Взаимодействие воспитателей и специалистов в художественно-эстетическом блоке
статья на тему

Абросимова Алла Дмитриевна

В жизнь детского сада прочно вошли специалисты и педагоги дополнительного образования. Это позволяет сделать жизнь детей более интересной, а их развитие и образование более качественным.

Однако  очень часто возникают проблемы, связанные именно с организацией воспитательно-образовательного процесса, взаимодействием разных специалистов между собой и воспитателями, с содержанием работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ,

ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

В ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМ БЛОКЕ.

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и, прежде всего, на образование и культуру. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном ритме работы дошкольного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей, актуальных для сегодняшнего дня.

Художественно-эстетическое развитие, которому в нашем детском саду уделяется особое внимание, играет огромную роль в становлении личности. Приобщение к основам культуры, видам искусств, знакомство с красотой в обычной жизни- всё это не только воспитывает чувства и ум ребёнка, развивает воображение, фантазию, способствует ощущению себя, как части огромного и прекрасного мира.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания предполагает включение ребёнка в различные виды деятельности: художественно-речевую, музыкальную, изобразительную, игровую, трудовую.

В жизнь детского сада прочно вошли специалисты и педагоги дополнительного образования. Это позволяет сделать жизнь детей более интересной, а их развитие и образование более качественным.

Однако  очень часто возникают проблемы, связанные именно с организацией воспитательно-образовательного процесса, взаимодействием разных специалистов между собой и воспитателями, с содержанием работы.

В каждом дошкольном учреждение, в котором кроме воспитателей работают специалисты определённой направленности (педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, и т.д.) встаёт вопрос, как правильно отработать модель их взаимодействия, не разбивая педагогический процесс, не изолируя воспитателей и специалистов друг от друга,  а,  создавая такую систему, при которой они бы дополняли друг друга, решали общие задачи и получали от воспитанников и результат, и эмоциональный отклик.

Зачастую, и это не секрет, специалисты служат как бы «отдушиной» для воспитателя, а занятия специалиста – временем, когда воспитатель может немного отдохнуть. При этом педагоги, особенно молодые и начинающие, не всегда даже знают какое занятие проводил специалист, переписывая в план тему занятия, но, не вникая в содержание данной темы, в методы и приёмы, используемые специалистом. И как следствие этого  – невозможность понять своих воспитанников после занятия, дать рекомендации родителям по данному занятию, да и просто непонимание, и  опускание  важных моментов  в проведении  самостоятельных  занятий.

В нашем дошкольном учреждении данная задача решалась не один год, продолжение её решения происходит и сейчас, и связано это в первую очередь с проблемой кадров. В настоящее время  педагогический коллектив полностью укомплектован, но в него влились молодые кадры и данная проблема всегда актуальна.

Инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности нашего детского сада, мы работаем в режиме развития и учитываем потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования.

Поэтому качество и результаты инновационной деятельности во многом зависят от специалистов, которые эту деятельность реализуют. Речь идет о команде специалистов-единомышленников, которые только во взаимодействии обеспечивают качественный результат.

При организации взаимодействия  специалистов  в инновационной деятельности старшему воспитателю необходимо учитывать некоторые особенности формирования коллектива, а именно: отношение субъектов инновационной деятельности к инновациям и те изменения, которые происходят в коллективе и могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны проявления, что во многом зависит от организации деятельности и определяет ее успешность.

В связи с этим очень важно развитие потребности всех педагогов (включая специалистов) в творческой самореализации, поскольку творчество, как важнейший механизм приспособления, можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Правильно организованное взаимодействие может, на наш взгляд, расширить возможности для творческой реализации  педагогов  и специалистов  и, таким образом, предупредить непонимание, и возможно -  даже эмоциональное выгорание.

Хочется подчеркнуть, что такое моделирование профессиональных позиций и профессиональных взаимоотношений возможно только при достижении взаимопонимания, взаимной заинтересованности, определенного уровня профессиональной компетентности  специалистов и воспитателей.

И хотя специалисты играют   роль лидеров в преобразованиях, тем не менее, ведущая роль и ответственность в этом взаимодействии принадлежит старшему воспитателю как организатору инновационной деятельности в детском саду, который во многом и формирует педагогическую команду.

Для эффективного взаимодействия всех специалистов и воспитателей  в детском саду целесообразно создать  центр для оказания консультационных услуг педагогам.

В консультационном центре старший воспитатель, осуществляя организацию взаимодействия педагогов, повышает эффективность образовательного процесса и профессиональной подготовки и специалистов, и         воспитателей.
Организация взаимодействия специалистов и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении может быть успешной, если:
1) в процессе управления осуществляется ориентация участников образовательного процесса на взаимодействие при решении педагогических задач;
2) включаются активные формы, позволяющие создать условия для взаимодействия специалистов и воспитателей  с различным уровнем профессиональной         компетентности;
3) достигается согласование педагогических и управленческих действий в совместной         деятельности.
Построенный на этих позициях процесс взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать росту профессиональной компетентности         субъектов         взаимодействия.
Наш детский сад выстраивает систему методической работы в трех плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, коллективу работников, а также к системе непрерывного образования.

Главной задачей работы с каждым педагогом становится формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы деятельности. Повышение квалификации педагогов построено на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Осуществление индивидуально – ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путём включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В настоящее время в детском саду нужны новые подходы, предусматривающие организацию работы в инновационном режиме, только в этом  случае, возможно, перевести дошкольное образовательное учреждение из функционирующего в развивающее и развивающееся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду

Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его  родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее....

"Создание системы работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в рамках календарно - тематического планирования"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Сюжетная игра старшей и подготовительной группы в совместном взаимодействии воспитателей и специалистов ДОУ «Путешествие с капитаном Врунгелем»

Цель: Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и  игрового опыта для решения разных видов задач, в условиях игровогого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.Образовательные ...

Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения  возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер.  ...

План взаимодействия воспитателей и специалистов с родителями

План взаимодействия воспитателей и специалистов с родителями...

Взаимодействие воспитателя и родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей

Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на цветы, птиц, животных; человек, которого...

"Роль взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя по ИЗО в художественно - эстетическом развитии детей"

В каждом детском саду должна быть построена работа по взаимодействию педагогов ДОУ между собой. Так как одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей то, след...