Семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи"
консультация
ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА?
- Дефекты речи могут серьёзно испортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
- Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др.
- И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_artikulyatsionnaya_gimnastika-pervyy_shag_k_pravilnoy_rechi.pptx | 2.25 МБ |
tekst_dlya_vystupleniya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужна гимнастика? - Дефекты речи, повод для шуток и насмешек среди детей; - Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата; - Цель – развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений;
Основные правила гимнастики - продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости ребенка, но не более 10 минут; - во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык; - никогда не принуждайте, лучше превратите тренировки в игру; - занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс; - если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки; - задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Возрастные особенности детей и гимнастика для детей 2-3 лет
Возрастные особенности детей и гимнастика для детей 3-4 лет
Возрастные особенности детей и гимнастика для детей 4-5 лет
Возрастные особенности детей и гимнастика для детей 5-7 лет «Хлопни в ладоши» «Замени звук» Замени в словах первый звук на звук Р, чтобы получилось новое слово . Замени в словах последний звук на звук Р, чтобы получилось новое слово.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
« Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу. Статические упражнения При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот. Статические упражнения При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. Статические упражнения При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
Динамические упражнения Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
Динамические упражнения Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи « Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку . Губы должны быть в улыбке !
Динамические упражнения Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи « Индюк» Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад , не отрывая языка. При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ... Нижняя челюсть неподвижна!
«Вкусные» игры с пользой для речи Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
«Вкусные» игры с пользой для речи Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Упражнения с ложкой
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи
№ слайда | Текст |
1 слайд | Название семинара-практикума |
2 слайд | Добрый вечер уважаемые родители, рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи» |
Игра знакомство подготовка родителей к работе: ИМЯ – ДВИЖЕНИЕ. (ПО ПРИНЦИПУ СНЕЖНОГО КОМА) Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение. | |
3 слайд | ЗАЧЕМ НУЖНА ГИМНАСТИКА?
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. - Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. - К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. - Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. - Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом (например горловой звук Р, ЗРР может перетекать в ЗПР или легкую УО, все зависит от причин нарушений и во время оказанной помощи). |
4 слайд | Основные правила гимнастики Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
Если гимнастика дается дошкольнику с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, ребенку необходим специальный массаж. |
5 слайд | ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ГИМНАСТИКА Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания. Для детей 2 – 3 лет Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум). ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАНЕЛЬ «КОЛИБРИ» Игра «Звуковая угадай-ка», «Кто сказал МЯУ» |
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно. «Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка. «Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет. «Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд). | |
6 слайд | Для детей 3 – 4 лет Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево). «Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней. Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку». Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь ребенка веселые стихи. |
7 слайд | Для детей 4 – 5 лет Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы. «Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким. «Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается. «Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны. |
8 слайд | Для детей 5 – 7 лет Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребенок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик». Хоботок слоненок тянет, Он вот - вот банан достанет, Губки в трубочку сложи И спокойно подержи К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух. «Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук. ИТАК, КОГДА ВЫ УСЛЫШИТЕ ЗВУК Л В СЛОВЕ, ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ СЛОВА: ЛАДОНЬ, КОСМОС, ВЕЕР, ЕЛЬ, КЛОУН, ФЛАГИ, КОЛИТКА «Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск». |
9 слайд | Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии. |
10,11,12 слайд | Статические упражнения При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд. «Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу. «Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот. «Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. |
13, 14, 15 слайд | Динамические упражнения Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку. «Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! «Индюк» Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ... Нижняя челюсть неподвижна! |
16 слайд | «Вкусные» игры с пользой для речи Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
|
17 слайд | УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ: 1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки. 6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. |
18 слайд | Артикуляционная гимнастика приносит ребенку огромную пользу. Проявляйте творчество, придумывайте свои игровые сюжеты, делайте гимнастику ежедневно, и результат появится обязательно! Желаю Вам успехов! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное дыхание - правильная речь
Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»
Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...
Артикуляционная гимнастика- первый шаг к постановке правильного произношения
Хотите, чтобы Ваш ребенок говорил правильно и красиво? Ну что ж, боюсь вошебная палочка здесь не поможет) Уделите Вашему малышу 10 минут в день, и Вы удивитесь как все прозаично! Фитнес для Язык...
"Правильное дыхание - правильная речь".
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют н...
Консультация "Правильное дыхание - правильная речь"
консультация предназначена для родителей с упражнениями на дыхание...
Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика-первый шаг к правильной речи»
Дефекты речи могут серьёзно испортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционног...