семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кшнякина Зинаида Максимовна

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_artik.gimnastika_dlya_sots_seti.docx11.47 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Семинар-практикум с родителями детей-логопатов.

«Артикуляционная гимнастика – первый шаг к коррекции звукопроизношения.

Цель: познакомить родителей с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, объяснить необходимость ее выполнения, дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Оборудование: ноутбук, экран, слайды с комплексами артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала.

Теоретическая часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы поговорим о том, какое значение имеет артикуляционная гимнастика  для коррекции звукопроизношения.

Итак, человек правильно произносит в своей речи различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Точность, сила и дифференцированность этих движений у ребёнка  развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

 Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Слайд 2. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд3. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе  различные. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах необходимо следить за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

   Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Рекомендации: Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед зеркалом в течение трех-пяти минут. Каждый раз выполняются 3-4 упражнения, причём новым может быть только одно, остальные – для повторения и закрепления. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то необходимо сначала отработать старый материал. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять сидя, чтобы у ребёнка была прямая спина, не напряжен, руки и ноги находились в спокойном положении.  Нельзя ребёнку говорить, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ему его достижения («Видишь, твой язычок уже научился быть широким»), подбадривать («Ничего, ты еще научишься поднимать язычок кверху»). Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Для того, чтобы иметь представления об артикуляционной гимнастике и в домашних условиях помочь своему ребенку, давайте все вместе будем учиться  выполнять артикуляционные упражнения для постановки различных групп звуков.  

Практическая часть.

Слайд №4. На экране профили и символы  артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Горка», «Щёточка», «Катушка», «Чистим нижние зубки», «Кто дальше загонит мяч?».

Сначала родители знакомятся с комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение с использованием индивидуального зеркала.

Слайд №5. На экране профили и символы  артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков: «Трубочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Приклей конфетку», «Грибок», «Чашечка», «Фокус», «Чистим верхние зубки», «Гармошка».

Родители знакомятся со вторым  комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение с использованием индивидуального зеркала .

Слайд №6. На экране профили и символы  артикуляционных упражнений для постановки  звуков «Л и Ль»: «Улыбка», «Заборчик», «Накажем язычок», «Индюк», «Пароход гудит», «Поймай мышку».

Родители знакомятся с третьим  комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение с использованием индивидуального зеркала.

Слайд №7. На экране профили и символы  артикуляционных упражнений для постановки звуков «Р и Рь»: «Улыбка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабанщик», «Парус», «Болтушка», «Маляр».

Родители знакомятся с четвёртым  комплексом упражнений, затем выполняют каждое упражнение с использованием индивидуального зеркала.

(В конце семинара раздаются родителям памятки с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики с детьми)

 Слайд 8. Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!                  До свидания!

Использованная литература:

1.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.Пр.1981

2. Волкова Л.С. Логопедия. М.Пр.1995

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.Пр. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗУВУКОПРОИЗНОШЕНИЯТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в прямых слогах и слов...

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Оптимизация структуры и содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ФФНР

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящ...

Практикум «Артикуляционная гимнастика – первый шаг в коррекции звукопроизношения»

Данный материал будет полезен учителям-логопедам для организации семинара-практикума для педагогов коррекционных групп ДОУ...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...