Макет рабочей программы группы ДОУ на образовательный период
методическая разработка на тему
Необходимость в рабочих программах обусловлена тем фактом, что ООП может носить обобщенный характер, не позволяющий воспитателю непосредственно приступить к деятельности по ее выполнению. Смысл существования рабочих программ состоит в том, что они позволяют воспитателю конкретизировать содержание ООП и распределить его во времени на ближайший период, например, на месяц. Рабочая программа нужна также в случае низкой квалификации педагога или воспитателя. Рабочая программа конкретизирует положения ООП и является механизмом ее реализации. Однако, если ООП обладает высокой степенью конкретности и детальности описания содержания, то в рабочих программах достаточно сделать на нее ссылки и указать время, в которое будет проводиться образовательная деятельность.
Рабочая программа, по сути, выполняет функции календарного плана работы. Деятельность в рабочей программе может быть спланирована по образовательным областям или интегративно на основе тематического планирования. Такие оперативные планы желательно иметь всем воспитателям и специалистам (музыкальному работнику, инструктору по физической культуре и др.) Рабочие программы должны быть гибкими и вариативными, перестраиваться в зависимости от результатов ежедневного мониторинга, включать время для свободной игры, занятий детей по интересам, то есть по их собственной инициативе. В связи с этим конкретное содержание игр планировать нежелательно, а вот показать развитие игровой деятельности через ее усложнение рекомендуется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makatrabochey_programmy_gruppy.doc | 246.5 КБ |
rp.pptx | 207.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №__ комбинированного вида муниципального образования ____________ район
станица ________________
Принято на педагогическом совете Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №___ комбинированного вида муниципального образования _______ район станица __________ протокол №1 от 31 августа 2016 г. | Утверждаю заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №___ комбинированного вида муниципального образования _______ район станица __________ _________________ приказ №_____ от _____ сентября 2016 г. |
Рабочая программа
_____________ группы №___ общеразвивающей (компенсирующей направленности)
Срок реализации 1 год или образовательный период 2016-2017 гг.
Рабочая программа
учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре
(нужное)
(1 младшая группа, 2-3 года;
2 младшая группа, 3-4 года)
Срок реализации 1 год или образовательный период 2016-2017 гг.
Составитель /Разработчик программы
Фамилия, имя, отчество, должность
Квалификация __________________
Педагогический стаж ____________
Станица ___________________,
2016 год
Форма написания Программы принимается на Педагогическом совете ДОУ и утверждается приказом заведующего.
Примерные структурные элементы рабочей программы:
1.Титульный лист (Приложение).
2.Содержание с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
3. Целевой раздел: Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана Программа, примерную образовательную программу, парциальные программы, а также различные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Также необходимо описать:
- возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по Программе;
- цель программы;
- задачи программы;
- срок реализации программы;
- основные принципы;
- базисные характеристики личности ребенка к окончанию младшей группы.
Описание целевых ориентиров Программы должно совпадать с целевыми ориентирами ФГОС ДО, ООП ДО и примерной основной образовательной программой выбранной ДО.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел 1
- Пояснительная записка 2
- Цель рабочей программы
- Задачи
- Принципы и подходы
- Значимые характеристики участников образовательного процесса
- Целевые ориентиры
- Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
- Содержательный раздел
- Список воспитанников группы
- Модель организации воспитательно - образовательного процесса в группе
- План образовательной деятельности (учебный план)
на образовательный период 2016-2017 гг.
- Модель года (в основе комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности)
- Модель месяца (в основе комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности)
- Взаимодействие с семьями воспитанников
- Организационный раздел
- Режим дня группы на оба периода
- Модель дня (расписание организованной образовательной деятельности
- Режим двигательной активности
- Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
- Перечень событий, праздников, мероприятий
- Краткое описание различных форм, методов, способов реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
- Особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках.
- учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация).
