ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка на тему
Система работы ППМС в рамках курирования адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация адаптация | 2.52 МБ |
Система работы по адаптации | 410.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Составители педагоги-психологи
МБДОУ ЦРР д/с «Словушка»
гп. Белый Яр Сургутский район:
Т.В. Галимова
А.Н. Букарева
- Введение
В последние годы в России усилия Министерства образования и науки РФ сосредоточены на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных учреждениях. Важное значение для обеспечения равных стартовых возможностей и формирование активной личности имеет сопровождение детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема оказания помощи детям с различными трудностями заботит многие образовательные учреждения. Современные исследования ученых предполагают, что дети, не получившие психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса испытывают комплексные трудности и часто становятся неуспевающими учениками.
Для эффективного решения поставленных задач требуется объединение обучения и воспитания в ДОУ и семье в целый образовательный процесс и повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, квалифицированную помощь специалистов, с целью осуществления активного взаимодействия с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
Таким образом, администрация и служба сопровождения ДОУ пришли к необходимости внедрению необходимых условий для обучения и воспитания всех категорий детей. Концепция организации работы призвана обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, создание развивающей образовательной среды и условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности
Представленный далее алгоритм работы позволяет сохранить психологическое здоровье ребенка, и способствует процессу его развития путем достижения взаимопонимания между педагогом, родителями и ребенком, выработке адекватных форм воспитательного взаимодействия, улучшающих социализацию ребенка в ДОУ, снятия напряженности, улучшения настроения и обеспечение больших возможностей для преодоления проблем.
План работы
в рамках адаптации ребенка к условиям ДОУ
№ | Мероприятия | Исполнители | Фиксация результата мероприятия |
1 | Семинар для педагогического коллектива по организации среды и ведению документации «Чтобы поход в д\сад не превратился в драму» | Психолог Старший воспитатель | Конспекты, лист регистрации Отзывы участников |
2 | Оформление наглядной информации в группах, памятки для педагогов и родителей: - особенности детей (по возрастам) - особенности периода адаптации и пр | Психолог Воспитатель Медработник | Фотоматериалы, памятки |
3 | Первичная консультация родителей | Психолог
| Карта первичного приема |
3.1 | Диагностика ребенка по определению стартовых возможностей и готовности ребенка к поступлению в ДОУ | ||
3.2 | Опрос родителей, ознакомление с рекомендациями медицинских работников для определения маршрута сопровождения с учетом особенностей состояния здоровья ребенка, поступающего в д\сад | ||
4 | Определение статуса семьи на наличие льгот | Социальный педагог | Анкета |
5 | Информирование педагогов группы по ознакомлению с особенностями ребенка и семьи | Психолог | Протокол консультации |
6 | Оформление листа адаптации | Медработник
| Лист адаптации |
7 | Заполнение листа адаптации (режим погружения ребенка в условия ДОУ) | Психолог | Лист адаптации |
8 | Ведение листа адаптации (ежедневно) | Воспитатель | Лист адаптации |
9 | Наблюдение в рамках курирования адаптации | Психолог | Бланк наблюдения |
10 | Заполнение листа адаптации (рекомендации психолога) | Психолог Старший воспитатель | Лист адаптации |
11 | Консультирование с предоставлением рекомендаций родителям и педагогам группы | Психолог | Протокол , Буклеты, памятки |
12 | Беседы с родителями | Воспитатель группы | |
13 | Профилактические занятия с детьми | Психолог | Комплекс упражнений по программе Роньжиной А.С. |
14 | Коррекционные мероприятия, для детей, испытывающих трудности при адаптации | Психолог
| |
14.1 | Определение трудностей течения адаптации | диагностика уровня адаптированности ребенка | |
