семинар по проектной деятельности
методическая разработка на тему

Попова Татьяна Александровна

в материале представлены теоретические и практические материалы по реализации проектного метода в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Осуществление проектной деятельности с детьми в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования или метод проектов.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Другими словами, метод проектов – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности, который завершается определенным практическим результатом.

   

Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой;
  • является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту;
  • один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду;

Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития детей и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте решаются следующие задачи исследовательской деятельности:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;
  • развитие важнейших компетенций для современной жизни.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений используют различные типы и виды проектов.

Опрос воспитателей по типологии проектов

Типология проектов в ДОУ представлена на данном слайде.

По количеству

Индивидуальные

Групповые

Межгрупповые

Комплексные

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

 По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат).
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.). Тема проекта- то, что мы узнаём. Проект- то, что мы делаем.

Работа над проектом строится поэтапно. На первом этапе происходит выбор темы. Темы проектов могут быть самыми разнообразными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, удовольствия, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.).

Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или может быть выдвинута по инициативе воспитателей (что воспитатели считают важным для развития ребёнка).

На данном этапе работы педагог использует модель «Трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать? Ответы детей воспитатель записывает на трех листах, указывая при ответе ребенка его имя. С детьми старшего дошкольного возраста на этом этапе работы можно использовать карточки, которые будут схематично обозначать ответы детей.

Второй этап – это планирование работы над проектом. Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности.

   Планирование составляется в виде «Паутинки». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания по теме в центры активности. При планировании Четко должны прослеживаться и образовательные области. На этапе планирования видов детской деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды, способствующей изучению темы проекта.

Третий этап – поиск информации. Дети с помощью родителей и педагогов приступают к сбору информации. Они могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Реализация проекта на четвертом этапе осуществляется через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности (его результат) – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. На данном слайде представлен перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

  • выставка;
  • газета;
  • журнал;
  • игра;
  • карта;
  • коллекция;
  • костюм;

  • макет;
  • модель;
  • оформление группы;
  • пакет рекомендаций;
  • праздник;
  • серия иллюстраций;
  • сказка;
  • экскурсия;
  • историческая лента времени;
  • альбом;
  • коллаж;
  • драматизация;
  • реклама;
  • концерт;
  • сообщение и т.д

Последний этап – презентация проекта.  Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
  • деловая игра;
  • диалог исторических или литературных персонажей;
  • игра с залом;
  • инсценировка;

  • научная конференция;
  • научный доклад;
  • отчет исследовательской работы;
  • пресс– конференция;
  • путешествие;
  • реклама;
  • иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…;
  • ролевая игра;
  • соревнования;
  • спектакль;
  • спортивная игра;
  • телепередача;
  • экскурсия;
  • презентация;
  • театрализованное представление;
  • концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – итог исследования, один из главных этапов проектной деятельности. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Основными требованиями реализации метода проектов являются:

  • наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская  работа или поиск;
  • проект – это игра «всерьёз», и результаты её значимы как для детей, так и для взрослых;
  • самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • применение полученных знаний на практике.

После такого объявления родители просто не могут остаться в стороне от интересных дел детей, они оказывают существенную помощь в работе над проектом, собирают совместно с детьми занимательный материал.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

  1. Практическая часть. Педагогическая игра «Знатоки проектного метода».

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры «Знатоки проектного метода».  Вам как игрокам будут предложены вопросы. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Если Вы успешно справляется с заданиями, Вам присваивается звание «Знаток проектного метода».

Вопросы игрокам.

  1. Что такое педагогическое проектирование?
  • дань моде;                                                                                                              
  • догма профессиональной деятельности педагога;
  • вид педагогической деятельности.
  1. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
  • коллективный;
  • исследовательский;
  • долгосрочный.    
  1. Кто является основоположником проектного метода?  
  • американский педагог демократ Джон Дьюи;
  • великий русский педагог К.Д. Ушинский;
  • французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».
  1. Выберите виды проектов по количеству участников?
  • Коллективный;
  • краткосрочный;
  • индивидуальный;
  • творческий.
  1. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для заключительного этапа?
  • Определение средств необходимых  для реализации проекта;
  •  подведение  итогов, прогноз на будущее;
  • определение  содержания деятельности всех участников проекта;
  • презентация полученных результатов.
  1. В чем суть «модели трех вопросов»?
  2. Какие основные направления развития детей необходимо учитывать при планировании работы над проектом?
  3. Проектная деятельность – это…
  • форма продуктивной деятельности;
  • инициативный тип индивидуального или коллективного поведения;
  • особый способ существования деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Типология проектов.

По количеству

Индивидуальные

Групповые

Межгрупповые

Комплексные

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

 По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно-ориентированные

Структура проекта.

  • Проблема (выбор темы).
  • Проектирование или планирование.
  • Поиск информации.
  • Продукт (практический результат).
  • Презентация.

Основные требования реализации метода проектов.

  • наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская  работа или поиск;
  • проект – это игра «всерьёз», и результаты её значимы как для детей, так и для взрослых;
  • самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • сотворчество детей и взрослых;
  • применение полученных знаний на практике.

Организация проектной деятельности с детьми 3-5 лет.

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).

Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.

Алгоритм действий взрослых и детей

Шаги

Содержание

Первый 

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей 

Второй 

Постановка цели проекта, его мотивация 

Третий 

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. 

Четвертый 

Совместное движение взрослых и детей к результату 

Пятый 

Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата, защита проекта

Организация проектной деятельности с детьми 5-6 лет.

Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.

Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:

  • опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
  • опыт разнообразной совместной деятельности;
  • развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самоконтроля и самооценки.

Развитие проектной деятельности:

  • принимают проблему, уточняют цель;
  • самостоятельно находят проблему;
  • способны выбрать средства для достижения результата.

Алгоритм действий взрослых и детей

Шаги

Содержание

Первый 

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон 

Второй 

Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата 

Третий 

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта 

Четвертый 

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого 

Пятый 

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач 

Шестой 

Совместное определение перспективы развития проекта 

Организация проектной деятельности с детьми 6-7 лет.

Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Особенности проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.

Алгоритм действий взрослых и детей

Шаги

Содержание

Первый 

Постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон 

Второй 

Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата 

Третий 

Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта 

Четвертый 

Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу 

Пятый 

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач 

Шестой 

Совместное определение перспективы развития опыта 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта –

Цель проекта -

Задачи проекта:

Авторы проекта -

Тип проекта -

Продолжительность -

Основное направление проекта -

Актуальность проекта –

Методы и приёмы исследования:

Практическая значимость:

Продукт проектной деятельности:

Ожидаемый  результат -

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Первый этап – организационный.

Второй этап – практический.

Третий этап – обобщающий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Семинар - практикум "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Выступление на педсовете "Участие в семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»"

Выступление на семинаре-практикуме «Проектная деятельность в дошкольном отделении»...

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...

Семинар - практикум «Проектная деятельность в здоровьесберегающей деятельности ДОУ»

Методическая разработка семинара по представлению проектов по здоровьесбережению в детском саду компенсирующего вида....