методические рекомендации "Технология управления педагогическим процессом в условиях введения ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 54.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО».
- Организовать широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями воспитанников (законными представителями).
- Ознакомиться с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.
- Сформировать банк нормативно - правовых документов федерального, регионального, районного уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДОО;
- Привести локальные акты ДОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО (устав, приказы, должностные инструкции работников ДОО, положения, договоры и др.) и довести их до сведения всех заинтересованных лиц.
- Разработать на основе ФГОС ДОО основную общеобразовательную программу дошкольного образования, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
ООП направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающейся образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- -социально-коммуникативное развитие;
- -познавательное развитие;
- -речевое развитие;
- -художественно-эстетическое развитие;
- -физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
- Создать рабочую группу по подготовки ДОО к введению ФГОС ДОО;
- Организовать изучение ФГОС ДОО членами рабочей группы, педагогическим коллективом ДОО;
- Разработать и утвердить план – график введения ФГОС ДО;
- Разработать план мероприятий и его методическое сопровождение по введению ФГОС ДОО;
- Подготовить педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях и творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсы повышения квалификации;
- изучать современную методическую, педагогическую литературу;
- посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.;
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами;
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности;
- изучать информационно-компьютерные технологии;
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства;
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок;
- осуществлять работу по самообразованию:
- самостоятельное изучение информации;
- систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток;
- мастер-класс;
- открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений.
- Старшему воспитателю необходимо вести контрольную деятельность педагогов. Педагог дошкольного образования должен:
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
- Владеть ИКТ-технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Организовать поэтапное повышение квалификации педагогических кадров ДОО на базе организаций дополнительного профессионального образования, через:
- учебу в вузах, колледжах;
- КПК через онлайн - ресурсы;
- Вебинары;
- Районные и региональные мероприятия;
- Совместные мероприятия в ДОУ;
- Самообразование педагогов.
- Организовать участие различных категорий педагогических работников в городских, районных семинарах / конференциях по вопросам введения ФГОС;
- Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением;
- Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов;
- Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста. Для успешной работы с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия как:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
- Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
- Привести в соответствие с требованиями ФГОС предметно-развивающую среду. При организации предметно – развивающей среды необходимо придерживаться следующим принципам:
• насыщенность;
• полифункциональность;
• трансформируемость;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность.
Предметно-развивающую необходимо организовать таким образом, чтобы максимально обеспечить полноценное развитие личности детей по всем основным образовательным областям, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
- Обеспечить материально – техническую базу ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
- Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации, таких как:
- Семинар «Брейн – ринг»,
- Педагогический КВН;
- Коучинг – сессии;
- Симпозиум;
- Педагогический пробег;
- Открытый микрафон;
- Фестиваль педагогических идей;
- Квик – настройка;
- Банк идей;
- Творческий час «Золотые россыпи»
- Педагогическое ателье и т.д.
- Необходимо осуществлять социальное партнёрство с социальными институтами.
- Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций, это такие условия как:
- наличие в ДОУ нормативно - правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДОО;
- готовность педагогов к введению ФГОС ДОО в образовательный процесс;
- обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДОО.
Таким образом, в условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Эффективность педагогического процесса – это результат деятельности всего педагогического коллектива. А результат деятельности педагогического коллектива зависит от управляющего дошкольным учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Специфика построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»
С 1 сентября вступил в силу ФЗ «Об образовании» «273-ФЗ, который внёс ряд существенных изменений в систему образования РФ, в частности в дошкольное образование. «Закон» выделяет дошкольное образование...
Кадровое обеспечение образовательного процесса в условиях введения ФГОС в ДОО
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
Проект Управление развитием ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
Сегодня к современному ДОУ предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ...
Методические рекомендации Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО
Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО...
Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В настоящее вре...
Статья "Деятельность старшего воспитателя по научно-методическому сопровождению педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для по...