14.2 | Направление к специалистам вне ДОУ (педиатр, невролог и пр) | бланк направления | |
14.3 | Оформление соглашения с родителями на организацию коррекционной работы с ребенком | бланк заявления | |
14.4 | Оформление и заполнение карты помощи ребенка (семьи) | бланк карты помощи | |
14.5 | Коррекционные занятия (индивидуально, подгруппа) в сенсорной комнате | задачи и план занятий | |
14.6 | Консультирование педагогов и родителей | протокол консультации | |
14.7 | Определение уровня адаптации (итоговый) | параметры уровней | |
15 | Родительский клуб « От порога до порога » | Психолог Старший воспитатель Медработник Социальный педагог | Конспекты, листы регистрации участников |
16 | Тренинги с педагогами, сеансы саморегуляции | Психолог | Комплексы упражнений, конспекты встреч, листы регистрации участников |
17 | Определение уровня адаптации, анализ, учет | Психолог | Лист адаптации Информационная таблица данных по результатам адаптации |
18 | Отчет по адаптации | Психолог | Заседание ПМПк |
19 | Распространение опыта среди педагогического сообщества | Все участники | Семинары, МО, круглые столы, ИКТ, СМИ, творческие лаборатории |
Приложение 1
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПРИСУТСТВУЮЩИХ
Дата _______________
Тема встречи_____________________________________________________________
Ведущий _________________________________________________________________
№ | ФИО | Группа/ должность | Подпись |
Приложение 2
Памятка
Причины плохой адаптации
Разберем причины плохой адаптации детей и пути решения проблем адаптации детей к дошкольному учреждению. Можно выделить три блока причин плохой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Первый блок причин связан с особенностями детей
Плохо адаптируются дети, имеющие следующие особенности:
- нервно-психические нарушения;
- эмоциональную чувствительность и впечатлительность, выраженную, тревожную зависимость от матери;
- соматическую ослабленность (соматизация выступает как психологическая защита (см. «Жестокость в детско-родительских отношениях и психологические защиты у детей»));
- проблемы с едой, сном и туалетом;
- флегматический темперамент;
- выраженное левшество;
- проблемы общения.
Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые дети, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой. При эмоциональной неустойчивости дети чаще испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению.
Второй блок причин плохой адаптации детей связан с особенностями родителей. Основные особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду:
• конфликтность;
• проблемы взаимоотношений;
- дефекты воспитания;
- недостаточно сформированный навык общения;
- хроническое чувство усталости;
- тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений.
У матерей неадаптированных девочек выявлены следующие особенности (по данным А. И. Захарова, 1997):
• нетерпимость к чужому мнению;
• чрезмерная настойчивость в осуществлении своих желаний (настырность);
• подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным
суждениям;
- неуверенность;
- тревожно-мнительные черты характера.
У матерей неадаптированных мальчиков отмечаются следующие особенности (по данным А. И. Захарова,1997):
- большое количество жалоб;
- хроническое чувство усталости и недомогания;
- тревожно-мнительная фиксация болезненных ощущений;
• ипохондрический настрои, который выражается в том, что мать считает ребенка нездоровым.
Дети дошкольного возраста усваивают особенности поведения родителей. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию к дошкольному учреждению.
Третий блок причин связан с особенностями личности педагогов и с особенностями всего дошкольного учреждения. Основные особенности:
- негибкий режим дошкольного учреждения;
- отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагогов;
- частая сменяемость воспитателей;
- большое количество детей в группе;
- высокий шумовой фон в группе детского сада;
- неудовлетворительное состояние нервной системы педагога;
- левополушарная направленность воспитания и обучения;
- авторитарность педагога;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах, связанных с психологическими особенностями детей.
