С чего начинается Родина?
статья на тему

Виканова Татьяна Алексеевна

В данной статье представлен опыт МБДОУ - детского сада "Сказка" села Шипуново Шипуновского района Алтайского края  реализации регионального компонента по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной деятельности ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С чего начинается Родина?

Татьяна Алексеевна Виканова,

заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка»

села Шипуново Шипуновского района Алтайского края

        Региональный компонент,  является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края.         В соответствии с ФГОС в ДОУ разработана образовательная  программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края),  природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю); с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных  периодов»), принципа «народности», принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров).

В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине  являются образовательные учреждения (школа им. А.В.Луначарского),  учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т.Христенко, центр детского творчества, спортивная школа), культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый центр); правоохранительные структуры (ГИБДД, МЧС). Совместно проводимые мероприятия способствуют развитию активной гражданской позиции и желанию участвовать в жизни детского сада и родного села: тематическая неделя по пожарной безопасности, выступление на празднике села «100-летие села Шипуново», выставка творческих работ к 90 летию Шипуновского района и др. Бесценный вклад в реализацию регионального компонента вносит сотрудничество с районным краеведческим  музеем и музеем школы им.А.В.Луначарского. Музей приобщает дошкольников к историческому прошлому малой Родины и оказывает большое воспитательное значение. В плане сотрудничества не только экскурсии, но и ежемесячные «Музейные занятия». Например, «Для вас, земляки!» по ознакомлению с творчеством шипуновских художников С.А.Боженко, А.Г.Гикал и др., «Братья наши меньшие» о растительном и животном мире малой Родины.

        Основу организации образовательного процесса по ОП «С чего начинается Родина?», составляет комплексно-тематический план с ведущей деятельностью «игра» и учетом возрастных возможностей детей. Воспитательно-образовательная работа распределена по блокам - «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Моё село-Шипуново», «Алтайский край», «Экология малой родины», «Декоративно-прикладное искусство Алтая», «Обычаи и традиции»,  «Родная армия»,  «Труженики села», «Знаменитые земляки». Работа по каждому блоку решает определённые задачи. Например, блок «Я и моя семья» формирует духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери https://www.youtube.com/watch?v=1tWoUL49t_g; блок «Труженики села» воспитывает уважительное отношение к человеку-труженику и результатам труда людей своего села, края и пр. Решение задач ОП осуществляется в формах совместной деятельности взрослых и детей (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников. Разнообразные мероприятия проводятся в соответствии с комплексно-тематическим планом: этнофестиваль «Деревенские вечёрки» https://www.youtube.com/watch?v=Z-EN6V5h6qs, народный праздник «Рябинник»; выставки совместных работ с родителями «Безопасность детей на улице», «Семейный альбом»; семейные спортивные праздники «День здоровья», марафон «День бега» https://www.youtube.com/watch?v=aWeAWGf2Tiw, детские проекты «Столовая для птиц» https://www.youtube.com/watch?v=hWkovehAZzc, «Моя малая Родина», праздник «День матери», концертная программа ко Дню работников сельского хозяйства в районном доме культуры, экскурсии на хлебозавод, в аптеку, швейную мастерскую, проведение военно-патриотической игры «Достойны прадедов» https://www.youtube.com/watch?v=wuESJDqLZnA. По темам проводимых мероприятий оформляется фотовыставка для родителей «Жизнь в детском саду». Воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организуется и дополнительная работа с учётом регионального компонента, например, план работы фольклорной группы «Зернышки» разработан по народному календарю. В фольклорных произведениях отражается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине, к истокам народной культуры. Кроме плановых мероприятий,  ежегодно в октябре месяце дети готовят концертную программу ко Дню пожилого человека, и выступают в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов» села Шипуново.

        Наиболее важным звеном по реализации ОП, является педагогический коллектив. Разнообразные формы методической  и образовательной работы  позволяют каждому педагогу проявлять имеющиеся способности, а подключение к сети Интернет и использование в образовательной работе ИКТ, позволяет повысить профессиональный уровень педагогических кадров, улучшить качество образовательного процесса.

       На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).  Естественным образом изменения происходят   и в создании условий. Нами разработан Образовательный маршрут на территории детского сада: на территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цветников, за которыми ухаживают воспитанники, зеленая аптека лекарственных растений, огород, уголок поля. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы  по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их  символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В книжных уголках подобраны сборники произведений для детей  шипуновской поэтессы В.Ю.Золоторевой, журналы, книги о родном крае. В ДОУ оборудована «Русская горница», в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка», видеотека «Моя малая Родина». В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Выходит мини газета «Мир детства» http://shipskazka.ru/data/documents/gazeta-po-grazhd-patritaticheskomu-vospitaniyu.doc.

        Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах изодеятельности (шишек, камней, засушенных растений). Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

        В рамках работы стажёрской площадки педагоги делятся опытом работы по теме «Государственно-общественное управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО». Для слушателей подготовлен информационный буклет «Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО», организованы открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности «Моя семья»,  «Моя Родина – Россия!», интегрированное занятие фольклорной группы «Зернышки» и изостудии «Весёлый карандаш», мастер-класс по проектированию образовательной программы ДОУ (на примере «С чего начинается Родина»),  представлен проект «Шипуново – моя малая Родина!».

        Освоение регионального содержания рассматривается через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают сведения из истории своего села, а проживают реальные эмоциональные события. В связи с этим в ДОУ организована презентация детской книги «Песенка-чудесенка» шипуновской  поэтессы В.Ю.Золотаревой (председателя районного клуба «Созвучие», автора нескольких книг). До запланированной встречи дети ознакомились с содержанием книги, по мотивам стихотворений создали рисунки, которые стали иллюстрациями в книге, а на встрече дети прочли полюбившиеся стихотворения. Трудно переоценить важность такого – двустороннего – живого диалога автора и читателя. Беседа коснулась не только литературных аспектов, но наглядно ребята почувствовали взаимосвязь литературы с жизнью – с той жизнью, которая их повседневно окружает. Так дети познают особенности культуры своего села, проявляют искренне заинтересованное внимание к людям, которые живут рядом и прославляют родное.

Традиционно в Шипуновском районе, ко Дню народного единства, проводится фестиваль патриотической песни «Пою моё Отечество» вокальная группа «Росиночка» представила художественный номер «Я живу в России». Кроме того, активная жизненная позиция детей, педагогов и родителей, формируется через организацию и участие во многих конкурсах. Например - Зимняя районная спартакиада «Папа, мама, я - спортивная семья!», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного, технического творчества «Созвездие чудес нерукотворных», всероссийская занимательная викторина «Сказки водят хоровод», «Времена года» и др.

        В результате работы по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» дошкольники проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину и её достижения; имеют первичные представления о семье, традиционных семейных ценностях; обладают начальными представлениями о природном и социальном мире, в котором они живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...