Взаимодействие воспитателя со специалистами в период адаптации детей к детскому саду
материал (младшая группа) на тему
Поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_vospitatelya_so_spetsialistami.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие воспитателя со специалистами
в период адаптации детей к детскому саду»
Адаптация ребёнка предусматривает приспособление к новой социальной среде и своей роли в ней. Каждому ребёнку приходится «социализироваться», т. е. учиться жить среди других людей. В детском саду он попадает в коллектив детей, где впервые самостоятельно, без помощи родителей вступает с ними и с другими взрослыми в межличностное взаимодействие. Ребёнок учится понимать других людей, получает первый опыт общения, который пригодится ему в школе и во взрослой жизни. Но не все дети в одинаковой мере готовы и физически, и психологически к этапу взросления. По мнению педагога Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и психики в этот момент является четкая, продуманная работа воспитателей, психологов и медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.
Общая задача педагогов ДОУ— помочь ребёнку адаптироваться в детском саду как можно быстрее. Семейное воспитание способствует его разносторонней подготовке к поступлению в дошкольное учреждение (укреплению здоровья, развитию психологической самостоятельности и уверенности, развитию элементарных гигиенических навыков), а педагогический коллектив ДОУ создаёт максимально комфортные условия для пребывания, воспитания и развития ребёнка в ДОУ.
Успешная адаптация детей обеспечивается благодаря внедрению в практику работы педагогического коллектива комплекса мероприятий, отвечающим следующим требованиям:
- эффективное использование пространства ДОУ и специальной предметно-развивающей среды, способствующей полноценному развитию ребёнка, удовлетворяющей его двигательную и познавательную активность, обеспечивающей психическую и физическую безопасность воспитанников;
- формирование доверительного отношения родителей к ДОУ путём тесного взаимодействия с семьями, организованного на базе новых вариативных форм (семейных гостиных, родительских клубов и т. д.; предварительного ознакомления детей и родителей с условиями пребывания в дошкольном учреждении во время проведения Дня открытых дверей, знакомства с будущими воспитателями и специалистами, работающими с детьми раннего возраста;
- современное информирование родителей о необходимости подготовки ребёнка к поступлению в детский сад, по вопросам формирования у него познавательной активности, самостоятельности, умения общаться доступными ему средствами, а также оздоровления и физического развития в домашних условиях;
- обеспечение личностно ориентированного подхода всех специалистов ДОУ к каждой семье и каждому ребёнку на всех ступенях дошкольного образования.
Адаптация к непривычным условиям проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонней комплексной поддержкой. Комфортное пребывание ребенка в ДОУ обеспечивают воспитатели совместно со специалистами: заведующая, методист, педагог-психолог, медицинская служба, музыкальные руководители.
Воспитатели: создание предметно-пространственной среды, способствующей комфортной адаптации детей в ДОУ, организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование.
Воспитатель по физкультуре: проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.
- система работы ДОУ по профилактике и сохранению здоровья и физическому развитию детей в период адаптации охватывает различные мероприятия в режиме дня;
Педагог-психолог: диагностирование, психогимнастика, консультирование.
- психолого-педагогическая компетентность родителей формируется посредством активного общения специалистов и родителей;
Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий ,постановки кукольного театра, консультирование.
- систематическое совместное музыкальное и художественное творчество детей и взрослых является эффективным средством комфортной адаптации;
Заведующий: проведение экскурсий по ГДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров.
Старший воспитатель: проведение социологических опросов (анкетирования),координация работы специалистов узкой специализации.
Учитель-логопед: диагностика, консультирование.
Медицинская служба: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика.
Как показывает педагогическая практика, ни одна, даже самая лучшая инновационная образовательная программа не сможет обеспечить стойких положительных результатов, если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует сообщество "дети – родители – педагоги".
Показателем результативности взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ является наличие родительской активности в проводимых в детском саду мероприятиях, а для детей благоприятный микроклимат и комфортное пребывание в детском саду.
Литература
1. Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно –методическое пособие к курсовым работам и спец. семинарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980
2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011
3. Жердева Е.В. '' Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности , адаптация ,сценарии дня)'' .- Ростов н/Д: Феникс , 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонне...
«Взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»
Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей возможно исключительно при ус...
Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".
Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родит...
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду
В статье анализируются четыре основные причины, которые осложняют адаптацию ребенка в детском саду и предлагаются пути решения. Автор рассматривает как рекомендации для воспитателей дошкольных образов...
Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Адаптация к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации....
Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"
В материале предоставлен опыт работы воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...