Приложение 3
Карта первичного приема родителей ребенка, поступающего в д\с «Соловушка»
ФИ ребенка_______________________________________________________
Дата рождения ____________________________ возраст ______________
Дата поступления ______________________________ группа ____________
Цель прихода в д\сад:___________________________________________________________________
Состояние здоровья:
1. Состоит ли на «Д» учете у врачей_____________________________________________________________
2. Причина__________________________________________________________________________________
3. Часто ли болеет простудными заболеваниями__________________________________________________
4. Основные перенесенные заболевания_________________________________________________________
5. Наличие травм_____________________________________________________________________________
Характеристика семьи:
6. . С кем проживает ребенок (перечислите)______________________________________________________
7. ФИО мамы________________________________________________________________________________
Возраст_______ Образование____________ Место работы, должность______________________________
ФИО папы__________________________________________________________________________________
Возраст_______ Образование____________ Место работы, должность______________________________
8. Домашний адрес (проживания)______________________________________________________________
10. С кем из членов семьи больше общается______________________________________________________
11. Единодушны ли члены семьи в вопросах воспитания ребенка ____________________________________
12. Имеется ли опыт расставания с ребенком, с кем и на какой срок, причина __________________________
Основной язык общения в семье ________________________________________________________________
Особенности воспитания и развития:
13. Как ребенок относится к посторонним взрослым
14. Особенности общения со взрослыми_______________________________________________________
15. Как ребенок относится к посторонним детям________________________________________________
16. Имеется ли опыт общения с детьми , предпочтения _________________________________________
17. Особенности общения с детьми (активен, пассивен, общителен, конфликтен, беззащитен, доброжелателен, капризен, застенчив, плаксив, неустойчив) ___________________________________
18. Часто ли в течении дня ребенок бывает расстроен_______ Причина___________________________
19. Что успокаивает вашего ребенка если он расстроен _________________________________________
20. Как обычно ведет себя ребенок в течении дня ( активен, непоседлив, вял, пассивен, быстро устает, спокойный, разный) ________________________________________________________________________
21. Особенности раннего развития ( были ли особенности течения беременности и родов; во время ли стал держать голову, ползал (не ползал),сел, « пошел», появились зубы, речь,.. другое ____________________
22. Наличие страхов__________________________________________________________________________
Какие привычки сформированы у ребенка
При кормлении:
23. Аппетит (хороший, избирательный, плохой, неустойчивый) _____________________________________
Любимые блюда__________________________________________________________________________
Нелюбимые любда________________________________________________________________________
Особенности кормления___________________________________________________________________
Пожелания и рекомендации педагогам______________________________________________________
При посещении туалета
24. Отношение к «высаживанию»______________________________________________________________
Предпочтение (горшок, унитаз, штанишки, памперс)___________________________________________
Необходима ли помощь, какая_____________________________________________________________
Пожелания и рекомендации педагогам_____________________________________________________
При засыпании
25. Наличие дневного сна, длительность__________( если днем на спит, то с какого времени, возраста)_____
Характер сна - (спокойный, беспокойный) ______________________________________________________
Особенности засыпания______________________________________________________________________
Особенности пробуждения__________________________________________________________________
Пожелания и рекомендации педагогам_______________________________________________________
Самообслуживание ( делает самостоятельно, с помощью взрослого, не владеет)
26. Кормление_______________________________________________________________________________
Одевание________________________________________________________________________________
Умывание________________________________________________________________________________
27. Любимые игры и занятия__________________________________________________________________
28. Проводятся ли дома спец занятия с ребенком, кем и какие______________________________________
29. Какие увлечения есть в вашей семье: спорт, шитье, сочинение стихов и сказок, рыбалка, пение, вязание, другое ________
30. Какие семейные традиции вы соблюдаете: дни рождения, коллективное посещение театра и кино, религиозные обряды, гражданские праздники, день создания семьи, школьные праздники, выпуск семейной газеты, воскресные семейные обеды, ужины, проведение семейных советов, другое
31. Меры поощрения в семье___________________________________________________________________
32. Меры наказания в семье____________________________________________________________________
33. Наиболее действенны_______________________________________________________________________
34. Что беспокоит родителей в связи с поступлением ребенка в д\сад_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
35. Какую помощь, какого рода и у каких специалистов вы хотели бы получить _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
36. Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему «Моя семья»
Итог: готовность к поступлению в ДОУ -
Состояние здоровья__________________________________________________________________
Общение со взрослыми и сверстниками_________________________________________________
НПР______________________________________________
Поведение___________________________________________________________________________
Режим ______________________________________________________________________________
Вредные привычки____________________________________________________________________
Рекомендации:
1)
2)
….
