РППС в ДОУ (первая младшая группа)
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная зона:«Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр ИЗО - деятельности».
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Цент игры», «Центр ряженья»
Функциональное назначение: «Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
- Инструменты домашнего мастера. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Водный транспорт.. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Бытовая техника. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Посуда. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. - Мой дом. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-неопределенные по форме, назначению, незнакомые ребенку; -оптимальный уровень сложности предмета ( оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий ,приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта4 -открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций. Материалы. Связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры). Фланелеграф. Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами). | Недопустимы предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см. Предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание. Размер предметов должен быть удобен для манипулирования. Максимальный уровень размещения оборудования. Свободный доступ. Располагать вблизи света (окна). «Центр познания» требует частичной изоляции. Необходимо наличие нескольких пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность. Наличие заданий различной степени сложности. Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения. Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания. Материалы в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающими в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность. Необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка. Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности). | Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов. Игры – занятия на накопление представлений о цвете, форме, величине. Познавательно – отобразительная деятельность – освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач. Процессуальная игра на развитие у ребенка символической функции мышления – деятельность с предметами заменителями, неоформленным материалом. Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений. Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением. Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Домики и флажки», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки». «Гуси с гусятами» Дидактические игры на развитие речи: «Поручения», 2Кто что делает?», «Какой?», «Что за форма?», «Отгадай и назови», «Подбери перышко», «Кто рассказывает?», «Высоко-низко», «Устроим кукле комнату» Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Размещение вкладышей по форме и величине», 2Сделаем бусы для куклы». «Нанизывание больших и маленьких бусин». «Нанизывание бусин разной формы». Театрализованные игры- ситуации «Солнечные зайчики» ( материал зеркало ,набор картинок для театра: солнышко освещает освещает полянку, на которой спит серый зайчик, серый зайчик радуется солнышку , зайчики играют); «Карусели» ( материал: столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), игрушки- зверята ( лев, черепаха, лошадки), платочки. |
Функциональное назначение: «Центр воды и песка» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре воды и песка»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Соответствующая высота размещения оборудования. Располагается рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы». | Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь «, «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает». Игра- ситуация «Плывут кораблики» ( материал: бумажные кораблики, емкость с водой, шапочки матросов). |
Функциональное назначение: «Лаборатория», или «Мини – лаборатории для проведения опытов», или «Центр экспериментирования». Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Размещается подальше от игровых зон. Деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей. Располагается вблизи источника света. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов. | Экспериментирования с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представленными об объеме, форме, признаках веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей). |
Функциональное назначение: «Центр природы». Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
- Зима. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Весна. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Лето. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Родная природа. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - В деревне. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - Времена года. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. | Располагается вблизи «Лаборатории». Свободный доступ к объектам и материалам. Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования. Растения размещают по принципу тене – и светолюбия. Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при ее нетрадиционном размещении. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течении года менять их, чтобы вызывать у детей интерес к новым или уже применявшимся материалам. Создание ситуаций для активного поиска. | Дидактические игры : «Что растет на огороде?» ( муляжи) или (картинки ч изображением овощей) «Овощной магазин», «Кто за елкой», «Найди. Что покажу», «Найди, что назову», «Угадай , что в руке», «Угадай ,что съел», «Найди, о чем рассажу», «Опиши, что угадаю», «Чьи детки», «Хохлатка» Игры-ситуации : «На нашем дворе» ( элементы костюма бабушки; игрушки бычка и курочки ; «Солнышко встает» (наглядное пособие «Солнышко»); «Цветочная поляна» ( шапочки полевых цветов- ромашки, лютики ,васильки и др.; фланелеграф и картинки к нему – солнышко, петушок); «Вот поезд наш идет» ( костюм бабушки, Весна ( кукла), котик ( игрушка); букет весенних цветов), «Капают капельки» ( набор картинок для театра на фланелеграфе: сосульки на крыше ( сбоку, сосулька плачет). Игры -инсценировки : «Что растет на грядке» ( шапочки овощей : лук,капуста, редиска; зайчик ( мягкая игрушка), «Листики в садочке»-осенние листья - большой желтый лист – папа, поменьше красный – мама, маленький зеленый лист – сынок) |
