Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)
статья на тему
В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.rabochaya_programma_statya.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога ДОУ
(Из опыта работы)
Подготовила: Селиверстова Вера Петровна
Заместитель заведующей по НМР МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области
В соответствии с требованиями «Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г.» Все педагогические работники ДОУ обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ - №273 ст.48,п.1.1).
Рабочая Программа (далее РП) определяется ФЗ-273 как составная часть Основной образовательной программы дошкольного образования ДОО (далее - ООП ДО ДОО), направленная на реализацию содержания основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель составления Рабочей программы педагога – планирование образовательной деятельности в соответствии с ООП ДО ДОО на текущий учебный год.
Задачи составления Рабочей программы:
- регламентирование деятельности педагогических работников ДОУ в
соответствии с требованиями действующего законодательства в
образовании;
- конкретизация целей и задач ООП ДО ДОО;
- определение объема и конкретного содержания учебного материала;
- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их
творческих способностей;
- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе
детей с ОВЗ) и их семей;
- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения;
- обеспечение преемственности между возрастными группами.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
- традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
- возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
- способность анализировать профессиональную деятельность.
Ожидаемые изменения в профессиональной деятельности педагога при условии разработки Рабочей программы
- способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
- возможность определять направление развития каждого ребенка;
- реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
- творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
- необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения;
- возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
- способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
- Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
- анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
- грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
- представлять предполагаемые результаты реализации рабочей программы.
Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса детского сада, обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, культурно-образовательные традиции детского сада.
Содержание программ направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание воспитательно-образовательной деятельности включает реализацию основных образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» через основные виды детской деятельности.
Общий объем Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Предлагаемая структура рабочей программы педагога ДОО разработана и апробирована в течение 2014-16 учебного года на базе МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области в рамках Региональной инновационной площадки по теме «Управление качеством образования в ДОО» и показала свою эффективность и удобство использования.
На данный момент отсутствуют нормативные документы федерального и регионального значения, непосредственно регламентирующие процесс написания и структуру рабочих программ педагогов ДОО. Поэтому предлагаемая структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ДО, поскольку по определению РП является составной частью ООП ДО ДОО.
В период введения ФГОС ДО творческие коллективы детских садов разрабатывают и начинают реализовывать свою новую Образовательную программу. Задача коллектива ДОО – создать все необходимые условия для реализации созданной ООП ДО.
Рабочая программа конкретизирует содержание образования, представленное в ООП ДО ДОО для каждой возрастной группы. Очень важно обеспечить всем педагогам ДОО возможность четко представлять содержание образования, определенное в ООП ДО ДОУ, особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик, необходимость создания развивающей предметно-пространственной среды для той возрастной группы, на которой он работает. Кроме того, каждый педагог должен иметь понятие об основных подходах к педагогической оценке детского развития.
Единая форма написания рабочей программы позволяет педагогам обмениваться опытом составления и реализации программ, обеспечивает преемственность содержания образования от младшей до подготовительной группы. Но в то же время позволяет учитывать индивидуальные особенности детей и проявить творчество педагогу. Наличие рабочей программы позволяет педагогам постоянно изучать и наиболее полно реализовывать содержание ООП ДО ДОО.
Рабочая программа (далее - РП) составляется педагогом ДОО на основе утвержденной ООП ДО ДОО и локального акта – Положения о рабочей программе педагога ДОО. Локальный акт «Положение о рабочей программе педагога» разрабатывается каждой ДОО самостоятельно и может содержать следующие структурные компоненты (См. приложение1):
- общие положения,
- цели и задачи РП,
- структура РП,
- требования к оформлению РП,
- порядок рассмотрения и утверждения РП,
- контроль реализации и порядок хранения РП.
- любые другие компоненты на усмотрение ДОО.
РП позволяет объединить основные документы педагога ДОО, регламентирующие образовательную деятельность, систематизировать их.
Специфика педагогической деятельности воспитателя ДОО в том, что образовательная деятельность осуществляется им по всем образовательным областям, в форме непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности и может иметь комплексный характер.
Поэтому целесообразно составление одной рабочей программы для каждой группы ДОО. Рабочая программа составляется и совместно реализуется воспитателями, работающими на одной возрастной группе.
Педагог - специалист (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед и т.п., кроме педагога-психолога) - составляет и реализует одну рабочую программу в рамках одной образовательной области по своему направлению. В этой программе конкретизируется содержание образования для тех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.
В рабочей программе специалиста рекомендуется указывать способы интеграции образовательных областей и формы координации с другими педагогами ДОО для наиболее полной реализации ООП ДО ДОО.