С адаптационным режимом ознакомлены________________ (дата) _____________(подпись)___________
Приложение 4
ПРОТОКОЛ КОНСУЛЬТАЦИИ
Приложение 5
Адаптационный лист МДОУ ЦРР д\с «Соловушка»
ФИ ребенка__________________________________________________________________________
Дата рождения _________ возраст ________ Вес ребенка при поступлении в МДОУ _____
Дата поступления _____ группа ____________ Вес ребенка после адаптации _______
Группа здоровья ______________________ Готовность ребенка к д\с _____________
Доп информация _____________________________________________________________________
Месяц | ||||||||||||||||||||||
Число | ||||||||||||||||||||||
Эмоциональное состояние ребенка | ||||||||||||||||||||||
Социальные контакты ребенка | ||||||||||||||||||||||
Сон ребенка | ||||||||||||||||||||||
Аппетит ребенка | ||||||||||||||||||||||
ИТОГ | ||||||||||||||||||||||
ПОСЕЩАЕМОСТЬ | ||||||||||||||||||||||
Примечания воспитателя | ||||||||||||||||||||||
Рекомендации психолога | ||||||||||||||||||||||
Рекомендации старшего воспитателя | ||||||||||||||||||||||
Уровень адаптации |
Воспитатели (ФИО, подпись) ___________________________________________________________
Педагог-психолог (ФИО, подпись) ______________________________________________________
Старший воспитатель (ФИО, подпись) __________________________________________________
Приложение 6
БЛАНК НАБЛЮДЕНИЯ
Фамилия, имя | ребенка, возраст группа | ||||||
Дата: | |||||||
Параметры | Характеристика | 1-я | 2-я | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
1. Настроение | бодрое, уравновешенное | ||||||
неустойчивое, раздражительное | |||||||
подавленное | |||||||
2. Длительность | спокойное, быстрое (до 10 мин) | ||||||
и характер засыпания | неустойчивое | ||||||
неспокойное, медленное | |||||||
3. Длительность | спокойный, соответствует возрасту | ||||||
и характер сна | неустойчивый | ||||||
беспокойный, не соответствует | |||||||
4. Аппетит | хороший | ||||||
избирательный, неустойчивый | |||||||
плохой | |||||||
5. Навыки само- | соответствует возрасту | ||||||
обслуживания | не всегда | ||||||
не соответствует возрасту | |||||||
6. Инициативность | умеет найти себе дело | ||||||
в игре | не всегда | ||||||
нет | |||||||
7. Инициативность | вступает в контакт сам | ||||||
во взаимоотношениях | не всегда | ||||||
со взрослыми | сам не вступает в контакт | ||||||
8. Результатив- | доводит начатое дело до конца | ||||||
ность действий | не всегда | ||||||
не доводит | |||||||
9. Самостоятель- | умеет играть самостоятельно | ||||||
ность в игре | не всегда | ||||||
сам не играет | |||||||
10. Идет на кон- | легко | ||||||
такт с взрослыми | избирательно | ||||||
трудно | |||||||
11. Идет на кон- | легко | ||||||
такт с детьми | избирательно | ||||||
трудно | |||||||
12. Реакция на | отходит от матери, проявляет ин- | ||||||
отрыв от матери | терес к окружающему | ||||||
отрывается не сразу | |||||||
периодически возвращается, плачет |
Приложение 7
Буклет «Адаптация ребенка в детском саду»
Рекомендации родителям
п.г.т. Белый Яр
детский сад «Соловушка»
- Для снижения адаптационного синдрома в нашем детском саду предлагается система постепенного привыкания ребенка к условиям общественного воспитания, с целью снижения заболеваний и предупреждения развития неврозов.
Данная система
предполагает дозированную (а не резкую) нагрузку на неокрепший организм ребенка.