Функциональное назначение: «Центр конструирования» (конструктивной деятельности) Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр конструирования»: «Познавательное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центр конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Определить свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала. Располагать вблизи уголка сюжетно – ролевых игр, для того чтобы можно было использовать постройки в играх. Компоновать в коробку геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания. Крупный строительный материал лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины. Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме, для того чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации. Конструкторы лучше разместить в открытых коробках, что позволят детям работать как за столом, так и на ковре. Создание ситуаций для активного поиска. | Игры-ситуации : «Стройка» ( строительный материал ,игрушечные машины), «Лесенка для белочки» ( игрушечная белочка, кубики ,кирпичики), «Построим дом для мишки и зайчика» ( игрушечные мишка и зайчик, кирпичики ,призмы), «Строим дом» ( строительный материал: кубики, кирпичики, машины) Игры со строительным материалом: - постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи); - постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути); - постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты). Роли. Строитель, водитель(шофер, летчик, капитан). Основные игровые действия. Строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем. |
Функциональное назначение: «Центр социально – эмоционального развития» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре социально – эмоционального развития»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Зеркала располагаются на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост. В изголовье кроватки можно закрепить фото родных для поддержки эмоционального – психологического комфорта. Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из – за них. Обеспечение свободного доступа к материалам. У малышей быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию и материалу, поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате, лучше вносить их постепенно, по очереди. | Игры-ситуации : «Водичка, водичка, умой мое личико», «Котик простудился» ( игрушечный котик), «Мама согревает» ( картинка с изображением зайчихи с зайчатами, шапочки зайцев, игрушечные зайчиха и волк) Дидактические игры: «Плакать не надо» ( игрушки «Филя» «Хрюша» либо другие знакомые детям игровые персонажи, машина ,игрушечные молоточки); «Ухаживаем за обувью» ( кукла, мишка, игрушечная обувь); «Поручения» ( картинка с изображением плачущего мальчика. Игрушечная обувь); «Две руки». Игры – инсценировки («Кукла Нина принимает гостей», «Кукла Нина ложится спать» и т. п.) Деятельность по формированию представлений о себе. |
Функциональное назначение: «Центр двигательной активности» или «Физкультурно – оздоровительный центр» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально – коммуникативное развитие». «Речевое развитие» | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Периодическая сменяемость пособий. Свободное пространство для двигательной деятельности. Максимальный уровень размещения пособий. Располагать от «зоны» малой активности. Рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. Некоторые мелкие пособия ( резиновые кольца ,шарики, массажные мячи) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб ( высотой 10-15 см.), на который можно встать, чтобы взять интересующий предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки ( зайчика, мишку ,лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях на крупных пособиях ( гимнастической лесенке) Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. | Подвижные игры: «Кошки мышки», «Мы солдаты», «Достань морковку», «Беги к тому, что назову», «Огуречик», «Ветер и листочки», «По ровненькой дорожке», «Обезьянки - шалунишки», «У медведя во бору», «С мишкой», «Зайка беленький сидит». «Кто быстрее добежит до стульчика?», «Пройти по дорожке», «Веселые ;колокольчики», «Поезд», «Автомобили», «Само-леты», «Мы едем, едем, едем», «Воробышки и автомобиль», «Дед Мороз», «1, 2, № - снежинка, лети!», «Снежки», «Лошадки бегут по снегу», «Лохматый пес», «Кошка с котятами», «Курочка - хохлатка», «Цыплята и собачка», «Пузырь», «Огурчик - огуречик», «Заинька - зайка», «Заинька, выйди в сад», «Карусели». Дидактические игры: «Догони мяч», «По тропинке», «Перешагни через палку», «Через ручеек», «Кто тише», «Поезд», «Самолеты», «Доползи до погремушки», « Не наступи на линию», «Прокати мяч», «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Целься вернее» |
Функциональное назначение: «Центр театра» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно – эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
- Колобок . М.: Мозаика- Синтез,2005. -Репка . М.: Мозаика- Синтез,2005. -Теремок. М.: Мозаика- Синтез,2005. -Курочка ряба. М.: Мозаика- Синтез,2005. | Сказки-спектакли ставятся взрослым ( « театр одного актера» т.е. воспитателя). Располагать рядом с «Центром ряжания» и «Центром игры» Безопасность пособий и оборудования. Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе. | Игры-импровизации, игры- драматизации, инсценировки, игры-ситуации, включающие в себя разные виды театрализованной деятельности детей: «Напечем пирожков», «Выходили утята на лужок», «Веселый автобус», «Коза рогатая», «В гостях у кукол», «Лошадки бегут по снегу», «Хлопья снежные кружат», «Звери встречают Новый Год», «Шишечки», «Катание на саночках», «На лесной тропинке», «Метели зашумели» |
Функциональное назначение: «Центр музыки» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно – эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста травы. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов. Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и моются после каждого использования. | Игры – ситуации « Волшебная дудочка», «В лесу» Дидактические игры «Лисичка, пляши» «Гром и дождик», «Кто в домике?» «Солнышко и дождик», «Идем – бежим», «Долгий – короткий», «Елочная песенка», «Петрушкин концерт» Игры-экспериментирования со звуковыми предметами. |
Функциональное назначение: «Центр книги» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книге»: «Речевое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников. Размещать около источника света (окна) Вечером обеспечивать дополнительное освещение. Располагать рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков. Каждая книга в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность. Наличие 3-4 книг: одна-две новые книги, остальные знакомые детям ( о животных о природе, сказки, книги к тематическими праздникам) | Игры-инсценировки: -«Калачи из печи» ( игрушечная курочка), убранство для русской избы – половички, печь, горшок, противень, калачи, баранки, русский народный костюм) -«Стоит в поле теремок» ( русский народный костюм, убранство в русском народном стиле – лавочки, самовар, скатерть и др., фигурки настольного театра – мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь. -По мотивам потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком» Рассматривание иллюстраций в книгах. |
