Организация дистанционного детского сада "Территория детства"
статья по теме
Презентация работы дистанционного детского сада для родителей детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет), не посещающих детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация дистанционного детского сада "Территория детства" | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы дистанционного детского сада
«Территория детства»
Виканова Т.А.,
заведующий МБДОУ – детского «Сказка»
с.Шипуново Шипуновского района
Алтайского края
В решении задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, важная роль принадлежит семье. В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад», для равноправного партнёрства, и расширения социальных связей учреждения с семьей, как одним из основных заказчиков образовательных услуг в муниципальном образовании.
В наше время отмечается популярность собственных блогов и сайтов ДОУ, как средства информационного взаимодействия с родителями, поэтому на сайте образовательного учреждении «Сказка» организован дистанционный детский сад «Территория детства», с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания детей раннего возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Основными задачами детальности дистанционного детского сада являются:
- оказание педагогической консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития личности ребенка раннего возраста;
- содействие в социализации детей раннего возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- обеспечение взаимодействия между муниципальным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и родителями.
Все мы – часть нового, стремительно развивающегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому в первую очередь нам, педагогам дошкольного образования, нужно задуматься над тем, как вырастить творческого человека, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня даже еще не сформулированы.
Понятно, что одни семьи ориентируются на полное пребывание ребенка в детском саду, некоторые родители предпочитают группы кратковременного пребывания различной направленности, где с детьми работают квалифицированные специалисты; другие воспитывают своих детей-дошкольников сами. Последняя категория семей, тем не менее, нуждается в помощи квалифицированных специалистов, которую мы оказываем через работу дистанционного детского сада «Территория детства».
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, поэтому в перспективе дистанционного детского сада «Территория детства» расширять формы работы педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, не посещающих образовательное учреждение.
Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому на станицах сайта для родителей представлены методические материалы, содержащие программное обеспечение и нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию работы с детьми раннего возраста.
Наиболее важным документом является основная образовательная программа дошкольного образования «Дошкольник», которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 1,5 до 7 лет. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. № 2/15).
Образовательная программа «Дошкольник» обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое – во взаимосвязи. Кроме того, программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде и в раннем возрасте в том числе.
Нормативно – правовое обеспечение раскрывает информацию для родителей о территориях, закреплённых за образовательным учреждением, о правах воспитанников образовательного учреждения, о правилах приёма и внутреннего распорядка воспитанников, локальных актах, регламентирующих порядок оплаты за содержание детей в детском саду и компенсации родительской платы.
Знакомство родителей с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения, помогает в дальнейшем быть активными участниками образовательного процесса.
Если родители принимают решение о пребывании ребёнка в дошкольном учреждении, значимой для них в работе дистанционного детского сада «Территория детства» является информация об организации работы в адаптационный период.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться необходимо готовить его к посещению детского сада заранее. Поступление ребенка в образовательное учреждение часто вызывает у него стрессовые ситуации. Это обусловлено тем, что меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Непривычная атмосфера детского коллектива, окружение незнакомых взрослых людей, в новой неизвестной ранее обстановке, все это является причиной возникающего стресса.
Задача дистанционного детского сада - донести до родителей важность готовности ребенка к поступлению в детское учреждение, ведь от того насколько малыш будет подготовлен, будет зависеть длительность и характер адаптационного периода. Оказать родителям педагогическую помощь в формировании стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно принять новые для него условия.
В целях реализации таких задач родителям предлагается мини газета «Мир детства», которая издаётся в образовательном учреждении с 2000 года. На её страницах педагоги рассказывают об особенностях адаптационного периода и факторах, от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, возраст, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Родителям предлагается фотовыставка «Ассортимент детских блюд» из меню в образовательном учреждении, которые можно приготовить в домашних условиях и приучить к ним заблаговременно ребёнка.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа администрации, педагогов, медиков, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Руководить действиями родителей необходимо тактично и профессионально грамотно, чтобы они понимали, воспитатель – союзник и конечные цели у нас едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывают и ребёнок, и сами взрослые.
Одним из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности ребёнка является окружающая его среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает. Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу, устраивать и проводить игры - занятия и таким образом приучить детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Для посетителей дистанционного детского сада «Территория детства» мы предлагаем фотоматериал о наборе игр, игрушек и оборудования, которые желательно иметь в домашних условиях и грамотно использовать их в предметно - окружающем пространстве малыша.