1 неделя | Приходить с ребенком на 2 часа и совместно с ним пребывать в ДОУ, активно участвуя в играх и режимных моментах.(в течении 1 -3 дней, редко 4-5 дней) время прихода согласовать с воспитателем. | Задача: постепенное знакомство с незнакомыми взрослыми и пространством, снижение тревожности. |
2 неделя | Приводить ребенка на 2 - 4 часа, ( ребенок находится в группе без родителей) | Приучать ребенка находится без мамы в течении небольшого времени. |
3 неделя | Оставлять ребенка на 4 часа, возможен дневной сон (решение принимается исходя из состояния ребенка) | Привыкание к условиям жизни в группе детского сада: шумовой фон, смена видов деятельности и пр. |
4 неделя | Оставлять ребенка на дневной сон, пребывание до ужина (решение принимается исходя из состояния ребенка) | Привыкание к условиям и ритму жизни в детском саду. |
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
- Хорошо, если в первые дни посещения ребенком детского сада мама сможет оставаться с ним в группе. В этот период она может быть «общей» мамой, играя не только со своим малышом, но и с другими детьми.
- В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.
- Узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в распорядок дня дома.
- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц (если ребенок не умеет этого делать). Обувь должна быть на липучках или на молнии (только для малышей). Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.
- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
- Подчеркивайте ежедневно, что ваш ребенок, как прежде, дорог вам и любим.
- Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
- Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Эти советы помогут вам заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.
Успехов Вам и Вашему малышу!
Педагоги-психологи МДОУ ЦРР д/с «Соловушка»
Т.В. Галимова, А.Н. Букарева.
Приложение 8
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.
Тема: «В гостях у божьей коровки».
Цель НОД: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи.
1. Образовательные:
ОО «Здоровье» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
ОО «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта; формирование потребности в двигательной активности.
ОО «Социализация» - создание положительного эмоционального настроя в группе; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
ОО «Познание» - обогащение непосредственного чувственного опыта при обследовании предметов, выделяя их цвет и форму.
ОО «Художественное творчество» - побуждение дополнять изображение характерными деталями, обогащение сенсорного опыта.
2. Коррекционно - развивающие:
ОО «Физическая культура» - развитие координации движений общей и мелкой моторики.
ОО «Социализация» - развитие игровой деятельности детей; развитие умения действовать соответственно правилам игры.
ОО «Коммуникация» - содейсвие активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
ОО «Познание» - развитие зрительного восприятия, внимания, речи и воображения.
ОО «Музыка» - развитие чувства ритма, снижение эмоционального и мышечного напряжения.
3.Воспитательные:
ОО «Социализация»- воспитание доброжелательных отношений друг к другу, поощрение желаний жить дружно и помогать друг другу.
Направление: «Социально – личностное развитие».
Доминирующая образовательная область: «Социализация».
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, творческая, двигательная.
Словарная работа: божья коровка, красная с черными точками, зеленая поляна, превратились, не тужат, злой холодный и теплый ветер, похожа на круг, указательный пальчик, смелые, ловкие.
Методы и приёмы:
наглядный: рассматривание игрушечной божьей коровки, декорация зеленой поляны с листьями; лист с изображением божьей коровки;
словесный: рассказывание сказки, беседа, вопросы, поощрения;
практический: игры и упражнения;
игровой: игровой персонаж, все игры и упражнения объединены сказочно-игровым сюжетом, использование воображаемой ситуации (превращения);
продуктивный: рисование пальцами.
Оборудование: игрушечная божья коровка, декорация зеленой поляны, листья (красный и желтый), черная краска для рисования пальцами, лист с изображением божьей коровки для каждого ребенка.
Аппаратное и программное обеспечение:
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: аудиозапись «Покиваем головой», «Мы в ладоши хлопать любим» из альбома Е. Железновой.
Образовательные ресурсы: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. – СПб: ООО «Речь», 2001; Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., Книголюб, 2004.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Психолог: Здравствуйте ребята, к нам сегодня в гости прилетела божья коровка. Давайте поздороваемся с ней необычно, танцем.
Аудиозапись «Покиваем головами» (упражнение для согласованности действий всей группы).
Молодцы!
Божьей коровке очень понравилось.
Посмотрите, какая она красивая! Красного цвета с черными точками.
Она любит летать на своей зеленой полянке с друзьями. Мы тоже можем побывать на этой полянке.
Чтобы попасть на полянку, нам надо превратиться в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились | Кружатся. |
И в божьих коровок превратились. | |
Божьи коровки, покажите мне ваши | Показывают части тела в соответствии с текстом |
Головки, носики, ротики, | |
Ручки-крылышки, ножки, животики. |
А теперь полетим вместе с божьей коровкой на её полянку.
II. Основная часть.
Сказка. Жила-была на свете божья коровка. И жила она не просто где-нибудь, а в особенном месте, в лесу на листочке. Родилась она в дружной семье. Было ей очень уютно и спокойно на этом листочке с мамой и папой.
Однажды утром маме и папе нужно было полететь далеко от дома. Родители привели божью коровку на зеленую полянку. На полянке светило солнышко и было много таких же жучков. Они играли, веселились, радовались солнышку.
Нашей божьей коровке не хотелось улыбаться, веселиться вместе с жучками. Она загрустила. Села рядом с цветочком и заплакала.
Вдруг из красивого цветка вылетела добрая стрекоза.
- Почему ты плачешь? Посмотри, все играют, радуются солнышку, а ты такая грустная?
Божья коровка сказала: «Мне очень хочется поиграть, но у меня нет друзей»
- Не печалься, я тебе помогу.
Стрекоза вместе с божьей коровкой пошли к жучкам, приветливо улыбнулись, познакомились и стали вместе играть и радоваться солнышку.
Вечером мамы и папы забирали жучков домой, а зеленая полянка отдыхала ночью.
О ком эта сказка? (о божьей коровке)
Какая божья коровка? (смелая, ловкая)
Что сделала божья коровка, чтобы познакомиться с новыми друзьями?
(улыбнулась и познакомилась)
Чему научилась божья коровка? (вместе радоваться и играть)
С тех пор Божья коровка очень любила ходить на лесную полянку, у неё было много друзей, она научилась вместе с ними играть, была всегда в хорошем настроении, стала смелее и немного подросла.
«Там, где дружат, живут, не тужат»
Подвижная игра «Божья коровка и ветерок»
А сейчас я предлагаю вам улыбнуться друг другу, дружно поиграть вместе, стать смелыми и ловкими божьими коровками. Поиграем в игру «Божьи коровки и ветер».
Светит солнышко, божьи коровки ползают по полянке.
(дети встают на четвереньки и ползают по полу)
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
(дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками, если у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то можно поглаживанием помочь ребенку снять излишнее напряжение)
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
(дети снова встают на четвереньки и ползают)
- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
(дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками)
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
(дети бегут в объятия к воспитателю и родителям).
Замечательно!
За то, что вы такие ловкие и смелые, давайте похлопаем себе.
Аудиозапись упражнения «Мы в ладоши хлопать любим».
Интересно вместе играть? (да)
«Там, где дружат, живут, не тужат»
Где мы можем вместе играть? (в детском саду)
Что нужно сделать, чтобы появились друзья в детском саду? (улыбнуться и поздороваться)
Молодцы!
Божьей коровке очень понравилось, как вы играете, и она тоже хочет поиграть с нами.
Упражнение «Нарисуй в воздухе»
Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая (дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно, ставят точки).
Посмотрите ваша божья коровка у вас на ладошке, давайте поможем ей полететь.
Дыхательная гимнастика «Полет Божьей коровки»
Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через рот. На выдохе вытягивайте губы трубочкой, и произнесите «У» (повтор 2-3 раза).
Посмотрите, ваша божья коровка прилетела на листок
(далее работа выполняется за столом).
Обведите её указательным пальчиком – круглая, красная, только точки белые.
Давайте нарисуем черные точки на спинках божьих коровок
(дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску и закрашивают круги на спинках божьих коровок; воспитатель и родители помогают детям рисовать и убирать краску с пальчика влажной салфеткой).
Молодцы!
III. Заключительная часть.
Возвращайтесь все на зеленую полянку, нам пора отправляться в детский сад.
Мы вокруг себя покружились | Кружатся. |
И в ребяток превратились. В детский сад мы возвратились. | |
Ребята, покажите мне ваши | Показывают части тела в соответствии с текстом |
Головки, носики, ротики, | |
Ручки, ножки, животики. |
Ребята, сегодня мы с вами узнали, что божья коровка похожа на круг, она красного цвета с черными точками;
побывали в гостях у божьей коровки на зеленой полянке;
научились вместе играть, улыбаться друг другу, стали смелыми и ловкими, немного подросли.
