Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии
статья (подготовительная группа) по теме
В статье представлен материал из опыта работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность дошкольного и начального уровней образования | 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».
Мы часто говорим, что детство – это самое беззаботное время, самый прекрасный период. Только вот, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным для детей.
В нашей гимназии есть возможность наблюдать за этим периодом, принимать участие в жизни дошкольников, оказывать посильную помощь детям и их родителям в преодолении сложностей переходного периода и в облегчении дальнейшей адаптации первоклассников к учебной деятельности. В гимназии функционируют две подготовительные к школе группы для детей 6 - 8 лет. Дети, посещающие группы – выпускники старших групп дошкольных образовательных организаций города Белгорода. И мы здесь, как никто другой понимаем слова известного педагога о дошкольном образовании, что «… школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее» и видим тому подтверждение.
В нашей стране первым уровнем общего образования теперь является дошкольное образование1. Школа и дошкольная образовательная организация – два смежных звена в системе образования. И поэтому, необходимо сохранять целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность?
Преемственность - это последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального общего образования и позже введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования - важный этап деятельности дошкольных образовательных организаций и школы, который существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Задача ФГОС ДО - научить ребёнка учиться
Задача ФГОС НОО – учить детей самостоятельно учиться.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Осуществление преемственности в работе любой дошкольной образовательной организации и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Если провести сравнительный анализ ФГОС дошкольного и начального общего образования, то можно сделать следующие выводы.
1) В основу ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход (сознание формируется в деятельности. Через действие начинается понимание.) Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Деятельностный подход предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
• совместная деятельность детей;
• совместная деятельность взрослого и детей;
• самостоятельная детская деятельность.
3) Следующее: цели ФГОС начального общего образования являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС дошкольного образования:
Цели ФГОС ДО | Цели ФГОС НОО |
- охрана и укрепление физического и психического здоровья | - развитие физических качеств |
- формирование предпосылок учебной деятельности | - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности |
- духовно-нравственное развитие и воспитание | - формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств |
Важным условием реализации основной образовательной программы начальной школы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном же возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника | Предпосылки познавательных УУД дошкольника |
- действовать по образцу и заданному правилу; - сохранять цель; -видеть указанную ошибку и исправлять ее; -контролировать свою деятельность; - понимать оценку взрослого и сверстника; | - выделять параметры объекта; - устанавливать взаимо-однозначное соответствие; - выделять существенные признаки; - умение устанавливать аналоги; - осуществлять классификацию и сериацию; |
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника | Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника |
- кодирование/замещение; - декодирование; -умение использовать наглядные модели. | - испытывать потребность в общении; - использовать вербальные и невербальные средства общения; - позитивно относиться к процессу сотрудничества; - ориентироваться на партнера; - умение слушать собеседника. |
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Таким образом, детский сад, точнее дошкольная образовательная организация является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Формы осуществления преемственности дошкольных организаций и школ, в частности подготовительных групп и начальных классов гимназии, развиваются по трем основным направлениям:
- во взаимодействии с детьми,
- во взаимодействии с педагогами,
- во взаимодействии с родителями.
Рассмотрим первое направление - взаимодействие с детьми. Усилия начальной школы и подготовительных групп гимназии в физическом воспитании детей направлены на выполнение единой цели.
Прежде всего, надо, чтобы ребенок - дошкольник был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому воспитатели и медицинский работник постоянно следят за физическим развитием детей и поддерживают его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.
Ежедневно дошкольники гимназии выполняют закаливающие процедуры, дыхательную гимнастику, утреннюю зарядку. Приходя в первый класс, они также начинают свой учебный день с утренней гимнастики на протяжении всего периода обучения.
Двигательная активность крайне важна ребенку на любом этапе его развития. Так прогулки на свежем воздухе, подвижные игры в дошкольном возрасте меняются на ежедневные динамические паузы, физминутки, подвижные игры на переменах в ходе учебной деятельности.
Взаимодействие с детьми также включает в себя:
- посещение малого и большого спортивного зала, стадиона, спортивных и игровых площадок на улице;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями физкультуры начального звена, посещение кружков, секций;
- участие в игровых программах, совместных праздниках и спортивных соревнованиях дошкольников и первоклассников;
- экскурсии дошкольников по гимназии, участие в общих мероприятиях, просмотр спектаклей, концертов;
- посещение библиотеки и Пушкинского музея гимназии; участие в совместных литературных мероприятиях;
- отдых дошкольников в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» на базе гимназии.
Ежегодно проводятся экологические акции «Кормушка», «Скворечник» (родители дошкольников или школьники на уроках труда делают их своими руками), дошкольники ходят на экскурсию в экологическую зону гимназии, в теплицу, где поливают и опрыскивают растения, высаживают новые (с помощью педагога – эколога), наблюдают за питомцами теплицы.
Посещение экспозиции «Три ратных поля России» позволяет решать вопрос и патриотического воспитания детей.
Частые и желанные гости в группах - наши выпускники. Беседы и встречи с учащимися гимназии, которые посещали наши подготовительные группы, их участие в утренниках и мероприятиях для воспитанников, совместные игры, чтения, художественное творчество – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Ежегодно в конце мая месяца в дошкольных группах проводится Выпускной бал – в виде отчетного концерта, который посещают гости из гимназии.
Успешным в школе, также, будет тот ребенок, который хорошо адаптирован в социальном плане – умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, не стесняется задать вопрос, умеет организовать свое время, связно высказать мысли, работать с книгой и другими источниками информации, у которого высокий уровень познавательных интересов и познавательной активности, сформированный в дошкольном детстве.
Второе направление - взаимодействие педагогов.
Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности успешно решается в гимназии при тесном их взаимодействии. Воспитатели подготовительных групп гимназии являются активными участниками методического объединения учителей начальных классов.
Консультации учителей начальных классов помогают педагогам и родителям познакомиться с основными составляющими ФГОС. Используются следующие формы сотрудничества:
- изучение образовательных технологий, используемых педагогами дошкольных групп и начальной школы,
- совместные педагогические советы,
- семинары, мастер-классы, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей,
- открытые показы образовательной здоровьесберегающей деятельности в дошкольных группах и открытых уроков физкультуры в первых классах.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первом классе школы и непосредственно – образовательной деятельности в подготовительных группах. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
В работу по преемственности привлекаются и родители:
- совместная проектная деятельность детей и родителей;
- совместные родительские собрания по темам:
1. Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
2.Психологическая готовность ребёнка к школе.
3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
- дискуссионные встречи;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами, учителями физкультуры;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к учебной деятельности, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Постоянно организуются выставки детских поделок и совместных работ родителей и детей.
В.А. Сухомлинский говорил: «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
Литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013 г.) //http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
4. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
5. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
Н.М. Осипьян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в соответствии ФГОС....
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования
В статье раскрыта актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...
«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум
Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...
«Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования»
Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования. Из опыта работы...