Сценарий деловой игры по теме: "Составление календарного планирования образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО"
учебно-методический материал на тему
В сценарии отражены особенности планирования образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО: особенности построения образовательного процесса, формы реализации образовательной программы, виды образовательной деятельности, педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка, проектирование предметно пространственной среды; дано краткое описание матрицы примерного планирования образовательной деятельности на неделю, задания для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_delovoy_igry.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий деловой игры по теме:
«Составление календарного планирования
образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО»
Цель игры: повышение профессиональной компетентности педагогов при составлении календарного планирования ОД для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
Задачи:
- уточнить знания педагогов об основных требованиях к образовательной деятельности, сформулированных в ФГОС ДО;
- познакомить с особенностями календарного планирования ОД для детей с ОВЗ на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи»;
- активизировать интеллектуальную, творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов при составлении календарного планирования ОД в соответствии с задачами коррекционной направленности;
- развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, четыре листа бумаги формата А-3, ручки и карандаши, маркеры для каждой команды, магниты.
Ход игры:
1.Презентация календарного планирования ОД в МБДОУ № 24 «Космос»:
Введение с 01.01.2014г ФГОС ДО предусматривает осуществление образовательной деятельности ДО в соответствии с «индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п 1.3), и следующими принципами:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства
обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Дошкольной Организации с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п.1.4).
Это внесло в действующую структуру календарного планирования ОД, принятого в нашем дошкольном учреждении значительные изменения.
В соответствии с «Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи», определены: особенности построения образовательного процесса, основные формы ее реализации, основные виды образовательной деятельности, способы и направления поддержки детской инициативы, необходимые для составления календарного планирования ОД.
Особенностями построения образовательного процесса являются:
- педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности.
- учет закономерностей психологического развития ребенка в периоде дошкольного детства;
- развитие ребенка в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и т.д.;
- объединение усилий и активность всех участников образовательных отношений;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности через интеграцию содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Основной формой реализации Программы при построении образовательного процесса является игра, так как игра - это форма отражения детьми окружающей их жизни. В образовательной деятельности используются все виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры с правилами (дидактические игры, игры на физическую, умственную компетенции, на удачу, строительные (конструктивные) игры). Игра не остается неизменной – она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и расширения круга представлений под влиянием обучения и воспитания.
Формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование и различные синтетические, комплексные формы - занимают значительное место в образовательном процессе, т.к. представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. Для осуществления продуктивной деятельности предлагается четыре вида содержаний: работа по образцу, по графической схеме, по словесному описанию цели, с незавершенными продуктами.
Программа предусматривает активное включение познавательно-исследовательской деятельности, которая сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях.
Коллекционирование – еще одна форма реализации программы. Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация, а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.
Через форму экспериментальной лаборатории осуществляется
воспитание у дошкольника потребности и интереса к самому процессу познания математики, стремления преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, целеустремленности, происходит расширение понятийного опыта и самостоятельности.
Чтение художественной литературы – это универсальное развивающее образовательное средство, которое позволяет расширить у ребенка осведомленность о мире, и, особенно о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.
Важная форма реализации Программы – это Непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая способствует получению детьми знаний, организует их поведение, характеризующееся умением активно участвовать в совместной деятельности, быть сдержанным, уважать интересы других.
Основные виды образовательной деятельности:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая, конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создание благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, поэтому для более полного построения образовательного процесса Программой определены способы и направления поддержки детской инициативы.
Развивающие ситуации – это ситуации, где ребенку предоставляются материалы для анализа, исследования, понимания причин, использования правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:
- в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
- в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;
- в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;
- в организации комфортного предметно-игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.
Основой планирования образовательной деятельности в нашем учреждении является комплексно-тематический подход, который обеспечивает концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление словаря, его актуализацию, согласуя с задачами всестороннего развития детей; отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, осуществляет интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении всей недели в рамках одной лексической темы.
Содержание каждой темы осваивается постепенно. Вначале педагоги выясняют имеющиеся представления и опыт детей по данной теме, определяют программное содержание. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Педагоги постоянно стимулируют речевую активность детей, задавая вопросы или просят рассказать об увиденном, высказать свои впечатления об играх, в которые играли, об упражнениях, которые выполняли. В процессе этой деятельности дети учатся слышать ошибки в собственной и чужой речи, все это способствует формированию языкового чутья.
Ежедневно педагогами планируется индивидуальная образовательная деятельность в утренние отрезки времени, в процессе прогулки, в вечернее время.
Необходимое условие успешной работы с детьми при соблюдении комплексно-тематического планирования – грамотное зонирование группового помещения, насыщенного оборудованием и пособиями. Зонирование ориентирует ребенка в пространстве и дает возможность продолжительное время заниматься чем-то, планировать свою деятельность. Обязательно при изучении новой лексической темы, педагог оформляет стенд предметными и сюжетными картинками, репродукциями; трафаретами для рисования, художественной литературой, энциклопедиями, оборудованием для театрализованной деятельности и т.д.
Существенную помощь в календарном планировании ОД оказывает матрица примерного планирования ОД на неделю. Примерное планирование представлено в ней в виде таблицы, в которой отражен ход образовательного процесса: режимные моменты, формы организации детей (индивидуальная, совместная и самостоятельная), формы реализации программы (НОД, продуктивная деятельность, игры и т.д.), виды деятельности (игровая деятельность, изобразительная деятельность и т.д.), интеграция образовательных областей, содержание образовательной деятельности по дням недели, включающее формы реализации программы с учетом образовательных областей (н-р, игры на развитие мелкой моторики), тематику (н-р бесед, проблемных ситуаций и т.д.), задачи, виды деятельности и игр.
2.Задание участникам семинара: разделиться на четыре команды и составить образец календарного планирования ОД на предложенные временные промежутки:
- 1 половина дня: от 07.00 до 09.00;
- 1 половина дня: от 09.00 до 12.00;
- 2 половина дня: промежуток, в который должна быть индивидуальная работа по заданию учителя – логопеда;
- 2 половина дня: от 17.30 до 19.00.
Время работы в группах – 10 мин.
Представители каждой из команд зачитывают свои варианты.
Время для ответов – 5 мин. для каждой команды.
3.Вывод : таким образом, используя представленную матрицу у педагогов не вызовет затруднений составление календарного планирования, которое отражает все требования: принципы, формы, виды деятельности, методы и приемы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование образовательной деятельности музыкального руководителя
Планирование - это форма научной организации труда, документы, помогающие систематизировать, упорядочить работу музыкального руководителя. Это достижимо только в том случае, если сам педагог заиньтере...
Календарное планирование образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной программе «Мозаика»
Календарно - тематическое планирование второй младшей группы...
Календарное планирование образовательной деятельности по теме "Игры и игрушки"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности...
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на дну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области
Календарное планироваие образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м....
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области
Календарное планирование образовательной деятельности в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" (на одну неделю марта) СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка...
Календарное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-7 лет с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»
Планирование образовательной деятельности с использованием инновационной технологии....
Консультация «Календарное планирование образовательной деятельности. «Образовательные минутки» Старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 8 ст. Старощербиновская, Краснодарский карай.
Консультация из серии "Шпаргалка для воспитателя. "Минутки" кратковременной образовательной деятельности по пяти образовательным областям....