Система работа с семьями «социального риска» в МБДОУ «Детский сад № 20.» г.Уссурийска Уссурийского городского округа
статья на тему

Мелющенкова Анастасия Эдуардовна

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей,  педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_neblagop.semyami.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работа с семьями

 «социального риска»

в МБДОУ «Детский сад № 20.»

г.Уссурийска Уссурийского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 20»

г. Уссурийска Уссурийского городского округа

ПРИКАЗ

от  09.01.2017г                                                                                  № 03-Д

«О введении в действие Положения о постановке на внутрисадовый учет и снятие с учета неблагополучной семьи».

В целях совершенствования работы по защите интересов и законных прав ребенка (воспитанника МБДОУ «Детский сад № 20.») и предупреждения безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних».

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.    Ввести в действие с   09 января 2017 года

Положение о постановке на внутрисадовый учет и снятие с учета неблагополучной семьи.

2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий                                                                 А.Э.Мелющенкова

Утверждаю заведующий

МДОУ «Детский сад №20.»

 А.Э.Мелющенкова

Организация работы в МБДОУ «Детский сад № 20.»  с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
    повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
    престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
    отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
    ценностными ориентациями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

-        криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

               

                     Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей,  педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,
воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих
обязанностей, можно отнести:        

  • утомленный, сонный вид;        
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;        
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;        
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;        
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.        

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;        
  •         в выраженном страхе взрослых;
  •    в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  •    в боязни идти домой;        
  •    в жестоком обращении с животными;        
  •    в стремлении скрыть причину травм.    

 

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  Признаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На
    замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

3.        Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  2. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  3. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  4. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  5. Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные учреждения,  дошкольные учреждения, Центр

социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты,

детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о

детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую

позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо

сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать

конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в

семью.        \

Социально-педагогическая работа с различными типами семей 

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2.        Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3.        Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Социально – педагогический план работы

с различными типами семей.

Семьи, в которых находятся  опекаемые дети

п/п

Ф.И.ребёнка

Группа, которую посещает ребёнок

Мероприятия

Многодетные семьи

1

2

3

4

Русаловкий Алексей

Киян Милана

Москалюк Дарья

Эрмекбаева Раяна

  Вторая группа раннего возраста

  1. содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  2. организация благотворительной помощи;
  3. рекомендации по организации семейного досуга;
  4. профориентационная работа;
  5. законодательное просвещение;
  6. совместные мероприятия для детей

5

6

7

Майборода Ярик

Неприн Семен

Кривенко Давид

Младшая группа

8

9

Мусае Юсуф

Киян Ксения

Средняя группа

10

11

Бовбель Максим

Бовбель Кирилл

Старшая группа

12

13

14

15

16

17

Русаловский Иван

Неприна АнастасияАккынбеков Умар

Логашенко Тимур

Мусаева Фатима

Подготовительная группа

        Неполные семьи (матери-одиночки)

1

Олейник Соня

Вторая группа раннего возраста

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

2

3

4

Залкепов Мурад

Кан Кирилл

Ершова Милана

 младшая группа

5

6

Романцова Таисия

Олейник Руслан

Средняя группа

7

8

9

10

11

Шпет Евгений

Обланенко данил

Кривенко Сева

Балыкова Дарья

Гитько Никита

Старшая группа

12

13

14

15

16

17

18

19

Мольков Дима

Дзюба Артем

Носырь Данил

Подкопаев Никита

Бегинин ярослав

Челединов Дима

Соботницкий Артем

Руденко Валерия

Подготовительная группа

                                                 Проблемные семьи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Анисимова Соня

Моисеенко Лера

Нагорный Марк

Старкова Ксения

Плотникова Даша

Толстенко Дмитрий

Обланенко Данил

Шпет Женя

Кривенко Сева

Балыкова Дарья

Дзюба Артем

Вторая группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Опекаемые дети

1.

2.

3.

Мамадалиева Камила

Карякина Варвара

Соботинский Артем

Младшая группа

Подготовительная группа

                     

                                                                                   Утверждаю заведующий

                                                                                        МБДОУ «Детский сад №20.»                                                                  

А.Э.Мелющенкова

План работы с неблагополучными семьями

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ

В течение года,

ежемесячно

Воспитатели

Выявление неблагополучных семей

В течение года

Администрация, воспитатели,

Изучение причин неблагополучия семьи

По мере выявления

Воспитатели, старший воспитатель, органы опеки и попечительства.

Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение года

Старший воспитатель

Деловая игра для педагогов по теме: «Знаем ли мы права детей»; Консультация для работников ДОУ «Жестокое обращение с детьми»

По плану

Старший воспитатель, воспитатели.

Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка».

По плану

Воспитатели

Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей».

В течение года

Старший воспитатель Воспитатели групп

Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Сентябрь

Старший воспитатель

Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей.

По мере необходимости

Администрация, воспитатели,

Рейды в неблагополучные семьи.                  

По мере

необходимости

воспитатели, старший воспитатель

Сотрудничество с Муниципалитетом (органы опеки и попечительства),

КДН, ОВД и др.

В течение года

Администрация,

старший

воспитатель

Ежедневный осмотр и беседа

с детьми из неблагополучных

семей.

Ежедневно

Воспитатели

Совместная деятельность с

родительской

общественностью и

родительским комитетом по

выявлению неблагополучных

семей и оказанию им

посильной помощи.

