Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.
статья на тему
Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_zhurnala_logoped.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.
Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь.
Научить дошкольника говорить правильно, красиво - это большой труд, но необыкновенно интересный. Это большая ответственность и высокая честь!
На развитие ребёнка дошкольника, в том числе и на речевое развитие большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В дошкольном образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.
На сегодняшний день, предметно-развивающей среде образовательного учреждения уделяется большое внимание. Особенно это важно в логопедической группе, как в групповом помещении, так и в кабинете логопеда. Опыт работы показывает, что формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями возможно только при хорошо организованной предметно – развивающей среде.
Развивающая среда в логопедическом кабинете выступает как стимул речевого развития ребёнка. Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете необходимо учитывать всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка.
По мнению учёных, предметная среда – мощный фактор детского развития.
Актуальность данного вопроса объясняется необходимостью совершенствования коррекционно – развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Логопедический кабинет – это специально организованная пространственно-речевая среда, для проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальный занятий, а также самостоятельной деятельности детей, имеющих нарушения речи.
Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.
Золотое правило логопедического кабинета- это сотрудничество ребёнка и взрослого (педагога).
Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального речевого развития детей. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка в условиях дошкольного учреждения.
В логопедическом кабинете детского сада очень важно создать максимально комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета необходимо стремиться к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Разрабатывая и планируя коррекционно-развивающую среду надо учитывать следующие принципы:
Принцип доступности и мобильности: материал для самостоятельных игр детей необходимо располагать на нижних открытых полках, дидактические пособия, дидактические игры, должны легко сниматься и переноситься во время игр.
Принцип активности. Заключается в том чтобы была возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
Принцип системности: весь материал должен быть систематизирован по темам.
Принцип интеграции: оборудование и материалы для одной образовательной области должны с лёгкостью использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.
Принцип здоровьесбережения: необходимо учитывать естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, мебель для детей необходимо регулировать по высоте.
Принцип вариативности, предусматривает создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии с меняющимися возможностями детей;
Принцип «половых и возрастных различий»;
Принцип эстетической организации среды.
Важно помнить о том, что вся деятельность детей в логопедическом кабинете несёт направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, в результате чего логопедический кабинет делится на зоны:
1 Зона индивидуальной работы.
Эта зона включает: настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала на каждого ребёнка, над зеркалом расположены картинки для зрительной опоры для проведения артикуляционной гимнастики.
- стол и два стула для индивидуальных занятий, полки или стелажи на которых располагается раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, логопедические зонды, шпателя, вата, медицинский спирт, настольно – печатные дидактические игры и картотека заданий для автоматизации поставленных звуков, набор предметных картинок и пособий для артикуляционной гимнастики,
Зона индивидуальной работы так же включает пособия и игры на развития дыхания: свистульки, дудочки, «Мыльные пузыри», вертушки, пёрышки, листочки, бабочки, жуки, птички, «Снежинки», ватные шарики для поддувания, султанчики.
2 – Учебная зона.
Учебная зона предназначена для подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
Эта зона оборудована магнитной школьной доской, детскими столами и стульями для занятий.
Для лучшего усвоения характеристик звуков и запоминания образа букв используется панно «звуков и букв».
Так же учебная зона должна быть оснащена – печатными играми, пособиями по разделам, всё это располагается на доступном для детей месте и содержат материал для самостоятельных игр и направлено на развитие таких психических процессов как:
- мышления, зрительного внимания и восприятия
- связной речи
- обучение элементам грамоты.
3- Зона наглядно – дидактических пособий и документации.
Эта зона включает рабочее место логопеда, шкаф, в котором весь материал систематизирован по разделам:
- дидактический материал для обследования речи детей
- дидактические игры и пособия, картотеки по развитию ориентировки в пространстве и во времени
- дидактические пособия на развитие фонематического слуха и восприятия, для обучения элементам грамоты
- картотека занятий по формированию звукопроизношения, грамматического строя речи
- документация учителя - логопеда
- методическая литература
- наглядно – методический материал.
4- зона сенсомоторного развития.
Включает:
Уголок сенсорного развития.
Погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики и т.д.
Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями – крупами, камушками и т. д.)
Картотека игр на развитие слухового внимания
Настольная ширма
Флажки разного цвета
Пирамидки
Настольно – печатные дидактические игры.
Уголок по развитию моторики и тактильных ощущений.
Разрезные картинки и пазлы.
Разноцветные прищепки
Бусины, пуговицы, бросовый материал для нанизывания
Малые мячи разных размеров
Счётные палочки для выкладывания предметов по образцу
Буквы, геометрические фигуры, мелкие игрушки, плоскостные фрукты и овощи из круп, семечек, бросового и природного материала для ощупывания.
Материал для развития графических навыков (трафареты для штриховки, трафареты букв и геометрических фигур, плоскостные изображения предметов для обводки, тетради, прописи, карандаши)
Массажные мячики
Игрушки – шнуровки.
5 - Зона информации родителей:
Эта зона оснащена информацией для родителей и включает:
Режим дня, расписание занятий, задания по лексической теме, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, рекомендуемый словарь, советы логопеда.
Всё выше сказанное свидетельствует о том что в кабинете учителя - логопеда необходимо создать все условия для комфортной и безопасной совместной деятельности взрослого и ребёнка а так же самостоятельной активной деятельности детей, позволяющие взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
В логопедическом кабинете необходимо регулярно проводить анализ развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, в связи с этим речевой материал рекомендуется регулярно обновлять по мере изучения каждой новой лексической темы. Необходимо систематически менять игры, игрушки и пособия в течение года и ориентировать их на «зону ближайшего развития».
Грамотно организованная коррекционно – развивающая среда помогает вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Эффективность логокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи зависит от уровня организации пребывания детей в детском саду и создания условий в развивающей среде.
Так же не следует забывать, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать необходимую помощь и поддержку своему воспитаннику в случаях затруднений.
Список литературы:
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -1995.-№ 4.
2. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с
3. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.
5. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.
6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2006. - 128 с.
7. Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции // Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.
8. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
В данной статье раскрыто понятие предметно-развивающая среда в ДОУ....
Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные ...
Предметно-развивающая среда дошкольных образовательных учреждений по ФГОС
Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. Надеюсь она вам поможет при создании предметно-развивающе среды в группе....
Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.
В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....
Музыкальная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения
Консультация для педагогов ДОУ...
"Организация коррекционной предметно -развивающей среды для детей с РАС в соответствии с ФГОС ДО"
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Организация коррекционной предметно -развивающей среды для детей с РАС в соответствии с ФГОС ДО"...
Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.
Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения....