Долгосрочный социальный проект "Группа кратковременного пребывания в ДОУ"
проект на тему
Группа кратковременного пребывания - гарантия общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, ст.5), а также создание благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Долгосрочный социальный проект "Группа кратковременного пребывания в ДОУ" | 64.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
Создание группы кратковременного пребывания
детей дошкольного возраста
Нормативно - правовая основа организации ГКП:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,
- Конвенция о правах ребенка,
- Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. №1014,
- СанПин 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.
- Приказ по отделу образования Администрации г.о.Шуя
- Приказ заведующей МДОУ № 20.
Изучение образовательных запросов родителей
с целью выбора модели ГКП, востребованной населением
Приоритетное направление | Услуги | Возраст детей | Время посещения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обучение на занятиях, участие в прогулке, мероприятиях ДОУ | Обучение, воспитание | 1,5-8 лет | Время занятий в ДОУ |
2 ч в день, 5 раз в неделю | |||
Адаптационные группы | Адаптация к условиям ДОУ, консультации для молодых матерей | Ранний (1,5—3 года) | Раздельное пребывание детей и родителей в фиксированное время |
семейные группы | Совместное обучение детей и родителей, консультации для родителей | Ранний возраст (1,5—3 года) | Совместное пребывание детей и родителей в удобное или фиксированное время |
Для детей - инвалидов | Патронажные услуги в сочетании с КП детей в детском саду: воспитание, обучение | Ранний, дошкольный | Время занятий в период посещений на дому |
Подготовка к школе | Обучение, воспитание | 5—7 лет | Вечернее время |
Группы выходного дня | Уход, присмотр, обучение, воспитание | 1,5-8 лет | Выходные дни |
Результат опроса родителей
Опрошено 42 родителя.
85% - адаптационные группы для детей, не посещающих ДОУ (1,5—3 года) с раздельным пребыванием детей и родителей в фиксированное время.
Актуальность проекта
Группа кратковременного пребывания - это адаптационная группа для детей 1,5 – 3 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – гарантия общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, ст.5), а также создание благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду.
Конституцией Российской Федерации установлено, что все граждане нашей страны имеют право на обеспечение услугами дошкольного образования. На сегодняшний день, задача обеспечения доступности дошкольного образования в России, до сих пор остается не решенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию, много, среди них главная – дефицит свободных мест в детских садах. В связи с этим имеется проблема неодинаковой подготовленности к школе детей разных социальных групп населения. С учетом вышесказанного, одним из приоритетных направлений развития образовательной системы г.о. Шуя, признана необходимость обеспечения детям из разных социальных групп и слоев населения равных стартовых возможностей.
Численность детей, нуждающихся в устройстве в детские сады в г.о. Шуя на май 2015г. – 385, в том числе: от 1,5 до 3 лет - 385, от 3 до 5 лет - 0, от 5 до 7 лет – 0 человек.
Отдел образования администрации г.о. Шуя осуществляет контроль за получением качественного и доступного образования на территории г.о. Шуя.
В городе развиваются вариативные формы дошкольного образования: частные центры развития детей, лекотека, центр игровой поддержки, группы кратковременного пребывания.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где он воспитывается – в детском саду и семье или только в семье, мы создаем эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, делаем его жизнь интересной и содержательной, расширяем круг его интересов, учим общаться со сверстниками и взрослыми.
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Чтобы они прошли без лишних потрясений, мы стараемся избавить малышей и их родителей от травмирующих факторов.
Работа сотрудников нашего детского сада направлена на поиски путей и методов усиления психологической безопасности детей группы кратковременного пребывания.
Цели и задачи
дошкольного учреждения в работе группы кратковременного пребывания
Цели группы кратковременного пребывания являются:
- содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;
- взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Задачи группы кратковременного пребывания:
Для детей:
- всестороннее полноценное развитие детей через реализацию образовательной программы группы кратковременного пребывания детей;
- охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей.
Для родителей:
- формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
- оказание консультативно-методической помощи педагогов и специалистов.
Главная особенность группы кратковременного пребывания для детей 1,5 -3 лет состоит в оказании образовательных услуг и целенаправленном формировании навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Особенности организации образовательного процесса в ГКП
Наш группа - группа социализации. Педагог использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития.
Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор. Педагог может работать, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается и они включаются в совместную деятельность. Для этого одновременно на группе работают два воспитателя.
У детей, посещающих ГКП больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность.
Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь.
В игровой комнате оборудована учебная зона. Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания детей включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное личностно-ориентированное развитие ребенка для достижения поставленной цели, решения поставленных задач и обеспечения рациональной организации всех видов деятельности.
Содержание образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей определяется образовательной программой группы кратковременного пребывания детей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20».
Основными направлениями в содержании работы группы кратковременного пребывания детей являются: обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей и реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Педагоги проводят непосредственно организованную деятельность согласно сетки занятий ГКП на учебный год, перспективному планированию на учебный год и СанПин.
