Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
материал на тему
Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_vzaimodeystvii_s_semyami_vospitannikov.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к приказу
от_________ № ______
Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5»
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее -ФГОС ДО) разработано для групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Югорска (далее - ДОО).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014;
- Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
- Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».
1.3. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности.
1.4. Мероприятия по реализации целей и задач взаимодействия ДОО с семьями воспитанников планируются на основе анализа ожиданий и запросов родительского сообщества, выявляемых в процессе мониторинга качества дошкольного образования (анкетирование, непосредственное общение, родительские собрания) и на основании требований ФГОС ДО.
1.5. В качестве источника данных для оценки эффективности взаимодействия ДОО с семьями воспитанников используются:
- социологический опрос;
- результаты анкетирования родительского сообщества и педагогов;
- наблюдения в ходе решения педагогических ситуаций;
- отчеты педагогов и специалистов;
- результаты аналитической и контрольной деятельности.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников и администрации ДОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Цели, задачи и принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в ДОО и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, направленных на полноценное, максимально возможное развитие способностей каждого ребѐнка, сохранение и укрепление его здоровья.
Основные задачи:
- объединить усилия для развития, образования и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения и психолого-педагогические знания родителей (законных представителей);
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- оказывать семьям необходимую помощь в развитии, образовании и воспитании детей.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями):
1. Единый подход к процессу развития, образования и воспитания ребѐнка.
2. Открытость ДОО для родительского сообщества.
3. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями). Взаимное доверие во взаимоотношениях.
4. Индивидуальный подход.
5. Сотрудничество, а не наставничество.
6. Динамичность - детский сад представляет собой мобильную систему, которая должна оперативно реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей.
7. Равная ответственность родителей (законных представителей) и педагогов.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников осуществляется в трёх основных направлениях.
3.1. Работа с коллективом по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями включает в себя следующее:
- анализ социального состава родителей (законных представителей);
- изучение и анализ ожиданий и запросов родительского сообщества от пребывания ребенка в детском саду;
- разработка ежегодного плана работы ДОО с семьями воспитанников;
- проведение анкетирования, личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьѐй;
- выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребѐнка;
- систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников через организацию семинаров, тренингов, консультаций, «мозговых штурмов», изучение и обмена опытом по данной проблеме.
3.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). В данное направление работы включены следующие мероприятия:
- ознакомление родителей (законных представителей) с нормативно-правовой базой дошкольного образования;
- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и методикой образовательно - воспитательного процесса, организуемого в ДОО, с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОО;
- психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность;
- консультации, рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры);
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях;
- обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного образования в целом и о деятельности ДОО, в частности, через официальный сайт МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».
3.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом. Данное направление включает в себя:
- выборы и работа родительских комитетов групп и общего родительского комитета ДОО;
- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность (исследовательские проекты, экспериментирование, изготовление фотоальбомов, фоторепортажей и т.д.);
- организация и проведение совместных мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии).
4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- родительский день в детском саду;
- вечер вопросов и ответов;
- сайт МБОУ № 5 (публичный отчет, самообследование и др.);
- аукцион секретов воспитания и др.
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
-содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
5. Критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)...
Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования
В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....
Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...
Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...
Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...
Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....