Приложения к программе
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Программа разработана воспитателями средней группы № _ ФИО Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №___ комбинированного вида муниципального образования _______ район, станица __________, представителя родительской общественности группы ______________.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
• Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №___ комбинированного вида муниципального образования _______ район
станица __________;
• Устав ДОУ;
• Положение о рабочей программе. А также с учётом следующих программ:
обязательная часть | формируемая часть |
Авторская вариативная программа «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. (приложение 1); | Методическое пособие «Ты, Кубань, ты – наша Родина», Маркова В.А./ фронтально (приложение 6) ***** |
Парциальная «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. (приложение 2) * | Парциальная программа «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б./ фронтально (приложение 7) ***** |
Парциальная программа музыкального воспитания «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. (приложение 3) ** | Методическое пособие «Логолегоритмика» Семенихина Н.Ю./ фронтально (приложение 8) |
Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юнный эколог» Николаева С.Н./ фронтально (приложение 4) *** | Парциальная программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В./ фронтально (приложение 9) |
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А. / фронтально (приложение 5) **** |
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №___ комбинированного вида муниципального образования _______ район, станица __________.
Программа направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание пространственной, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности. Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребёнок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребёнок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решение, использовать своё мышление и воображение. (ФГОС)
- Цель рабочей программы: конкретизировать содержание ООП и распределить его во времени, построение системы педагогической деятельности в группе на образовательный период 2016-2017 гг.
- Задачи реализации рабочей программы совпадают с определенными в Основной образовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская (страницы 15-18)
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы соответствуют обозначенным в Основной образовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская (страницы 15-18)
Основными участниками реализации Программы являются: дети группы, родители (законные представители), педагоги.
- Значимые характеристики участников образовательного процесса
Значимые характеристики особенностей семей воспитанников группы
Таблица №3
Возрастные особенности развитие детей средней группы (от 4 до 5 лет) раскрыты в приложении №1 Авторской вариативной программы
«От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016; ст. 248-250
Значимые характеристики особенностей развития детей.
краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы
Таблица 1
Оценка здоровья группы детей.
Общая численность детей – 23
Группа Возраст | ЧДБ | Группа здоровья | Тубинфициро-ванные | Лор-патология | Заболева-ния опорно-двигательного аппарата | Аллергия | Другие | |||
Младшая 3-4 года | 9 | I | II | III | дру- гая | - | 6 | 9 | 1 | 7 |
2 | 20 | 1 | - |
Таблица № 2
Индивидуальные особенности детей группы, %
Группа, возраст. | Пол | Тип темперамента | Социально-эмоциональная сфера | Познавательная сфера | |
№ 10, младшая, 3-4 года | Ж | М | Сангвистический -38 Холерический -7 Флегматический - 44 Меланхолический -11 | Агрессивность – 4 Тревожность - 6 Застенчивость - 3 Гиперактивность - 4 | Соответствует норме развития |
Таблица № 3
Сведения о семьях воспитанников группы.
Полная простая семья | Указать количество |
Полная сложная семья | Указать количество |
Полная измененная семья | Указать количество |
Неполная семья | Указать количество |
Многодетная семья | Указать количество |
Благополучная семья | Указать количество |
Формально благополучная семья | Указать количество |
Неблагополучная семья | Указать количество |
Семья с опекуном | Указать количество |
Этническая семья (по желанию) | Указать количество |
Значимые характеристики педагогического состава группы.
ФИО | должность | образование | квалификационная категория | стаж работы | курсы повышения квалификации |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы определены в Основной образовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская (страницы 15-18)
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов проводится два раза в год (сентябрь, май) с целью выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка, оптимизации работы с группой детей. Используется пособие «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации» Н. В. Верещагиной.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Список воспитанников группы
- Модель организации воспитательно - образовательного процесса в группе
Таблица № 4
Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей, социальными партерами | |
Организованная образовательная деятельность | Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | ||
- План образовательной деятельности (учебный план) на образовательный период 2016-2017 гг. (ООП берем по редакции «От рождения до школы» 2015-2016 г.)
№ п/п | Группы детей | Первая младшая | Программно –методическое обеспечение |
Длительность игровых образовательных ситуаций (не более) | 10 мин. | ||
Базовые виды деятельности | периодичность (количество игровых образовательных ситуаций в неделю) | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | ||
1.1. | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание | осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
1.2 | Ребенок в семье и обществе | ||
1.3 | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | ||
1.4 | Формирование основ безопасности | ||
2 | Познавательное развитие | ||
2.1 | Формирование элементарных математических представлений | 1 раз в неделю, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов, во второй половине дня | |
2.2 | Развитие познавательно-исследовательской деятельности | осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
2.3 | Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) | 1 | |
3 | Речевое развитие | ||
3.1 | Развитие речи | 2 | |
3.2 | Чтение художественной литературы | ежедневно осуществляется ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
4 | Художественно – эстетическое развитие | ||
4.1 | Приобщение к искусству | осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
4.2.1 | Изобразительная деятельность (рисование) | 1 | |
4.2.2 | Изобразительная деятельность (лепка) | 1 | |
4.2.3 | Изобразительная деятельность (аппликация) | - | |
4.3 | Конструктивно - модельная деятельность | 1 раз в неделю осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
4.4 | Музыкальная деятельность | 2 | |
часть программы, написанная участниками образовательного процесса | |||
4.5 | ритмопластика | - | |
5 | Физическое развитие | ||
5.1 | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов | |
5.2.1 | Физическая культура в спортивном зале | 2 | |
5.2.2 | Физическая культура на воздухе | 1 | |
часть программы, написанная участниками образовательного процесса | |||
5.3 | Плавание | - - | |
Итого в неделю: | 10 |
- Модель года (в основе комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности)
Месяц-неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Детский сад | По выбору детей и (или) их родителей | Моя станица | Осень |
Октябрь | … | … | По выбору детей и (или) их родителей | … |
Ноябрь | … | … | … | По выбору детей и (или) их родителей |
Декабрь | … | По выбору детей и (или) их родителей | … | … |
Январь | По выбору детей и (или) их родителей | |||
Февраль | По выбору детей и (или) их родителей | |||
Март | По выбору детей и (или) их родителей | |||
Апрель | По выбору детей и (или) их родителей | |||
Май |
- Модель месяца (в основе комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности)
неделя | Тема недели | Педагогические задачи | Содержание и формы реализации педагогических задач (взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности) | Организованная образовательная деятельность | Сотрудничество с родителями | Обогащение РППС |
1 | Моя страна 01.09-07.09 | Формирование представлений о достопримечательностях страны, социокультурных ценностях нашего народа. Поддержание инициативы и желания познавать историю, культуру и достижения своей страны. | Развлечение «Русские народные гуляния». Русские народные игры. Чтение художественной литературы. Чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине (Е.Аксельрод «Наш дом», рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество») и др. Прогулка в парк, экскурсия в музей, наблюдение за …; утренняя гимнастика (комплекс № или «»), гимнастика пробуждения (комплекс № или «»), конструктивно-модельная деятельность, игры (перечислить по видам, если новая указываем) | Ознакомление с окружающим миром -№6,с.28. «Детский сад». ФЭМП-№2,с.15. Рисование-№57,с.69 «Машины нашей….». Развитие речи -№3,с.33. Пересказ сказки. Рисование-№11,с.36. «Что ты любишь…» Развитие речи - №4,с.34. Звуковая культура речи. Аппликация «Дома на нашей улице» Занятие 28 стр.47. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада 2015. | Поход по выдающимся местам станицы. Фотографии любимой станицы. Видеоэкскурсии по городам-героям России, где живут родственники | Флаг, гимн России. Портрет президента России. Альбом фотографий с достопримечательностями городов-героев. Магниты с городами. |
Комплексно-тематическое планирование (с учетом реализации всех пяти образовательных областей). Раскрытие данного подраздела предполагает интегративную модель, которая раскрывает тему недели в разных видах деятельности, формах, со всеми участниками образовательных отношений. Составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в Программе, может быть представлена в виде таблиц. В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение образовательной деятельности. Указываются формы работы с детьми и итоговые мероприятия.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные формы взаимодействия:
- знакомство с семьей (встречи через знакомства, посещение семей, анкетирование);
- информирование родителей о ходе образовательного процесса (дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, выставок детского творчества, приглашение на детские концерты) ;
- образование родителей (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание библиотеки);
- совместная деятельность (привлечение родителей к организации концертов, прогулок, акций, участию в детской исследовательской и пректной деятельности).
