Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования
статья

Панина Ольга Игоревна

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных технологий, как одной из форм сотрудничеств, на примере работы группы продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация российского образования направлена на создание единого образовательного пространства, стандартизацию, унификацию процесса обучения, создавая при этом возможности сохранения уникальности содержания образовательных подходов каждого образовательного учреждения на различных ступенях.

Применительно к дошкольным учреждениям это нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании», в котором Минобрнауки РФ вместо выбора программ из набора рекомендованных, разрешает самостоятельно разрабатывать и утверждать ту образовательную программу, на основе которой будет функционировать. При этом, в документе указаны общие характеристики, обязательные для вовлечения в структуру создаваемой программы.

Внедрение и реализация ФГОС дошкольного и начального образования, инновационная деятельность, обуславливающая поиск и внедрение новых форм педагогического взаимодействия, продуктивность которой зависит от понимания ее важности и значения в образовательном пространстве всеми участниками, делает вопрос организации преемственности между ДОУ и начальной школой ключевым предметом рассмотрения.

Традиционными формами, доказавшими свою эффективность при решении вопроса преемственности в образовательном пространстве «детский сад — школа» являются знакомство с образовательными программами

дошкольного образовательного учреждения и школы, совместные педагогические советы, мастер-классы, семинары, встречи родителей будущих первоклассников с будущими учителями.

Особое внимание, на наш взгляд, в этом процессе занимает планирование и осуществление совместной деятельности педагогов и воспитателей с детьми-дошкольниками и первоклассниками, такие как праздники, выставки, концерты и т.д.

Учитывая, что в начальной школе ведущей деятельностью ребенка становиться учебная, а для дошкольника характерна игровая деятельность, наибольшими возможностями для интеграции уже привычных форм деятельности дошкольника в образовательное пространство школы заложено в организации деятельности детей в группе продленного дня через использование интерактивных технологий.

В последние десятилетия интерактивные технологии становятся неотъемлемой частью реализации всех образовательных проектов. Их внедрение способствует формированию коммуникативной культуры ребенка, его успешной социализации с учетом индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

Интерактивные технологии, являясь элементом интенсификации и активизации образовательного процесс как в ДОУ, так и в начальной школе, представляют собой технологии, содержащие такие условия для ребенка,

при которых он выступает в качестве автономного активного элемента, участвующего в познавательной деятельности.

Примером таких технологий могут быть как различные варианты работы детей в малых группах (работа в парах, тройках, хоровод, большой круг, карусель, цепочка, аквариум, дерево знаний), так и кейс-технологии

(игровое проектирование, ситуационно-ролевые игры, фото-кейсы, кейс-иллюстрации, ситуационные упражнения и задачи).

Основной целью данных технологий является активизация интеллектуальных способностей ребенка, возбуждение внутреннего диалога, развитие межличностных отношений, создание ситуации успеха, формирование условий для самообразования личности каждого ребенка, вовлеченного в «субъект-субъектное» взаимодействие через достижение двусторонней связи при обмене информацией между детьми.

Внедрение таких и аналогичных форм интерактивных технологий в образовательную деятельность старшего дошкольника и младшего школьника дает возможность менять формы деятельности, переключает внимание ребенка, способствует его целостному развитию как личности и позволяет нивелировать утомление, вызванное учебным процессом за счет фактора новизны и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.

В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...

Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии

В статье представлен  материал из опыта работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания,...

Программа преемственности дошкольной и начальной ступени образования

Программа преемственности  дошкольной и начальной ступени образования на 2015-2016 учебный год...

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»

Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....