Структура рабочей программы.
1)Титульный лист (см. Приложение 2);
2)оглавление;
3)Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми РП. Пояснительная записка содержит перечень документов, на основании которых составлена рабочая программа, цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития детей группы. К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика (Оценка индивидуального развития детей) является одной из основных компетенций педагога (п. 3.4.2 ФГОС ДО) и осуществляется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Результаты педагогической диагностики служат необходимым ресурсом для составления и наиболее полной реализации рабочей программы. В рабочую программу могут быть включены рекомендации специалистов, как индивидуальные, так и для данной группы детей в целом.
В таблице 1 представлено примерное наполнение целевого раздела РП на примере
1 младшей группы.
ТАБЛИЦА 1 | ||
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | стр |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи Программы | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию программы | |
1.4 | Характеристика возрастных особенностей детей 2-3 лет | |
1.5 | Индивидуальные особенности развития детей группы | |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы Педагогическая диагностика |
4)Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы.
В таблице 2 представлено примерное наполнение содержательного раздела РП на примере 1 младшей группы.
ТАБЛИЦА 2 | ||
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | стр |
2.1 | Игра, как особое пространство развития ребенка 2-3 лет | |
2.2 | Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | |
2.3 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | |
2.4 | Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик | |
2.5 | Способы и направления поддержки детской инициативы | |
2.6 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
2.7 | Перспективный план взаимодействия с семьей на текущий учебный год | |
2.8 | Перспективное планирование по видам непосредственной образовательной деятельности | |
2.9 | Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта (если на группе реализуется долгосрочный проект) | |
2.10 | Календарно-тематическое планирование работы с детьми 1 младшей группы (формируется в отдельный сшив или тетрадь). ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ: Список детей Сведения о детях и родителях Листок здоровья Система закаливания в группе План лечебно-профилактических мероприятий Педагогические рекомендации Годовое планирование тематических недель Режим дня Расписание непосредственно образовательной деятельности Расписание совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Расписание самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Организация двигательной деятельности детей (Физическое воспитание) Календарное планирование работы воспитателя по видам детской деятельности |
5)Организационный раздел должен содержать описание развивающей предметно-пространственной среды группы, методического обеспечения РП, а также особенности традиционных мероприятий в ДОУ.
В таблице 3 представлено примерное содержание Организационного раздела Рабочей программы.
ТАБЛИЦА 3 | ||
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | стр |
3.1 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе | |
3.2 | Методическое обеспечение образовательной деятельности в 1 младшей группе (по образовательным областям) | |
3.3 | Коллективные мероприятия, выставки в ДОУ | |
3.4 | Особенности организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ | |
3.5 | Особенности организации образовательной деятельности в летний оздоровительный период |
Описание развивающей предметно-пространственной среды можно представить в таблице:
ТАБЛИЦА 4 | ||
Название помещения, центра активности, участка территории. Вид детской деятельности, для организации которой оно может быть использовано | Оборудование, материалы | |
1 |
В описание должны входить не только групповое, раздевальное и спальное помещения конкретной группы, но и общие помещения ДОУ, а также территория ДОУ, в том числе и прилегающая, если она используется для реализации ООП ДО ДОО.
В список традиционных мероприятий должны быть включены не только общесадовые мероприятия из годового плана ДОО, но и основные мероприятия, запланированные в данной группе (Семейные посиделки, выставки семейного творчества, цикл экскурсий, и т.п.).
6) Список использованной литературы.
В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для ее более полной и качественной реализации.
Например, в организационный раздел могут быть включены план оперативного контроля образовательной деятельности из Годового плана ДОУ, или план адаптационных мероприятий в группе раннего возраста.
Рабочая программа может содержать дополнительный раздел в соответствии с годовой задачей детского сада.
Рабочая программа педагога формируется в картонной папке на кольцах. В качестве отдельных приложений оформляются календарно-тематическое планирование и все необходимые картотеки к нему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерное положение о рабочей программе ДОО
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета МДОУ № __ №_ от «__» ___ 201_ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующей МДОУ № __ № ____ от «__» мая 201_ г. _____________ И.О. Фамилия |
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА
(Полное название ДОО по Уставу)
- Общие положения.
- Настоящее Положение разработано для (Полное название ДОО по Уставу), (далее — ДОО) в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.48,п.1.1);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Сан ПиН» 2.4.3049-13).
- Рабочая Программа (далее РП) - составная часть Образовательной Программы ДОО, направленная на реализацию основных образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Содержание РП разрабатывается педагогами ДОО в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования (Полное название ДОО по Уставу).