План работы (взаимодействия) с родителями (официальными представителями) воспитанников с учетом указаных направлений как составная часть РП (в нем или к нему план посещения воспитанников на дому)
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня группы на оба периода (образовательный, летний)
Возможный вариант
Режим дня
в подготовительной к школе группе №__
на образовательный период 2016 – 2017гг.
Дома | |
Подъем, утренние гигиенические процедуры | 6.30 – 7.00 |
В дошкольном учреждении | |
Прием на свежем воздухе, осмотр детей, общение (в том числе индивидуальное), утренняя гимнастика, общественно полезный труд. | 7.00 – 8.10 |
Деятельность по интересам и выбору детей, утренний детский совет (групповой сбор). | 8.10-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8. 30 – 8.50 |
Непосредственно образовательная деятельность. | 8.50 – 9.20 9.30 – 10.00 |
Второй завтрак. | 10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 10.10 – 11.30 |
Непосредственно образовательная деятельность. | 11.30 – 12.00 |
Самостоятельная деятельность детей, игры, общение, индивидуальная деятельность | 12.00 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон. | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные, водные процедуры, вечерний детский совет (групповой сбор). | 15.00 – 15.10 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.10 – 15.40 |
Непосредственно образовательная деятельность | 15.40 – 16.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность, уход детей домой | 16.10 – 17.00 |
Дома | |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.00 – 18.00 |
Вечерняя прогулка. | 18.00 – 19.30 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, семейное чтение. | 19.30 – 20.30 |
Легкий второй ужин, вечерние гигиенические процедуры. | 20.30 – 20.50 |
Подготовка ко сну, ночной сон. | 21.00 – 06.30 |
3.2. модель недели в подготовительной к школе группе №__ (расписание организованной образовательной деятельности)
день недели | ООД | время | контингент воспитанников (группа, подгруппа) | место проведения |
понедельник | 1.Музыка 2.Рисование 3. развитие речи | 9.00-9.30 9.40-10.10 15.45-16.15 | группа группа группа | муз. зал группа группа |
3.3. Режим двигательной активности
3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды группы с учетом возраста,
Указывается количество развивающих уголков (зон развития) и раскрывается конкретное наполнения каждого
- уголки развивающих игр и экспериментирования с набором оборудования для опытов (глобусы, карты, макеты, магниты, очки, лупы, микроскопы и пр.), а также материала для умственного развития (шашки, шахматы, головоломки, разные виды настольно-печатных игр, танграммы, лото, домино, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующими вкладышами, коробки разных размеров, разноцветные кубики);
- центр природы оснащен необходимыми растениями, природным материалом (камешки, шишки, ракушки, семена, желуди, кора и т.д.), сыпучим материалом; имеется календарь природы.
