Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_i_semya.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А.Обухова,
заведующий МБДОУд/с№6
г. Арзамас, РФ
E-mail: director_ds6@mail.ru
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
в условиях реализации ФГОС ДО
Аннотация. В данной статье отражена проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО.
Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психолого-педагогическая поддержка, партнерские отношения, участники образовательных отношений, дошкольная образовательная организация, образовательный процесс, основная образовательная программа.
Изменяющаяся ситуация в обществе, в системе образования обусловила необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной организации с семьей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с семьей.
На современном этапе в соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в следующих направлениях:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;
- оказание помощи в воспитании;
- сотрудничество организации с семьей;
- введение активных форм взаимодействия;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, превращают детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Взаимодействие с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать адекватные формы взаимодействия с семьей. С введением ФГОС ДО перед педагогами нашего детского сада встал вопрос об использовании инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьёй согласно новым требованиям. Эти формы направлены на выстраивание партнерских отношений, на повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка, охраны и укрепления здоровья детей. Такими формами являются:
-общие, групповые собрания в форме мастер-классов, круглых столов, деловых игр, с использованием презентаций;
- анкетирование, интервью;
- совместные экскурсии;
- совместные проекты;
- «Почта доверия»
- функционирование «групп поддержки»
- «День открытых дверей»
- выпуск газет
- функционирование официального сайта в сети «Интернет»
Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы. Это и положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, и учет индивидуальности ребенка, и возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье, и возможность учета стиля семейных отношений. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта с родителями, как педагога, так и заведующего, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Выстраивание партнерских отношений с семьей должно учитывать современные подходы к этой проблеме. Этот подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива. И как результат таких изменений, новое положительное отношение родителей к ДОО, положительная оценка ее деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в образовательный процесс, заинтересованное участие важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Введение федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Учитывая все это, в нашем детском саду создается система работы с родителями, позволяющая выстраивать партнерские отношения с родителями. В ДОО родители хорошо осведомлены о том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются, какая квалифицированная помощь оказывается, а также, на каких принципах строятся взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. ДОО своевременно реагирует на запросы, обеспечивает комплекс основных и дополнительных средств развития ребенка, определенных в Уставе МБДОУд/с№6, договоре с родителями.
Список литературы
1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред.М.Е. Верховкиной, А.Н. Антаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с.
2. Погребняк Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2015. -
128с.
3. Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ / - Ростов –на - Дону: Легион, 2012. – 206с.
5. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
Программа
оказания психолого-педагогической помощи и поддержки семье
Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе партнерства в условиях развития образовательного пространства ДОО.
Задачи:
- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Направления и формы взаимодействия с родителями
Направления | Задачи | Формы работы |
Педагогический мониторинг | - изучение особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, возникающих в семьях; - знакомство с традициями семейного воспитания; - изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью с педагогами; - реализация возможностей родителей в совместном воспитании детей. | Социологические срезы Посещение на дому Анкетирование, опрос, беседы Почта доверия Наблюдение, собеседования с детьми |
Психолого-педагогическая поддержка | - организация условий для благополучной адаптации воспитанников в ДОУ; - сплочение родительского коллектива группы; - организация разнообразных форм взаимодействия. | Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки Выставки литературы, игр, совместного творчества Ежедневные беседы Информационный стенд «День за днем» Консультации по запросу родителей Выпуск газет, буклетов Библиотека художественной литературы, игр, опытов Общие родительские собрания Встречи с родительским активом День открытых дверей |
Педагогическое образование родителей | - развитие активной компетентной позиции родителей; - выявление особых педагогических потребностей семьи; - учет развивающих возможностей родителей и детей; - помощь в установлении партнерских отношений между родителями и детьми; - развитие родительской ответственности при подготовке детей к школе. | Семинары Практические занятия Родительские собрания Информация на сайте ДОУ Информационные стенды в группах и холлах ДОУ |
Совместная деятельность педагогов и родителей | - обмен информацией о развитии ребенка, его особенностях; - объединение усилий для развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу; - создание условий для творческой самореализации родителей и детей; - поддержание активности родителей. | Создание альбомов «Моя семья», «Выходной день» и т.д. Создание развивающей предметно - пространственной среды в группах, на территории детского сада Совместные проекты Совместное проведение мероприятий в ДОУ |
Программа
диагностического изучения семьи
- Уровень образования
(высшее, средне-специальное, среднее общее)
- Степень психолого-педагогической грамотности
- низкий уровень (отсутствие знаний о возрастных особенностях детей, недостаточный контакт с ребенком)
- относительно удовлетворительный уровень (недостаточно полное знание, недостаточно полное понимание необходимости занятий с ребенком)
- высокий уровень (объемные знания в области детской педагогики и психологии, особенностей воспитания детей)
- Психологический климат в семье
- неблагоприятный (частые конфликты, отсутствие эмоциональной близости, перепады взаимоотношений)
- относительно удовлетворительный (эпизодические конфликты, повышенная эмоциональность взаимоотношений, недостаточность сопереживания в отношениях между членами семьи)
- благоприятный (гармоничные отношения, рациональное разрешение конфликтов, эмоциональная поддержка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...
"Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...
Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...
Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Цель: Совершенствование работы ДОУ и семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1. « Детский сад и семья на защите пра...
Формы взаимодействия МАДОУ "Большеталдинский детский сад с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.Работа с семьей должн...
Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО
Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...