Сценарий деловой игры по теме: "Составление календарного планирования образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО"
учебно-методический материал на тему

В сценарии отражены особенности планирования  образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности  для детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО:  особенности построения образовательного процесса, формы реализации образовательной программы, виды образовательной деятельности, педагогическая поддержка и сопровождение развития  ребенка, проектирование предметно пространственной среды; дано краткое описание матрицы примерного планирования образовательной деятельности на неделю, задания для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_delovoy_igry.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры по теме:

«Составление календарного планирования

образовательной деятельности с учетом  ФГОС ДО»

Цель игры: повышение профессиональной компетентности педагогов при составлении календарного планирования ОД для детей с ОВЗ в рамках  ФГОС  ДО

Задачи:

- уточнить знания педагогов об основных требованиях  к образовательной деятельности, сформулированных   в ФГОС ДО;

- познакомить с особенностями календарного планирования ОД для детей с ОВЗ на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи»;

- активизировать интеллектуальную, творческую,  культурологическую и  профессиональную компетенцию педагогов при составлении календарного планирования ОД  в соответствии с задачами коррекционной направленности;

- развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями,  четыре листа бумаги формата А-3, ручки и карандаши, маркеры для каждой команды, магниты.

Ход игры:

1.Презентация  календарного планирования ОД  в МБДОУ № 24 «Космос»:

Введение с 01.01.2014г ФГОС ДО предусматривает осуществление образовательной  деятельности ДО в соответствии с «индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п 1.3), и следующими принципами:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства

обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Дошкольной Организации с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4).

Это внесло в действующую структуру календарного планирования ОД, принятого в нашем дошкольном учреждении значительные изменения.

В соответствии с «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», определены:  особенности построения образовательного процесса, основные формы ее реализации, основные виды образовательной деятельности, способы и направления поддержки детской инициативы,  необходимые для составления календарного планирования ОД.

Особенностями построения образовательного процесса являются:

- педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности.

- учет закономерностей психологического развития ребенка в периоде дошкольного детства;

- развитие ребенка в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и т.д.;

- объединение усилий и активность всех участников образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности через интеграцию содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Основной формой реализации Программы при построении образовательного процесса является игра, так как игра - это форма отражения детьми окружающей их жизни. В образовательной деятельности используются все виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры с правилами (дидактические игры, игры на физическую, умственную компетенции, на удачу, строительные (конструктивные) игры). Игра не остается неизменной – она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и расширения круга представлений под влиянием обучения и воспитания.  

 Формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование и различные синтетические, комплексные формы  - занимают значительное место в образовательном процессе, т.к. представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. Для осуществления продуктивной деятельности предлагается четыре вида содержаний: работа по образцу, по графической схеме, по словесному описанию цели, с незавершенными продуктами.

Программа предусматривает активное включение познавательно-исследовательской деятельности, которая  сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях.

Коллекционирование – еще одна форма реализации программы. Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация, а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Через форму экспериментальной лаборатории осуществляется

воспитание у дошкольника потребности и интереса к самому процессу познания математики,  стремления преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, целеустремленности,  происходит расширение понятийного опыта и самостоятельности.

Чтение художественной литературы – это универсальное развивающее образовательное средство, которое позволяет расширить у ребенка осведомленность о мире, и, особенно о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Важная форма реализации Программы – это Непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая способствует получению детьми знаний, организует  их поведение, характеризующееся умением активно участвовать в совместной деятельности, быть сдержанным, уважать интересы других.

Основные виды образовательной деятельности:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание благоприятной социальной ситуации развития  в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, поэтому для более полного построения образовательного процесса Программой определены способы и направления поддержки детской инициативы.

Развивающие ситуации – это ситуации, где ребенку  предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. 

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:

- в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;

- в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;

- в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;

- в организации комфортного предметно-игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

Основой планирования образовательной деятельности в нашем учреждении является комплексно-тематический подход, который обеспечивает концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление словаря, его актуализацию, согласуя с задачами всестороннего развития детей; отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах,  осуществляет интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении всей недели в рамках одной лексической темы.

        Содержание каждой темы осваивается постепенно. Вначале педагоги выясняют имеющиеся представления  и опыт детей по данной теме, определяют программное содержание. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

                Педагоги постоянно стимулируют речевую активность детей, задавая вопросы или просят рассказать об увиденном, высказать свои впечатления об играх, в которые играли, об упражнениях, которые выполняли. В процессе этой деятельности дети учатся слышать ошибки в собственной  и чужой речи, все это способствует формированию языкового чутья.

Ежедневно педагогами планируется индивидуальная образовательная деятельность в утренние отрезки времени, в процессе прогулки, в вечернее время.  

Необходимое условие успешной работы с детьми при соблюдении комплексно-тематического планирования – грамотное зонирование группового помещения, насыщенного оборудованием и пособиями. Зонирование ориентирует ребенка в пространстве и дает возможность продолжительное время заниматься чем-то, планировать свою деятельность.  Обязательно при изучении новой лексической темы, педагог оформляет стенд предметными и сюжетными картинками, репродукциями; трафаретами для рисования, художественной литературой, энциклопедиями, оборудованием для театрализованной деятельности и т.д.

Существенную помощь в календарном планировании ОД  оказывает матрица примерного планирования ОД на неделю. Примерное планирование представлено в ней в виде таблицы, в которой отражен ход образовательного процесса: режимные моменты, формы организации детей (индивидуальная, совместная и самостоятельная), формы реализации программы (НОД, продуктивная деятельность, игры и т.д.), виды деятельности (игровая деятельность, изобразительная деятельность и т.д.),  интеграция образовательных областей, содержание образовательной деятельности по дням недели, включающее формы реализации программы с учетом образовательных областей (н-р, игры на развитие мелкой моторики), тематику (н-р бесед, проблемных ситуаций и т.д.), задачи, виды деятельности и игр.

            2.Задание участникам семинара: разделиться на четыре команды и составить образец календарного планирования ОД  на предложенные временные промежутки:

            - 1 половина дня: от 07.00 до 09.00;

- 1 половина дня: от 09.00 до 12.00;

- 2 половина дня: промежуток, в который должна быть индивидуальная работа по заданию учителя – логопеда;

- 2 половина дня: от 17.30 до 19.00.

Время работы в группах – 10 мин.

Представители каждой из команд зачитывают свои варианты.

Время для ответов – 5 мин. для каждой команды.

        3.Вывод : таким образом, используя представленную матрицу у педагогов  не вызовет затруднений составление календарного планирования, которое отражает все требования: принципы, формы, виды деятельности, методы и приемы и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование образовательной деятельности музыкального руководителя

Планирование - это форма научной организации труда, документы, помогающие систематизировать, упорядочить работу музыкального руководителя. Это достижимо только в том случае, если сам педагог заиньтере...

Календарное планирование образовательной деятельности по теме "Игры и игрушки"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности...

Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на дну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области

Календарное планироваие образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м....

Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области

Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка...

Консультация «Календарное планирование образовательной деятельности. «Образовательные минутки» Старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 8 ст. Старощербиновская, Краснодарский карай.

Консультация из серии "Шпаргалка для воспитателя. "Минутки" кратковременной образовательной деятельности   по пяти образовательным областям....