Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Обухова Елена Александровна

Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_i_semya.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Обухова,

заведующий МБДОУд/с№6

г. Арзамас, РФ

E-mail: director_ds6@mail.ru

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

в условиях реализации ФГОС ДО

Аннотация. В данной статье отражена проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, психолого-педагогическая поддержка, партнерские отношения, участники образовательных отношений, дошкольная образовательная организация, образовательный процесс, основная образовательная программа.

Изменяющаяся ситуация в обществе, в системе образования обусловила необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной организации с семьей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с семьей.

На современном этапе в соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий для развития и воспитания детей;

- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в следующих  направлениях:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;

- оказание помощи в воспитании;

- сотрудничество организации с семьей;

- введение активных форм взаимодействия;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, превращают детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.

Взаимодействие  с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать адекватные формы взаимодействия с семьей. С введением ФГОС ДО перед педагогами  нашего детского сада встал вопрос об использовании инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьёй согласно новым требованиям.  Эти формы направлены  на выстраивание партнерских отношений, на повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребенка, охраны и укрепления здоровья детей. Такими формами являются:

-общие, групповые собрания в форме мастер-классов, круглых столов, деловых игр, с использованием презентаций;

- анкетирование, интервью;

- совместные экскурсии;

- совместные проекты;

- «Почта доверия»

- функционирование «групп поддержки»

- «День открытых дверей»

- выпуск газет

- функционирование официального сайта в сети «Интернет»

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы. Это и положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, и учет индивидуальности ребенка, и возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье, и возможность учета стиля семейных отношений. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта с родителями, как педагога, так и заведующего, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Выстраивание партнерских отношений с семьей должно учитывать современные подходы к этой проблеме. Этот подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива. И как результат таких изменений, новое положительное отношение родителей к ДОО, положительная оценка ее деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в образовательный процесс, заинтересованное участие важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Введение  федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Учитывая все это, в нашем детском саду создается система работы с родителями, позволяющая  выстраивать партнерские отношения с родителями. В ДОО родители хорошо осведомлены о том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются, какая квалифицированная помощь оказывается, а также, на каких принципах строятся взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. ДОО своевременно реагирует на запросы, обеспечивает комплекс основных и дополнительных средств развития ребенка, определенных в Уставе МБДОУд/с№6,  договоре с родителями.  

 

Список литературы

1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред.М.Е. Верховкиной, А.Н. Антаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с.

2. Погребняк Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2015. -

128с.

3. Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ / - Ростов –на - Дону: Легион, 2012. – 206с.

5. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

Программа

оказания психолого-педагогической помощи и поддержки семье

Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе партнерства в условиях развития образовательного пространства ДОО.

Задачи:

  • способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;

  • знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

  • способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

  • организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Задачи

Формы работы

Педагогический мониторинг

- изучение особенностей семейного воспитания, педагогических  проблем, возникающих в семьях;

- знакомство с традициями семейного воспитания;

- изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью с педагогами;

- реализация возможностей родителей  в совместном воспитании детей.

Социологические срезы

Посещение на дому

Анкетирование, опрос, беседы

Почта доверия

Наблюдение, собеседования с детьми

Психолого-педагогическая поддержка

- организация условий для благополучной адаптации воспитанников в ДОУ;

- сплочение родительского коллектива группы;

- организация разнообразных форм взаимодействия.

Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, папки-передвижки

Выставки литературы, игр, совместного творчества

Ежедневные беседы

Информационный стенд «День за днем»

Консультации по запросу родителей

Выпуск газет, буклетов

Библиотека художественной литературы, игр, опытов

Общие родительские собрания

Встречи с родительским активом

День открытых дверей

Педагогическое образование родителей

- развитие активной компетентной позиции родителей;

- выявление особых педагогических потребностей семьи;

- учет развивающих возможностей родителей и детей;

- помощь в установлении партнерских отношений между родителями и детьми;

- развитие родительской ответственности при подготовке детей к школе.

Семинары

Практические занятия

Родительские собрания

Информация на сайте ДОУ

Информационные стенды в группах и холлах ДОУ

Совместная деятельность педагогов и родителей

- обмен информацией о развитии ребенка, его

особенностях;

- объединение усилий для

развития и воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу;

- создание условий для творческой самореализации родителей и детей;

- поддержание активности родителей.

Создание альбомов «Моя семья», «Выходной день» и т.д.

Создание развивающей предметно - пространственной  среды в группах, на территории детского сада

Совместные проекты

Совместное проведение мероприятий в ДОУ

Программа

диагностического изучения семьи

  • Уровень образования

(высшее, средне-специальное, среднее общее)

  • Степень психолого-педагогической грамотности

- низкий уровень (отсутствие знаний о возрастных особенностях детей, недостаточный контакт с ребенком)

- относительно удовлетворительный уровень (недостаточно полное знание, недостаточно полное понимание необходимости занятий с ребенком)

- высокий уровень (объемные знания в области детской педагогики и психологии, особенностей воспитания детей)

  • Психологический климат в семье

- неблагоприятный (частые конфликты, отсутствие эмоциональной близости, перепады взаимоотношений)

- относительно удовлетворительный (эпизодические конфликты, повышенная эмоциональность взаимоотношений, недостаточность сопереживания в отношениях между членами семьи)

- благоприятный (гармоничные отношения, рациональное разрешение конфликтов, эмоциональная поддержка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

"Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...

Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...

Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: Совершенствование работы ДОУ и  семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1.    « Детский сад и семья на защите пра...

Формы взаимодействия МАДОУ "Большеталдинский детский сад с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.Работа с семьей должн...

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...