- Все педагогические работники ДОО обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. (ФЗ- №273 ст.48,п.1.1).
- Воспитатели, работающие на одной возрастной группе, разрабатывают одну Рабочую программу и реализуют ее совместно.
- Содержание Рабочих программ по параллелям возрастных групп может отличаться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы, реализуемых воспитателями парциальных программ и технологий, образовательных проектов и т.п.
- Педагог – специалист ДОО, работающий по выделенному направлению (образовательной области), разрабатывает одну Рабочую программу по своему направлению для всех возрастных групп ДОО, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность.
- Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся администрацией ДОО, Педагогическим советом и принимаются на его заседании. Срок данного Положения не ограничен. Положение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового.
- Цели и задачи составления Рабочей программы
- Цель составления Рабочей программы – планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
- Задачи составления Рабочей программы:
- регламентирование деятельности педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями действующего законодательства в образовании;
- конкретизация целей и задач Образовательных программ ДОО;
- определение объема и конкретного содержания учебного материала;
- активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие их творческих способностей;
- учет индивидуальных особенностей воспитанников группы (в том числе детей с ОВЗ) и их семей;
- конкретизация используемых технологий, методов и приемов обучения.
3. Структура Рабочей программы.
3.1. Структура содержания РП включает:
3.1.1. Титульный лист (Приложение), содержание;
3.1.2. Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения детьми РП. Пояснительная записка должна раскрывать цели и задачи реализации РП, принципы и подходы к формированию РП, значимые для разработки и реализации РП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. К описанию планируемых результатов освоения детьми РП прилагаются материалы педагогической диагностики, планируемой и проводимой педагогами.
3.1.3. Содержательный раздел представляет общее содержание РП, обеспечивающей полноценное развитие личности детей данной возрастной группы и должен включать:
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,
- Описание игровой деятельности, как особого пространства развития ребенка-дошкольника,
- Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях,
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП,
- Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик,
- Способы и направления поддержки детской инициативы,
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Перспективный план по взаимодействию с семьей),
- Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по разделам программы,
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми группы
- Информационная карта и методическое обеспечение реализации проекта, реализуемого в группе (Если реализуется).
3.1.4. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического, методического обеспечения РП, а также особенности традиционных мероприятий в ДОО, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.2. В случае, если педагог - специалист составляет Рабочую программу по выделенному направлению (образовательной области), то необходимо указать способы интеграции выделенной области с другими образовательными областями по ФГОС ДО и формы координации деятельности с педагогами ДОО.
3.3. В разделы РП могут быть включены другие материалы и информация, необходимая педагогу для более полной и качественной реализации РП.
- Требования к оформлению РП.
- Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с двух сторон листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер – 14пт для основного текста, 16-20 для заголовков и названий разделов) -12 пт для таблиц.
- Рассмотрение и утверждение рабочих программ.
5.1. РП разрабатывается педагогическими работниками ДОО сроком на 1 год.
5.2. РП принимается на Педагогическом совете ДОО и утверждается
приказом Заведующего ДОО до 10 сентября текущего учебного года.
- Контроль реализации РП.
6.1. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на разработавших и реализующих РП педагогических работников ДОО;
6.2. Контроль полноты реализации рабочих программ осуществляет старший воспитатель.
- Хранение РП.
7.1. Рабочие программы в течение срока реализации хранятся на бумажных носителях в групповых помещениях. По окончании срока реализации сдаются в методический кабинет ДОО, где хранятся в соответствии с требованиями номенклатуры дел.
7.2. Рабочие программы на электронных носителях (кроме части «Календарно-тематическое планирование») хранятся в методическом кабинете ДОО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета МДОУ № __ №___ от «»______20__ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МДОУ №__ №__ от «__» ______ 20__ г. _________ И.О. Фамилия |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___________ ГРУППЫ
(ИЛИ НАИМЕНОВАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ, ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-СПЕЦИАЛИСТОВ, НАПРИМЕР, «ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» )
(Полное название ДОО по Уставу)
на 20__-__ учебный год
Воспитатели, : Ф.И.О.
Ф.И.О.
Город, 20__г.
Список литературы:
- Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012-Ростовн/Д: Легион,2013.-208с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для группы (из опыта работы)
Рабочая программа воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников содержание, формы, методы и приемы орг...
Организация ООД по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (из опыта работы)
Данная организованная образовательная деятельность экологического направления проводится с группой детей дошкольного возраста средней к школе группы. Особенностью организации познавательной деятельнос...
Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"
Приказ "О создании рабочей группы по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы"...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....