Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.
статья на тему

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_logoped.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного  дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь.

Научить дошкольника говорить правильно, красиво - это большой труд, но необыкновенно интересный. Это большая ответственность и высокая честь!

На развитие ребёнка дошкольника, в том числе и на речевое развитие большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В дошкольном образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.

   На сегодняшний день, предметно-развивающей среде образовательного учреждения уделяется большое внимание. Особенно это важно в логопедической группе, как в групповом помещении, так и в кабинете логопеда. Опыт работы показывает, что формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями возможно только при хорошо организованной предметно – развивающей среде.

Развивающая среда в логопедическом кабинете выступает как стимул речевого развития ребёнка. Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете необходимо учитывать всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка.

По мнению учёных, предметная среда – мощный фактор детского развития.

Актуальность данного вопроса объясняется необходимостью совершенствования коррекционно – развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

  Логопедический кабинет – это специально организованная пространственно-речевая среда, для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальный занятий, а также самостоятельной деятельности детей, имеющих нарушения речи.

Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Золотое правило логопедического кабинета- это сотрудничество ребёнка и взрослого (педагога).

Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального речевого развития детей. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка в условиях дошкольного учреждения.

В логопедическом кабинете детского сада очень важно создать максимально комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо стремиться   к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

  Разрабатывая и планируя коррекционно-развивающую среду надо учитывать следующие принципы:

Принцип доступности и мобильности: материал для самостоятельных игр детей необходимо  располагать на нижних открытых полках, дидактические пособия, дидактические игры, должны легко сниматься и переноситься во время игр.

Принцип активности. Заключается в том чтобы была возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;

Принцип системности: весь материал должен быть систематизирован по темам.

Принцип интеграции: оборудование и материалы для одной образовательной области должны с лёгкостью использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.

Принцип здоровьесбережения: необходимо учитывать естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, мебель для детей необходимо регулировать  по высоте.

Принцип вариативности, предусматривает создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии с меняющимися возможностями детей;

Принцип «половых и возрастных различий»;

Принцип эстетической организации среды.

Важно помнить о том, что вся деятельность детей в логопедическом кабинете несёт направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, в результате чего логопедический кабинет делится на зоны:

1 Зона индивидуальной работы.

Эта зона включает: настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала на каждого ребёнка, над зеркалом расположены картинки для зрительной опоры для проведения артикуляционной гимнастики.

-  стол и два стула для индивидуальных занятий, полки или стелажи на которых располагается  раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, логопедические зонды, шпателя, вата, медицинский спирт, настольно – печатные дидактические игры и картотека заданий для автоматизации поставленных звуков, набор предметных картинок и пособий для артикуляционной гимнастики,

Зона индивидуальной работы так же включает пособия и игры на развития дыхания: свистульки, дудочки, «Мыльные пузыри», вертушки, пёрышки, листочки, бабочки, жуки, птички, «Снежинки», ватные шарики для поддувания, султанчики.

2 – Учебная зона.

Учебная зона предназначена для подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.

Эта зона оборудована магнитной школьной доской, детскими столами и стульями для занятий.

Для лучшего усвоения характеристик звуков и запоминания образа букв используется панно «звуков и букв».

Так же учебная зона должна быть оснащена – печатными играми, пособиями по разделам, всё это располагается на доступном для детей месте и содержат материал для самостоятельных игр и направлено на развитие таких психических процессов как:

- мышления, зрительного внимания и восприятия

- связной речи

- обучение элементам грамоты.

3- Зона наглядно – дидактических пособий и документации.

Эта зона включает рабочее место логопеда, шкаф, в котором весь материал систематизирован по разделам:

- дидактический материал для обследования речи детей

- дидактические игры и пособия, картотеки по развитию ориентировки в пространстве и во времени

- дидактические пособия на развитие фонематического слуха и восприятия, для обучения элементам грамоты

- картотека занятий по формированию звукопроизношения, грамматического строя речи

- документация учителя - логопеда

- методическая литература

- наглядно – методический материал.

4- зона сенсомоторного развития.

Включает:

Уголок сенсорного развития.

Погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики и т.д.

Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями – крупами, камушками и т. д.)

Картотека игр на развитие слухового внимания

Настольная ширма

Флажки разного цвета

Пирамидки

Настольно – печатные дидактические игры.

Уголок по развитию моторики и тактильных ощущений.

Разрезные картинки и пазлы.

Разноцветные прищепки

Бусины, пуговицы, бросовый материал для нанизывания

Малые мячи разных размеров

Счётные палочки для выкладывания предметов по образцу

Буквы, геометрические фигуры, мелкие игрушки, плоскостные фрукты и овощи из круп, семечек, бросового и природного материала для ощупывания.

Материал для развития графических навыков (трафареты для штриховки, трафареты букв и геометрических фигур, плоскостные изображения предметов для обводки, тетради, прописи, карандаши)

Массажные мячики

Игрушки – шнуровки.

5 - Зона информации родителей:

 Эта зона оснащена информацией для родителей и включает:

 Режим дня, расписание занятий, задания по лексической теме, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, рекомендуемый словарь, советы логопеда.

   Всё выше сказанное свидетельствует о том что в кабинете учителя - логопеда необходимо создать все условия для комфортной и безопасной совместной деятельности взрослого и ребёнка а так же самостоятельной активной деятельности детей, позволяющие взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

В логопедическом кабинете необходимо регулярно проводить анализ развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, в связи с этим речевой материал рекомендуется регулярно обновлять по мере изучения каждой новой лексической темы. Необходимо систематически менять игры, игрушки и пособия в течение года и ориентировать их на «зону ближайшего развития».

 Грамотно организованная коррекционно – развивающая среда помогает вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Эффективность логокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи зависит от уровня организации пребывания детей в детском саду и создания условий в развивающей среде.

  Так же не следует забывать, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать  необходимую помощь и поддержку своему воспитаннику в случаях затруднений.

Список литературы:

1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -1995.-№ 4.

2. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с

3. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.

5. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.

6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2006. - 128 с.

7. Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции // Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.

8. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения

Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные ...

Предметно-развивающая среда дошкольных образовательных учреждений по ФГОС

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. Надеюсь она вам поможет при создании предметно-развивающе среды в группе....

Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.

В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....

"Организация коррекционной предметно -развивающей среды для детей с РАС в соответствии с ФГОС ДО"

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Организация коррекционной предметно -развивающей среды для  детей с РАС в соответствии с ФГОС ДО"...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного  дошкольного образовательного учреждения....