- уголки художественно-продуктивной деятельности и ручного труда оснащены набором различных средств для художественной (рисование, лепка, аппликация) и конструктивной деятельности (бумага разных видов, форматов и цветов, шаблоны, трафареты, печатки, различные виды штриховки, картинки, открытки, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал);
- уголки речевого развития с постоянно обновляемой детской литературой различных жанров, наборами картин, настольно-печатных игр, картинных панно, наглядных схем для моделирования, звучащих предметов для развития фонематического слуха, различных видов малых фольклорных жанров, больших и маленьких ширм, портретов детских писателей, а также материалом для починки книг;
- театрализованный уголок оснащен различными видами театров (би-ба-бо, настольные, плоскостные, объемные), куклами разных размеров, масками, театральными атрибутами, костюмами, ширмами разных размеров;
- уголки уединения и релаксации с мягкими игрушками, альбомами с фотографиями, магнитофонами, аудиокассетами с музыкой для релаксации, столами для игр с песком и водой; а также уголки настроения;
- музыкальный уголки с детскими музыкальными инструментами, звуковыми игрушками и дидактическими играми с музыкальным содержанием;
- физкультурно-оздоровительные уголки с набором спортивного оборудования (скакалки, обручи, мячи, кегли, тренажеры), материалом для закаливания (массажные коврики, дорожки здоровья);
- патриотические уголки с подборкой открыток, репродукций, игр и игрушек, знакомящих с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества, с историей Кубани и России.
Или вариант по Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- Перечень событий, праздников, мероприятий
- Краткое описание различных форм, методов, способов реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Формы работы по образовательным областям направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы (оставить нужную) | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Игровая беседа с эле ментами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация | Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Рассматривание. Интегративная деятельность Контрольно- диагностическая деятельность Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное | Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра Чтение Беседа Наблюдение Рассматривание Чтение Педагогическая ситуация Праздник Экскурсия Ситуация морального выбора Поручение Дежурство. | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра Игра Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация. Экскурсия Ситуация морального выбора. Проектная деятельность Интегративная деятельность Праздник Совместные действия Рассматривание. Проектная деятельность Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Экспериментирование Поручение и задание Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность |
Речевое развитие | Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Ситуация общения. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность Хороводная игра с пением Игра-драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра | Чтение. Беседа Рассматривание Решение проблемных ситуаций. Разговор с детьми Игра Проектная деятельность Создание коллекций Интегративная деятельность Обсуждение. Рассказ. Инсценировка Ситуативный разговор с детьми Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование. Исследовательская деятельность Конструирование. Развивающая игра Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация | Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность. Конструирование Экспериментирование Развивающая игра Наблюдение Проблемная ситуация Рассказ Беседа Интегративная деятельность Экскурсии Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Художественное – эстетическое развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со звуками Музыкально-дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально- дидактическая игра Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания) Интегративная деятельность Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка Двигательный, пластический танцевальный этюд Танец Творческое задание Концерт - импровизация Музыкальная сюжетная игра |
Виды деятельности детей по возрастам:
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Оставить нужную колонку
Ранний возраст ( 2-3 года) | для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) |
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; | игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
- Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.
Виды деятельности | Особенности видов деятельности |
Организованная образовательная деятельность | Основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования, ООП (АООП) ДОУ, |
Игровая деятельность | Является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В сетке ООД игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). |
Коммуникативная деятельность | Направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте. В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. Реализуется ежедневно при взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности |
Познавательно-исследовательская деятельность | Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Реализуется ежедневно при взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Включает в себя воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи ежедневно при взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении или на улице) | Включает в себя развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Реализуется ежедневно при взаимодействии взрослого с детьми в различных видах деятельности |
Изобразительная деятельность детей | Представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. |
Музыкальная деятельность | Организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. |
Двигательная деятельность | Организуется в процессе занятий физической культурой в соответствии требованиями действующего СанПин, а также через реализацию режима двигательной активности |
Конструктивно-модельная деятельность | Организуется 1 раз в неделю, как взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:
- наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
3.8. учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация).
Приложения к Программе, где могут быть представлены следующие материалы:
- конспекты занятий, сценарии развлечений, праздников и т.д.;
- рабочая программа (план) по углубленному направлению работы воспитателя;
- описание игр и игровых упражнений;
- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
- сопроводительные методические папки-копилки по каждому возрасту;
- сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей.