В течение года

Администрация,

воспитатели,

старший воспитатель

Совместная деятельность с

администрацией СОШ, по

передачи необходимой

информации о

неблагополучных семьях

выпускников ДОУ, в целях

непрерывного социально-

педагогического

сопровождения.

.

Апрель-май

Администрация

ДОУ,

администрация

СОШ,

 зам. директора по

социальной защите,

психолог СОШ.

Организация совместной

деятельности с родителями

воспитанников (спортивные

праздники, творческие

мастерские, логотренинги,

игровые тренинги, встречи в

семейном клубе

«Разноцветная игра» и тд.), с

целью профилактики

неблагополучия в семье.

В течение года

Сотрудники ДОУ

Анализ работы с

неблагополучными семьями.

Январь, май

Администрация,

воспитатели,

 старший воспитатель

Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении.

Факторы риска в этих семьях.

 Возможные виды помощи семьям и детям в них

Семья группы риска

(многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми

постоянного места        работы, малообеспеченность)

Виды помощи:

Социальная     (помощь    в трудоустройстве родителей, предоставление бесплатного питания)

Педагогическая (организация летнего отдыха детей)

Медицинская  (обеспечение льготным детским питанием)

летне

Коррекционная (организация медико - педагогического обследования детей)

Проблемная семья

(к объективным трудностям семьи прибавляется субъективная

неспособность супругов с ними справиться, и отношение  в         семье)

Виды помощи

П сихолого-социально-педагогическая (дополнительные  занятия с целью преодоления школьной дезадаптации, включение детей в занятия по интересам)

Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление)

Неблагополучная семья   

(обстановка        в семье характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка)

Виды помощи

Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц.приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком)

Правовая помощь в реабилитации.

Асоциальная семья

(характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма, нахождение в семье ребенка несет прямую угрозу жизни и здоровью)

Виды помощи

Правовая (подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей)

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Дата:        _______201_г  ______час.

Семья воспитанника(ов) МДОУ «Детский сад» № 6     ______________________________________________________________________,  

Проживающая по  адресу:____________________________                                                                                                                      

Цель обследования __условия жизни и воспитания ребёнка____________________ _______________________________________________________________________

Состав семьи  __чел.

Семья занимает _____комн. квартиру

В момент посещения дома находились           ___________________________________________________________________

Санитарное состояние жилья на момент проверки_________________________

____________________________________________________________________

Результат проверки (рекомендации, заключения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверку провела воспитатель:

В Совет профилактики

МБДОУ «Детского сада № 20»

От воспитателя

 

Представление на постановку на внутрисадовский учет семьи ________________

Социальный статус

(полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская, др.)

Мать _______________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Отец                 ____________

(Ф.И.О.)
Опекун (попечитель) _________________________________________

(Ф.И.О.)
Адрес фактического проживания
:      ____________________________

Адрес регистрации ____________________________________________________

Имеются дети:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А также по представлению ______________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)

считаем необходимым семью  _______________________________        поставить

на внутрисадовский учет семей, находящихся в социально опасном положении.

Подпись: _____________

Дата:_______________

 

Акт обследования семьи по причине непосещения ребенком МБДОУ «Детский сад № 20.»

Дата проведения обследования  по телефону, на дому (нужное подчеркнуть)

  1. Ф.И.О ребенка_______ ______________________________
  2. № группы_____________________ _______________________________________

3. Сведения  о родителях  (законных   представителях):

Мать:_____________________________________________________________

Отец:_____________________________________________________________

4.Место жительства:____________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Последнее число посещения ребёнком ДОУ: _____________________________

6.Причина непосещения ребенком ДОУ: ___________________________________

______________________________________________________________________

7.Результаты  обследования (рекомендации, заключения) ____________________

_________________________________________________________________________

Воспитатель:_____________________________

Ф.И. ребенка

Активность

На занятии

Точность ответов

Поведение

Общение с детьми

В группе

Игра

Поведение

Самостоятельность

В

раздевалке

Темп

Общение с детьми

На прогулке

Игра

Владение стол, приборами

Прием пищи

Самостоятельность

Темп

Поведение

Труд

Сон

Общение со взрослыми

Состояние одежды



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Игрушка» городского округа Тольятти Экологическая викторина «Птицы наши друзья» для детей и родителей подготовительной группы 2013-2014 уч.год Пед

Строя свою работу с родителями в нашем ДОУ используються различные формы взаимодействия с родителями: родительские гостинные, семейные клубы,круглый стол,праздники,квн,викторины. Первым шагом на пути ...

Опыт работы по Профилактике гибели и травматизма детей на пожарах МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №56» Асбестовского городского округа

Профилактическая работа по пожарной безопасности проводится в детском саду в целях  получения необходимых знаний, овладение умениями, привитие определенных навыков по пожарной безопасности, преду...

«Система работы по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ детский сад №1 с.Заветное»

Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступ...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе детских рисунков дошкольных образовательных учреждений Коломенского городского округа «Война глазами детей»

     Целью Конкурса является совершенствование содержания форм и методов работы по формированию и воспитанию гражданско-патриотической позиции дошкольника....

Социальная работа с семьями социального риска в условиях дошкольного образовательного учреждения

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в процессе социализации практически невозможно....