При формировании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста следует руководствоваться деятельно-возрастным подходом. В первую очередь мы рекомендуем родителям организовать игры с водой и песком, в ходе которых необходимо не только знакомить детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.
Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться, а игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности детей.
Рекомендуем родителям для игр детей с водой и песком создать определенные условия: стол располагать так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы удобно было подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, различными моющимися игрушками и т.п.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. Поэтому рекомендуем группировать, например, в одном месте собрать игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами; бочата с маленькими игрушками, вкладыши разной формы, миски, стаканчики, цилиндры, колпачки; набор столбиков (палочек) разных цветов; игрушки - шнуровки разного вида; сюжетно - дидактические панно с прикрепляющимися на пуговицах, кнопках, “липучках” изображениями животных, растений и других предметов; разные виды мозаики; набор “Маленький мастер”; лото по разным тематикам, настольно - печатные игры; складные кубики; наборы кубов и шаров разной величины и цвета. Здесь же следует иметь различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Хорошо иметь дидактический стол, который является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется по двум направлениям: проведение игр- занятий индивидуально и побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Цель данных игр-занятий - развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов. Взрослый может наблюдать за работой ребенка, при необходимости оказывать помощь.
Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм.
Для успешного развития дошкольников важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. Поэтому в игровой “жилой комнате” рекомендуем собрать игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т.д. Игрушки: кукла, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т.д.
Игры - занятия с использованием игрушек “жилой комнаты” расширяют представления детей о назначении предметов, учат действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.
Игровые двигательные модули и технические игрушки, тоже очень важный набор для детей раннего возраста: машины - самосвалы, грузовики, фургоны (в них дети могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); автобус, легковые автомобили, тележки, каталки, коляски. Здесь же могут находится машины, на которых малыши могут кататься сами, велосипед, самокат. (Они дают возможность детям активно двигаться).
Зона двигательной активности создается для реализации одной из основных потребностей ребенка - потребности в движении и является важной задачей при организации предметно - развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от взрослого продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.
Зону двигательной активности мы разделили на две части. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, тоннель- гусеница, качалка. В другой (она может находиться в спальне) проложена “дорожка здоровья”, включающая массажные коврики, гимнастическую скамейку, резиновые кольца, коврики разной фактуры. Здесь же находятся мячи, гимнастические палки, массажные мячи и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.
Уголок изобразительной деятельности - это место, где находятся свободно раскручивающийся рулон бумаги (можно обои), двусторонний мольберт для рисования фломастерами, мелками, наборы карандашей, фломастеров, мелков.
Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее подходящие условия.
Окружающая среда должна внушать ребёнку доверие, чувство принадлежности, давать ощущение независимости и безопасности, а также чувство того, что у него есть право на собственную «личную жизнь» - он может побыть один, у него есть своё место и вещи. Среда должна способствовать тому, чтобы ребёнок проявлял собственную инициативу, пробовал делать что- то новое, должна развивать его самооценку, чтобы у него было чувство успеха.
Таким образом, на сегодняшний день детям предоставляется обширный комплекс развивающих возможностей, в котором они имеют возможность всесторонне развиваться, мыслить, творить, фантазировать. Иначе говоря, организованное именно таким образом развивающее пространство сделает ребёнка творцом своей личности.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действия в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно- отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью.
С первых лет жизни малышу свойственна потребность в познании окружающего мира. Чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие. Педагоги на страницах дистанционного детского сада в рубрике речевое развитие детей, дают рекомендации родителям в форме педагогических консультаций, видеоуроков, советов логопеда о том, как родители могут повлиять на формирование речи детей в раннем возрасте.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий развития малыша. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных ее формах. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
У детей раннего возраста в силу физиологических особенностей плохо развита мелкая моторика рук. Дети не могут складывать пирамидку, нанизывать бусы, специальные фигурки на шнурок. Поэтому педагоги дают советы как проводить пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики рук, чтобы они стали ловкими и послушными. Кроме того, от развития моторики рук зависят успехи речевого развития.