Рабочая программа обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статья 48 «Обязанности и ответственность » Закона «Об образовании в РФ» гласит : « Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии и утвержденной рабочей программой» Рабочая программа – единица учебно-методической документации педагогов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. ( Раздел : должностные обязанности): - Учитель- логопед - Реализует образовательные программы. - Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению, участвует в планировании и разработке образовательных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. - Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
Соблюдение режимных моментов Создание условий и мотивация детской деятельности с целью реализации ООП по образовательными областями Совместная (партнерская) деятельность взрослого и детей Организованная образовательная деятельность Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности) Индивидуальная работа Вовлечение родителей в образовательный процесс Психолого-педагогическое просвещение родителей Векторы деятельности педагога ДОУ:
- Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика - Подготовка к завтраку, завтрак - Игры, мотивация, утренний групповой сбор и подготовка к ООД - ООД - Подготовка к прогулке, прогулка - Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед - Подготовка ко сну, дневной сон - Подъем , воздушные, водные процедуры - Игры , самостоятельная деятельность, вечерний групповой сбор - Подготовка к ужину, ужин - Игры , прогулка, уход детей домой Режимные моменты
Виды деятельности детей по образовательным областям: Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Познавательное развитие Физическое развитие Образовательные области: Виды детской деятельности: Двигательная Игровая Изобразительная Конструирование Самообслуживание и труд Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательно - исследовательская Музыкальная Коммуникативная
- Должна обеспечивать ребенку познавательную активность - Должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер - Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)
- проводится с детьми в утренние и вечерние часы, а также на прогулке; - индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок. Индивидуальная работа:
Примерная структура рабочей программы педагога ДОУ: Рабочая программа воспитателя дошкольной образовательной организации может включать в себя следующие элементы: Титульный лист ; Содержание; Пояснительную записку; Основное содержание программы - содержание работы с детьми по образовательным областям (инвариантная и вариативная часть); Условия реализации программы: календарно-тематическое планирование, режим дня, учебный план, описание различных форм, средств, способов реализации программы, особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности, взаимодействие с семьями воспитанников; Планируемые результаты освоения программы; Условия реализации рабочей программы: материально-техническое и учебно-методическое обеспечение ; Приложения к программе.
Содержание рабочей программы педагога ДОУ: 1. Титульный лист: полное наименование дошкольной образовательной организации; гриф «утверждаю», поставленный руководителем образовательной организации; название программы; фамилия, имя и отчество разработчика (разработчиков) программы; должность; название населенного пункта; год написания рабочей программы.
2. Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерная образовательная программа, парциальные программы; современные образовательные технологии; возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе; цель (с учетом требований ФГОС ДО); задачи ( образовательные, развивающие , воспитательные, с учетом требований ФГОС ДО); срок реализации рабочей программы; основные принципы; ожидаемые результаты реализации программы.
3. Основное содержание: содержание работы с детьми по образовательным областям (инвариантная и вариативная часть); календарно-тематическое планирование. 4. Условия реализации программы режим дня; учебный план; краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; особенности психолого-педагогической работы с разным уровнем развития в разных видах деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников.
5. Условия реализации рабочей программы: материально-техническое оснащение; учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация ). 6. Список литературы научно-методическая и учебно-методическая литература; литература для детей; литература для родителей; интернет-ресурсы ; образовательные CD-диски.
7. Приложения к программе конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности; описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер-классов для педагогов и родителей; сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей; визуальные средства информации (дети - родители - педагоги) и т.д.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Данная рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании педагогического совета МБДОУ № 74...
Макет рабочей программы
"Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с детскими писателями и поэтами Алтайского края"...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от 30.07.2013г.)...
Макет рабочей программы по региональному компоненту
Макет рабочей программы с использованием регионального компонента по Алтайскому краю....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ дошкольный возраст (от 6 лет до окончания образовательных отношений) группа № 4т на 2021 – 2022 учебный период
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами.Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста (от 5 лет до окончания образовательных отношений) с учетом их возра...