Семинар-практикум: "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
учебно-методический материал на тему
Семинар-практикум для педагогов: "Артикуляционная гимнастика в детском саду".
1. Введение. Актуальность вопроса.
2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
3. Практическая часть:
упражнения для мышц мягкого нёба и глотки,
упражнения для нижней челюсти
упражнения для щёк
упражнения для губ
упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивание подъязычной складки ("Уздечки").
4. Сказка и артикуляционная гимнастика.
5. Творческая игра.
6. Итог семинара-практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация: "Артикуляционная гимнастика в детском саду" | 162.35 КБ |
4. сказка и артикуляционная гимнастика | 2.09 МБ |
методика проведения семинара-практикума | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План работы 1. Введение. Актуальность вопроса. 2. Рекомендации к проведению гимнастики. 3. Практическая часть: Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки . Упражнения для нижней челюсти . Упражнения для щёк . Упражнения для губ . Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки »). 4. Сказка и артикуляционная гимнастика . 5. Творческая игра . 6. 6. Итог семинара – практикума
Введение. Актуальность вопроса. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Рекомендации к проведению гимнастики. Целенаправленными Точными Плавными Эмоциональными систематичными
Практическая часть : Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки . 1. Позёвывание . 2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребёнку на мягкое нёбо, стимулируя глотание. 3. Полоскание горла. 4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ . 5. Покашливание .
Упражнения для нижней челюсти. 1. Открывание и закрывание рта. Причём как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. 2. Жевательные движения. 3. Движения нижней челюсти влево – вправо.
Упражнения для щёк. 1. Надувание щёк: обеих одновременно и попеременно. 2. Перегонка воды из одной щеки в другую. 3. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами. 4. «Футбол». Толкаем щёки язычком попеременно.
Упражнения для губ . 1. Улыбнуться, не обнажая зубы. 2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы. 4. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом челюсти сомкнуты. 5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. 6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам. 7. Вибрация губ (фырканье лошади). 8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево – вправо. 9. Чмоканье. 10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли. 11. Выплёвывание губами семечек, риса, гороха .
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки »). 1. «Лопатка - блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. 2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. 3. «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая. 4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы. 5. Вялый, спокойный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Произносим пя-пя-пя , похлопывая верхней губой язык. 6. Сплёвывание с кончика языка риса, гороха, семечек. 7. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек. 8. «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд. 9. «Чистим зубы» .Кончиком языка обводим с лево – на право верхние и нижние зубы. 10. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый. 11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней губы. Или круговое облизывание губ .
12. «Иголочка – змейка».суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. Острый язычок заводим вправо – влево. 13. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык. 14. «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть вниз, язык не отрывать. 15. «Гармошка». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть, язык не отрывать. 16. «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены. 17. « Индюк»улыбнуться , открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперёд – назад, влево – вправо, произнося бла-бла-бла . 18. «Горка – кошка сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы. 19. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд – назад по нёбу. 20. «Дятел - барабан». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.
4. Сказка и артикуляционная гимнастика. 5 . Творческая игра . 6 . Итог семинара – практикума.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ, С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ, ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО, ЗВОНКО ЗВЕНЯТ НА КОПЫТАХ ПОДКОВКИ
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА , ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять будем гулять.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Артикуляционная гимнастика в детском саду».
- Введение. Актуальность вопроса.
Начнём с разминки, внимание на экран
Раз - мы песенку запели (бегемотик)
Два - уселись на качели (качели)
Три - на лошади скакали (лошадка)
На четыре - поболтали (индюк)
Пять - по зубкам постучали (барабанщик)
Шесть - мы в часики играли (часики)
Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)
Восемь - спела нам гармошка (гармошка)
Девять - сделали грибок. (грибок)
Десять - ротик на замок.
По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.
Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:
1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.
2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.
3. Недостатками в развитии фонематического слуха.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие.
Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
- Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:
—упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
—движения должны быть точными;
—плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
—темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
—переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
—дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
—артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
—проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям
—не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.
—артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
- Практическая часть.
Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки.
1. Позёвывание.
2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребёнку на мягкое нёбо, стимулируя глотание.
3. Полоскание горла.
4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
5. Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
1. Открывание и закрывание рта. Причём как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево – вправо.
Упражнения для щёк.
1. Надувание щёк: обеих одновременно и попеременно.
2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
3. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.
4. «Футбол». Толкаем щёки язычком попеременно.
Упражнения для губ.
1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
4. «Трубочка». Вытянуть губы вперёд, при этом челюсти сомкнуты.
5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
7. Вибрация губ (фырканье лошади).
8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево – вправо.
9. Чмоканье.
10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
11. Выплёвывание губами семечек, риса, гороха.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).
1. «Лопатка - блинчик». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо – влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
3. «Месим тесто». Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх – вниз (к носу – к подбородку), или за верхние зубы – за нижние зубы.
5. Вялый, спокойный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Произносим пя-пя-пя, похлопывая верхней губой язык.
6. Сплёвывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
7. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
8. «Расчёска». Пропускаем язычок, через сближенные зубы – вперёд.
9. «Чистим зубы» .Кончиком языка обводим с лево – на право верхние и нижние зубы.
10. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней губы. Или круговое облизывание губ.
12. «Иголочка – змейка».суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу. Острый язычок заводим вправо – влево.
13. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
14. «Грибок». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опустить нижнюю челюсть вниз, язык не отрывать.
15. «Гармошка». Улыбнуться, присосать язык к нёбу, опускать и поднимать нижнюю челюсть, язык не отрывать.
16. «Чашечка – лодочка». Рот открыт, края языка округлены.
17. «Индюк»улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперёд – назад, влево – вправо, произнося бла-бла-бла.
18. «Горка – кошка сердится». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы.
19. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд – назад по нёбу.
20. «Дятел - барабан». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.
- Сказка и артикуляционная гимнастика.
Я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику, которую с удовольствием выполняют наши воспитанники. Слайды с фотографиями наших детей нам помогут. Итак, внимание на слайд.
- Творческая игра.
Уважаемые воспитатели и педагоги, я предлагаю и вам побывать режиссёрами таких же сказок – гимнастик. У вас на столах есть картинки образы всех артикуляционных упражнений. Я предлагаю вам, разделиться на 3 группы, и сочинить свою сказку – гимнастику, а потом показать всем нам. Один будет воспитателем, будет показывать, а остальные будут участниками. Итак, в вашем распоряжении 15 минут. Если будут вопросы не стесняйтесь.
- Итог семинара – практикума.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
А сейчас я бы хотела вам предложить оценить наш семинар – практикум. У меня на столе лежат фишки:
- Красная – семинар понравился,
- Жёлта – семинар не очень понравился,
- Синяя – семинар не понравился.
Я предлагаю вам каждому взять фишку и проголосовать в коробочку. Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...
Семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика"
Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцирован...
Семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи"
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА?Дефекты речи могут серьёзно испортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.Неправильное произношение звуков происходит из-за несовер...
семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...
Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"
Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"...