Порядок функционирования
группы кратковременного пребывания детей
Группа кратковременного пребывания детей функционирует 5 раз в неделю. Режим работы группы кратковременного пребывания детей 2 часа в день (12.00-14.00).
Для работы в группе кратковременного пребывания детей привлекаются воспитатели и специалисты ДОУ согласно графику.
В рамках воспитательно-образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов ГКП направлена на:
- на реализацию ФГОС ДО;
- всестороннее полноценное развитие детей, не посещающих ДОУ;
- содействие успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
- повышение культуры общения между взрослыми и детьми;
- привлечение внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.
Функционирование адаптационной группы осуществляется в детском саду под контролем врача и медицинской сестры.
Материально - техническое обеспечение функционирования ГКП
Созданное в группе кратковременного пребывания предметно-развивающее, образовательное пространство позволяет повысить эффективность воспитательно - образовательного процесса, максимально раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребенка.
Материально-техническое оснащение детского сада обеспечивает многоплановую и разнообразную образовательную работу с детьми: сохранение и крепление здоровья воспитанников, развитие интеллектуальных, музыкальных, изобразительных и творческих способностей. Созданы условия для осуществления:
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- речевого развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ГКП.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы ГКП).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, -участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в игровой комнате различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для детей ГКП всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
- все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в плоскости его действий;
- имеются уголки уединения;
- большая часть пространства освобождается для самостоятельной двигательной активности детей;
- смена обстановки происходит за счет того, что встречи проводятся не только в игровой комнате, но и в уголке природы, «Любознайке», «Неболейке», «Музее».
Содержание предметно - развивающей среды соответствует требованиям образовательной программы и отвечает художественно – эстетическим нормам.
Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования позволяет детям группы заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В игровой комнате создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Используются светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков.
Оснащенность воспитательно-образовательного процесса
Для полноценного обеспечения воспитательно-образовательного процесса педагоги, осуществляющие образовательную деятельность приносят материалы и пособия из методического кабинета Учреждения.
Воспитанники ГКП посещают следующие помещения Учреждения:
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Музыкально-спортивный зал
|
|
«Неболейка» |
|
«Любознайка» |
|
«Музей» |
|
При организации среды учитываются:
- возрастные особенности развития детей;
- уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
- индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
- динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
- использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детском саду развивающая предметно-пространственная среда ГКП состоит из следующих помещений:
- комната для раздевания и ожидания родителями;
- «Неболейка»;
- «Комната музей»;
- «Любознайка»;
- музыкально-спортивный зал;
- комната для гигиенических процедур.
Функциональное назначение помещений,
составляющих предметно-развивающую среду ГКП
Помещение | Применение |
Раздевалка для детей и взрослых | Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п. Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила, режим работы, расписание занятий). Наглядный информационный материал для родителей (консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей). |
«Любознайка» | Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др. Эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности. |
«Комната музей» | Ознакомление детей в доступной форме с народным бытом; народные игры, ознакомление с малыми формами фольклора, знакомство с погремушками, шумелками. |
Музыкально-спортивный зал | Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности. |
«Неболейка» | Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений. |
Комната для гигиенических процедур | Формирование культурно-гигиенических навыков |
Воспитатели создают развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.
Воспитанники группы кратковременного пребывания являются активными участниками всех спортивно-развлекательных мероприятий и утренников ДОУ.
Кадровое обеспечение функционирование ГКП
Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:
- Заведующая;
- Воспитатели;
- Старший воспитатель;
- Музыкальный руководитель;
- Врач;
- Медсестра.
Ожидаемые результаты работы
группы кратковре6менного пребывания
- разработана модель дошкольного образования, обеспечивающая доступность для детей раннего возраста, не посещающих детский сад;
- созданы благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду;
- предоставление воспитанникам возможности получения образовательных услуг;
- оптимизирована модель взаимодействия образовательной системы ДОУ;
- повышение престижа учреждения для семей, имеющих детей дошкольного возраста;
- повышение статуса учреждения, создание условий для профессионального роста педагогов ДОУ.
Перспектива
- увеличение количества мест в группе кратковременного пребывания для полного удовлетворения потребностей родителей в получении общедоступного бесплатного образования:
- оказание общедоступного бесплатного образования для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...
Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются особенно актуальными. Наиболее существенным ф...
Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка»
Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка» воспитателя МБДОУ д/с-о/в №19 Плешаковой М....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Долгосрочный социально-значимый проект "Дорогою добра"
Система работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста...
Долгосрочный социальный проект "Что нам стоит дом построить"
Социальный Проект с привлечением социальных партнеров по преобразованию игровой площадки ДОУ в пространство с наличием домика-беседки интересного для детей, предоставляющего детям возможность выбора д...
Долгосрочный социальный проект "Благоустройство участка"
Долгосрочный социальный проект с привлечением социальных партнёров "Благоустройство участка"...