Современные подходы к обеспечению преемственности детского сада и школы с введением ФГОС
статья на тему

Белькова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена установлению единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_obespecheniyu_preemstvennosti.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к обеспечению преемственности детского сада и школы с введением ФГОС

О.Д. Белькова старший воспитатель МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № 61 комбинированного вида;

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством»,  считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы, свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт).

        Методологическая основа ФГОС  - системно-деятельностный подход, который предполагает:                                                                                                    воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.                                        В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:                                                                                                                        - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;         - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;                                                                                                   - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;                                  - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

  Что такое деятельностный подход?

  Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.                                          Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.                                                                Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.   Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.                   Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса отражено в  «Программе развития детского сада», целью которого является единство  развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.                                                                                       Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

 •         установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

 •         выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

 •         создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

 •         всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

 •         оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

 •         формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

         Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 •         воспитание нравственного человека;

 •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 •         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

 Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

 •       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 •       обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 •       развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 •       формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

 •       развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

 

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

      Принцип развития.

      Принцип гуманитаризации.

      Принцип целостности.

      Принцип культуросообразности.

      Принцип содержания образования.

 

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий: 

 –        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

 –        создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

 –        учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

 –        воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

 –        создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

  –        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  –        осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

 –        доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

 

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:

 •         экскурсии в школу;

 •         посещение школьного музея, библиотеки;

 •         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

 •         выставки рисунков и поделок; 

 •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

 

 •         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 •         участие в театрализованной деятельности;

 •         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

 

   2. Взаимодействие педагогов:

 •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •         семинары, мастер - классы;

 •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; 

 •         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 •         педагогические и психологические наблюдения;                                        

 •         сетевое взаимодействие.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.  Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента  учебной деятельности.                                                                    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Литература

  1. Должикова Р.А., Федосимов Г.В.  Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в  ДОУ и начальной школе. / Р.А. Должикова, Г.В.    Федосимов // М., Школьная пресса, 2008г. – С. 173
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //Содержание образования в двенадцатилетней школе. -М., 2000.-С. 3-25.
  3. Слободчиков В. И., Короткова Н. А. Дошкольное образование как ступень

     системы общего образования: Научная концепция/М., 2005

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013г. №1155) [Текст].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Современные  подходы к вопросам  художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО...

Проект «Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Данный проект актуален и полезен образовательным организациям осуществляющим работу в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО....

Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы.

Инновационные технологии в образовании. Событийный подход как инновация образования....

«Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве»

laquo;Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегдаопирается на определённую стадиюразвития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...