Проблема ранней помощи детям в настоящее время входит в круг особо важных. Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые 2-3 года жизни. Это наиболее значимый этап с точки зрения психолого - педагогического воздействия. В последнее время акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы. Поэтому логопед образовательного учреждения советует родителям уже в раннем возрасте проводить артикуляционную гимнастику.
Раннее включение ребенка, в возрасте до 3 - х лет, в коррекционно - педагогический процесс позволяет скорректировать, предупредить, - а это значит сформировать у ребёнка потребность общаться со сверстниками.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей, членов семьи, педагогов), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту активной речевой среды: правильная, чистая речь окружающих взрослых.
Проблема формирования здоровья актуальна и своевременна. Как укрепить и сохранить здоровье маленьких детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? На эти и другие вопросы родители могут получить ответы из консультаций специалистов в рубрике физкультурно–оздоровительная работа дистанционного детского сада «Территория детства».
Известно, что ранний возраст является решающим в формировании фундамента здоровья как физического, так и психического, а также является сензитивным периодом для формирования привычек, развития речи и познавательной активности.
На страницах дистанционного детского сада «Территория детства» представлен комплексный план оздоровительных мероприятий для детей от 1,5 до 3лет, обеспечивающих гармоничное развитие личности и укрепление здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры. Начальные знания, навыки, привычки и есть основополагающий фундамент здорового ребенка.
Для родителей важно не упустить этот период и сформировать у детей базу знаний и практических умений здорового образа жизни, осознанную потребность в систематической заботе о своем здоровье.
Решать проблему воспитания здорового ребенка необходимо только совместными усилиями. В этой работе должны участвовать медицинские работники и педагоги, но в первую очередь семья.
В раннем возрасте важным для родителей и значимым для детей является развитие навыков самообслуживания «Я сам!». В этот возрастной период детей наиболее активно формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от взрослых знания малышей и большого терпения. В образовательной программе по раннему возрасту говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться.
Педагоги образовательного учреждения на страницах дистанционного детского сада дают видеоуроки родителям последовательного и правильного формирования таких навыков. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать!
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование, которое соответствует росту и их индивидуальным возможностям.
Чтобы достичь успеха в формировании навыков самообслуживания мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объясняем родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки. Рассказывем какими умениями и навыками должны овладеть дети раннего возраста жизни, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.
Мы подобрали несколько красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий, на которых дети учатся шнуровке и застегиванию. Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы рекомендуем ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.
В уголок ряженья следует поместить предметы, использование которых заставляет детей упражняться в завязывании и застегивании. Прежде всего, учим детей последовательно выполнять действия.
Так же мы учим как формировать самостоятельность детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с детьми, следует показывать, как правильно есть, как держать ложку. Эффективны с малышами игровые приемы. Например, научить держать ложку новую куклу Петрушку, которая очень хотела есть, показать кукле Степашке, как надо пользоваться салфеткой и т.д.
В процессе самообслуживания ребенок знакомится с предметами, их свойствами, материалами, из которых они сделаны, расширяет свои представления о назначении используемых в обиходе вещей. Труд по самообслуживанию и выполнение несложных обязанностей воспитывают у детей самостоятельность, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим, повышают работоспособность и выносливость организма, развивают ловкость и координацию движений. Эти качества приобретаются под влиянием наглядного примера взрослых членов семьи и повседневным участием ребенка в домашнем труде родителей.
Дистанционный детский сад «Территория детства» является эффективной формой взаимодействия с родителями, своевременное обновление и пополнение информации на его страницах определяет востребованность услуг детского сада, что лежит в основе формирования современной модели образования детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.
Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....
Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования
Рекомендации по организации дистационного обучения в детском дошкольном учреждении....
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования»
laquo;Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования» - Старший воспитатель Шпенева А.В.При реализации обра...
Организация дистанционного образовательного пространства для дошкольника с ТНР. Дистанционная консультация для родителей по текущей лексической теме «Игрушки» в период самоизоляции.
В данной работе представлен образец наглядного материала для самостоятельных игр и занятий родителей с детьми по лексической теме «Игрушки». Тема представлена во всех направлениях (связная...
Организация дистанционного родительского собрания в детском саду
Сложившаяся в мире ситуация открыла для нас педагогов новые возможности для самообразования. Повышение уровня цифровых компетенций и использование ИКТ. Проведение т...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках функционирования детского сада в...