – и это – « культурные практики». Именно они становятся катализаторами – ускорителями процессов педагогического воздействия.

Слайд 9

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизненедеятельности , дальнейшая судьба.

Слайд 10

Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе : Опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора. ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям сферу собственной воли, желаний и интересов свою самость , которую можно определить как само-осознание , понимание своего «Я» как многообразного само-бытия. самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение . Результаты этих сложных жизненных практик и есть то ускользающее психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые, пытаемся приписать противоречивому понятию воспитания.

Слайд 11

Как перейти от традиционных методов (воздействия) к методам взаимодействия? Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо паралельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Слайд 12

Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение? 1 . Следование педагога следующим позиционным принципам: Первый позиционный принцип. Чтобы понять, эффективно ли воспитание (и шире – образование), надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого, тем более педагога, умудренного, т.е. зажатого рамками своего, всегда ограниченного опыта, и односторонними педагогическими и дидактическими теориями. Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя- в близком –ребенке). Второй принцип вытекает из первого: «воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка» , ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения». Он не ведомый, не « репициент », не «воспитываемый», не «обучающийся». Эти понятия в подтексте предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать. Принцип «Ребенок – центр сферы образования» предполагает, что содержание обучения и воспитания определяется именно им через собственны е культурные практики, а не взрослым, через задания, проверки и оценки

Слайд 13

2. Создание (и изменение в зависимости от задач) предметной развивающей среды. 3. Педагогическая работа по формированию положительной мотивации ребенка к той или иной культурной практике (формирование привлекательного образа данной культурной практики) 4. Планирование форм, методов и приемов работы с детьми, обеспечивающих взаимодействию ребенка и взрослого характер сотрудничества, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). 5. Взаимодействие с семьей.

Слайд 14

Педагогическая диагностика в свете ФГОС ДО III. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования ). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач : индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития ); оптимизации работы с группой детей . При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей ). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Слайд 15

Реализация индивидуализации образования в соответствии с п. III. 3.2.3. ФГОС ДО В течение учебного года педагог ведет «Дневник педагогических наблюдений» - общая тетрадь формата 21см. Х 30 см . В «Дневник педагогических наблюдений» педагог фиксирует: информацию по индивидуальному развитию детей: какие трудности, проблемы возникают у того или иного ребенка в освоении Программы, какие дети проявляют выдающиеся способности, проявляют явно выраженный интерес к какому-либо виду деятельности, явлению и т.д. информацию по эмоциональному состоянию ребенка, включенности в игровую деятельность, в жизнь детского коллектива информацию по уровню сформированности КГН, культуры еды, навыков Самообслуживания. Дневник рекомендуется вести ежедневно – заполнять после смены. Информация из «Дневника педагогических наблюдений» является основанием для планирования индивидуальной работы с детьми, коррекции взаимоотношений в детском коллективе, оптимизации образовательной работы в целом с группой детей.

Слайд 16

Обязательная документация на группе Календарный план Дневник педагогических наблюдений Тетрадь «Музыкальное развитие» Социальный паспорт семьи воспитанника Сведения о родителях Табель посещаемости Тетрадь здоровья Т етрадь учета раннего ухода детей домой Тетрадь контроля на « педикулез» Тетрадь контроля ядовитой растительности и грибов Карантинная тетрадь Тетрадь кварцевания группы в период эпидемий гриппа

Слайд 17

Планирование работы на квартал Праздники и развлечения ( 1- физкультурное, 1 – музыкальное, 1- литературное, 1 – на усмотрение воспитателя ) Работа с родителями. Трудовое воспитание – труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ( см.Программа , свой возраст ) Воспитание КГН и культуры поведения Планирование работы на квартал Планирование работы на месяц Наблюдения в природе, формирование эстетического восприятия мира природы. Формирование эстетического восприятия рукотворного мира Список художественной литературы (для чтения и рассказывания детям), заучивания наизусть: стихотворения, потешки , скороговорки, чистоговорки и т.д. Основные виды движений

Слайд 18

Утренняя гимнастика (2 комплекса на месяц, один из них – музыкально- ритмическая) Гимнастика пробуждения после сна (2 комплекса на месяц) Циклограмма «Профилактические гимнастики в течение дня »: физкультминутки , дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для формирования правильной осанки, гимнастика для ума, кинезиологические упражнения Музыкальный репертуар для создания психологического комфорта в режимных моментах в течение дня Нравственное воспитание. Работа с детьми по формированию гендерной принадлежности (направления и виды педагогической деятельности во всех ОО ) . Ежедневное планирование Игры и упражнения на формирование ЗКР – распределить по дням недели Работа по формированию словаря ( 1-2р/ нед .) Работа по развитию связной речи (диалогическая, монологическая, составление описательных рассказов, формирование грамматического строя речи и т.д. Обучение элементарным правилам безопасного поведения в быту, природе, на улице – беседы, чтение, целевые наблюдения

Слайд 19

Сюжетно-ролевая игра (1 этап –информация ; 2 этап –изготовление атрибутов; 3 этап – сюжет, совместная игра с воспитателем; 4 этап – доп. Информация -обогащение сюжета, соединение сюжетов ) Работа по познавательному развитию вне НОД (см. перспективу на каждый месяц) Д/и и упражнения на формирование сенсорных эталонов, на развитие высших психических функций– ежедневно, по дням недели Приобщение к традиционной культуре России Подвижные игры, Хороводные, народные, музыкальные (с движениями и пением) 11 . Д/и и упражнения - ежедневно. И гры и упражнения на развитие эмоций, чувства эмпатии-1р/неделю Работа с книжным уголком – 1 р/неделю Театрализованные игры (игры-инсценировки) Знакомство с искусством – распределение по дням недели. Индивидуальная работа по всем образовательным областям – распред . по дням недели. Работа по правовому воспитанию.- младшие, средние, старшие группы - 1раз в месяц. Подготовительные гр . – 1 раз в неделю . Формирование представлений о труде взрослых, о профессиях- 1р / неделю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие...

Представлен опыт воспитателя Миняевой Елены Владимировны на тему: «Сказкотерапия. Теория и практика».

        Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность. Критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать ...

Мультимедийная презентация - консультация для педагогов ДОУ ФГОС ДО - от теории к практике

Содержит информацию - цели, задачи ФГОС ДО, схематично - путь их реализации, раскрывается понятие "культурные практики", консультация по структуре календарного плана, рекомендации к планированию, пути...

Презентация «Теория и практика музейно-педагогической деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции»

Забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, и в том числе педагогического опыта, накопленного предше...

Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)

Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...