Семинар-практикум "Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей"
методическая разработка по теме
Семинар-практикум по теме: «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей" позволяет:
- Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
- Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Тема: «Игры В.В. Воскобовича в развитии математических способностей детей»
Цель:
- Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
- Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К.Ф. Гаусс)
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
- Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
- А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
- Без математики нельзя
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
В 2013 году была разработана Концепция развития математического образования.
ЦЕЛЬ: вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире.
Для всех граждан России математическая грамотность является элементом культуры. Российская математика была сильнейшей в мире в конце 20 века, огромный вклад вносили математики, компенсируя отставание в компьютерной мощности. Математика может поднять экономику страны.
Цель дошкольной математики: развитие логического мышления, конструирование, коммуникация, эксперимент, поиск решения новых задач. Детей необходимо научить самостоятельно решать задачи и находить способы действия.
Элементы математики (головоломки, игры телеконкурсы)должны насытить среду обитания (настенные календари, социальная реклама, телешоу математического содержания). Решение задач на автобусной остановке, в вагонах транспорта будет престижно. Детские математические соревнования должны стать престижными и выйти на уровень конкурсов молодых талантов. Для каждого ребенка необходимо проектировать «коридор ближайшего развития» (инд. маршрут). Из лексикона общества должно исчезнуть понятие «РЕБЕНОК НЕ СПОСОБНЫЙ К МАТЕМАТИКЕ».
Систематическое использование калькулятора поддержит на плаву только слабых учащихся.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
ЗАДАНИЕ 1. Каждому педагогу предлагается прописать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП в своей возрастной группе (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы)
ЗАДАНИЕ 2
«ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу «математических неожиданностей».
Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.
1858 – Мёбиус - ученик знаменитого Гаусса послал в Парижскую академию наук работу о листе Мёбиуса, не дождавшись ответа, через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты. Другой ученик Гаусса - И.Листинг в 1862 также изобрёл лист.
1.Нужно склеить из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием повернуть один конец на 180 градусов.
2.У листа Мебиуса одну сторону начните постепенно окрашивать в какой – нибудь цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.
3.Попробуйте разрезать лист Мёбиуса по его средней линии. Нормальное кольцо распадётся. А лист Мёбиуса превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.
ЗАДАНИЕ 3
С какими образовательными областями интегрирует математика? Где мы используем математические знания? (физкультура, аппликация, рисование, ..)
ЗАДАНИЕ
Отгадай предмет. Этот предмет изобрел в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов. Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться (их количество равно 43 252 003 274 489 865 000). Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток (кубик Рубика)
Лидер по продажам игрушек. Продано 350 миллионов кубиков. Если их поставить в ряд, они протянутся от полюса до полюса.
ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА
В. В. Воскобович, ученый, физик-конструктор. Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры.
Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. В настоящее время работает развивающий центр Воскобовича. Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику.
В чём секрет популярности игр?
Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.
Основные игры
Конструктор «Геоконт»
представляет собой фанерную дощечку с гвоздиками, которые расположены в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие с всевозможными творческими заданиями. Дети в процессе игры помогают сказочному персонажу Гео с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в волшебном Фиолетовом Лесу. А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
«Квадрат Воскобовича»
состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на расстоянии друг от друга. Его легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры, например, самолет, домик, черепаху, - около сотни возможных вариантов. Игра сопровождается сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи малышу помогают мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и другие сказочные герои.
Головоломка «Чудо-крестики»
представляет собой рамку с различными вкладышами, которые отличаются по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенок учится собирать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш, используя схемы, собирает уже различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок». «Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, использовать схемы для решения поставленных задач. А красочное игровое пособие «Складушки» знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры встречает множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки.
Плюсы методики
- Игры Вячеслава Воскобовича способствуют развитию познавательной и двигательной функций: благодаря им можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая мелкую моторику, логику, мышление, память, наблюдательность, воображение, внимание, творчество.
- Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, обучаются быстро анализировать и сравнивать полученную информацию, хорошо ориентируются на плоскости, легко считают и читают, умеют различать геометрические фигуры и цвета.
Минусы методики
- Игры нельзя сделать самим, их нужно покупать в магазине.
- Игры Воскобовича требуют от ребенка усидчивости, что подходит далеко не каждому ребенку.
- В процессе выполнения заданий дети мало взаимодействуют с окружающей средой.
Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе.
Решение:
1. Строить работу по ФЭМП в соответствии с требованиями развивающего обучения и воспитания в ДОУ и ФГОС ДО.
2. Провести открытый показ занятий по ФЭМП, ориентированные на развивающее обучение с использованием современных методов и приемов в разных возрастных группах.
3. Провести смотр уголков “Занимательной математики”
4. Включать в планы досуговой деятельности развлечения с использованием ЭМП (организация дня игры).
Превращения волшебного квадрата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направ...
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами логико-математических игр
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...
Мастер-класс для педагогов "Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича....
Перспективное планирование по части программы, формируемой участниками образовательных отношений на 2021-2022 учебный год в старшей группе «Игры В. Воскобовича в развитии интеллектуальных способностей детей»
Перспективное планирование...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 -2024 г. Тема: «Развитие математических способностей детей первой младшей группы с использованием метода Коврограф Воскобовича.
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 -2024 г. Тема: «Развитие математических способностей детей первой младшей группы с использованием метода Коврограф Воскобовича....