Ребята, что понравилось вам делать? (ответы детей)
Психолог: Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться.
До свидания!
Приложение 9
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
ФИ ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Итог (в, с, н) | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдения за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||||||||||||
положительный | неустойчивый | отрицательный | активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен/реакция протеста | инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уход от взаимоотношений, реакция протеста | инициативен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен/ реакция протеста | принятие | тревожность | непринятие | ||
баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Дата ____________ ФИО, должность, подпись__________________
Приложение 10
Заведующей
МБДОУ ЦРР д\с «Соловушка»
__________________________
От ________________________
Конт.тел. __________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачислить моего ребенка __________________________________________________________________
на коррекционно-развивающие занятия к педагогу-психологу ___________
ФИО
с целью ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата ________________ ФИО родителя ____________________ Подпись ___________
Приложение 11
КАРТА ПОМОЩИ
(на ребенка, находящегося на сопровождении)
ФИ ребенка_________________ возраст_______ группа___________ дата заполнения_____
Запрос_____________________________ проблема_________________________________
От кого кратко описать
- Проведенные мероприятия психологом
Дата, место проведения | Наименование мероприятия | Содержание мероприятия | Результат, примечание |
- Коррекционная работа психолога
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки:________________________________________________________________________________________________________________________________________
Месяц | Кол-во занятий | Примечание | |
по плану | факт | ||
Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Подпись родителей о завершении работы с психологом _____________________
Дата _______ Подпись специалиста______________
Приложение 12
Параметры оценки адаптации детей
Параметры | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Поведение | Сильные Уравновешенные Подвижные | Сильные Возбудимые | Сильные Уравновешенные | Слабые |
Настроение | Бодрое Контактное | Бодрое Неуравновешенное Очень эмоциональное | Спокойное Уравновешенное Неконтактное Неэмоциональное | Вялое Неконтактное |
Работоспособность | Соответствует возрасту и норме | Быстро наступает утомление | Соответствует возрасту | Низкий |
Характер засыпания и пробуждения | Быстро и спокойно | Медленно Неспокойно | Медленно и спокойно | Медленно и вяло |
Признаки утомления | Небольшая возбудимость ЦНС | Нарушение координации движени1 | Замедленная реакция | Явно выраженные признаки утомления |
Проведение занятий | Сосредоточен Инициативен Быстро отвечает | Не сосредоточен Не активен | Малоактивен Реакция замедленная | Не сосредоточен Пассивен |
Приложение 13
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АДАПТАЦИИ (к ПМПк)
ОТЧЕТ « ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ»
№ | Возрастная группа | Всего поступило | Характер адаптации | Дети, находящиеся на адаптации | |||
легкая | средняя | тяжелая | Крайне тяжелая | ||||
1 | Ранний возраст | ||||||
2 | Младший возраст | ||||||
3 | Средний возраст | ||||||
4 | Старший возраст | ||||||
5 | Подготовительный | ||||||
ИТОГО: чел | |||||||
% |
Дата_________________ ФИО, подпись специалиста____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Система индивидуального сопровождения адаптации ребенка в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении
Методический материал в копилку старшего воспитателя круглосуточного лечебно-оздоровительного учреждения (из опыта работы зам. главного врача Детского санатория №62 СЗАО г. Москвы Лаптевой Т.В.) Об ос...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в дошкольном учреждении
Программа направлена на работу с детьми, включает тренинги с родителями, работу с воспитателями в период процесса адаптации к дошкольному учреждению...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Логопедическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в период адаптации в дошкольном учреждении
Презентация поможет коллегам эффективно организовать сопровождение ребёнка с ОВЗ раннего возраста. Раскроет основные направления работы всей команды специалистов....
Методическая разработка на тему: «Организация психолого – педагогического сопровождения адаптации слепых и слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении»
Программа направлена на создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения зрения, для их полноценного физического и психического развития, эмоционального и ...