Функциональное назначение: «Центр ИЗО – деятельности или Центр творчества» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ИЗО – деятельности или Центре творчества»»: «Художественно – эстетическое развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре ИЗО – деятельности или Центре творчества»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
Игровой центр с крупными мягкими конструкциями ( блоки ,домики, тоннели) для легкого изменения игрового пространства. | Высота размещения 6 рост ребенка + согнутая в локте рука. Располагать вблизи окна. Соседствуй со спокойной «зоной» деятельности детей. Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте. Чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, они должны быть выполнены в техниках и жанрах, дающих детям представления детям о графических языках. Наличие в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности. | «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» ( карандаши, корзины, мячики красного и зеленого цвета), «Пошел дождик», «Украсим ковер для бабушки», «Нарядное деревце», «Рукавички для мишки» «Найди такую же картинку, рисунок, цвет, карандаш», «Найди такую же тарелку ( чашку)» ( по цвету, размеру) «Украсим тарелочку» Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор из сосулек», «Солнышко» Разные виды продуктивной деятельности. |
Функциональное назначение: «Уголок уединения» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально – коммуникативное развитие» Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Уголке уединения», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Определенная изолированность от остальных центров. Спокойной музыкальный фон ( по возможности и желанию ребенка) | Спокойная деятельность на выбор ребенка: рассматривание иллюстраций в книгах, слушанье музыки, складывание разрезных картинок, мозаики. |
Функциональное назначение: «Домашняя зона» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Социально – коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
Тематические дидактические уголки : «Кораблик», «Теремок», «Поезд» ,создаваемые педагогам по мере необходимости. Обеспечение каждому ребенку личного пространства, то есть собственного места, где он мог бы хранить свои секреты, любимые домашние игрушки. | Создание атмосферы семейного комфорта. Возможность проведения в этой зоне « посиделок» с родителями, включение родителей в педпроцесс. | Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых ( педагогов, родителей) и детей: беседы, рассматривание альбомов, слушанье музыки, рукотворчество, чаепитие. |
Функциональное назначение: «Центр игры» Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Социально – коммуникативное развитие». Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) | Условия | Виды и содержание |
| Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (кукольной семье)(каждая кукла имеет имя, свой характер, гардероб). Для накопления опыта игровых действий использовать действия по впечатлениям от книг, иллюстраций, бесед. Организация наблюдений и целевых прогулок ,способствующих возникновению самостоятельных игр детей ( наблюдение за машинами, за рыбками, за работой помощника воспитателя, за фургоном ,экскурсия на огород ,по детскому саду ( в медицинский кабинет) Игрушки размещаются по тематическому принципу. Все игрушки должны находиться в свободном доступе. Включить игровых персонажей в режимные моменты (дети вместе с куклой или мишкой едят, спят, одеваются). Чем меньше дети, тем крупнее мебель для кукол и другое оборудование. Располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы иметь возможность использовать постройки в игре. Использовать в «Центре игры» разные виды игрушек: реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей); прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки с которыми нельзя манипулировать); предметы – заменители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. Игрушки -предметы оперирования (посуда, постельные принадлежности, муляжи овощей и т.д.) должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовыми к использованию. Игрушки – маркеры условного пространства (кукольный стол, кровать, плита и т. д.) также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. Игрушки - персонажи должны представлять собой протопитческие по облику игрушки, крупные и средние по размерам (крупная – 35 – 50 см, средняя – 10 – 30 см, мелкая – 5 – 10 см).Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой. Мягкие игрушки – персонажи – подобия животных. Как и куклы, должны быть прототипическими: задавать в своем обликеобобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенкаузнаванием (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек – животных заключается еще в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфныы – имеют строение человеческого тела ( игрушку можно как куклу, усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку) В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов ,которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей. Игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесах, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступные детям. Одна и та же игровая ситуация может по – разному осуществляться в течении года. Для побуждения ребенка к интересным и полезным действиям объединять в подсказывающую игровую ситуацию. | Примерная тематика сюжетных игр – ситуаций (набор игровых действий и сюжетов): Игры с куклами: кормление кукол; купание; укладывание спать; куклы одеваются на прогулку; куклы на прогулке; обед для кукол; кукла заболела; комната для куклы; куклы идут в детский сад; куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море). Роли: мама ( папа), ребенок ( дочка, сын). Основные игровые действия6 кормить куклу ,купать; купать-укладывать спать; укладывать спать-петь колыбельную песню; готовить кукле обед –кормить; одевать куклу на прогулку – гулять с ней. Игры с машинами и другим транспортом: машина едет по улице; мойка машины; ремонт машины; заправка машины; легковая машина везет гостя, катает друзей; грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой); Подъемный кран работает на стройке; трактор работает в поле; самосвал выгружает кирпичи, песок и т.д.; Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в больницу); Автобус везет пассажиров; Роли: шофер, пассажир, работник бензозаправки, летчик, машинист, капитан. Основные игровые действия. Машину нагружают грузом– машина везет груз, пассажиры входят в автобус – выходят на остановках, машину осматривают – ремонтируют ,подъемный кран подвозит плиты , поднимает – опускает, самолет летит-приземляется, машина заводится – едет, машину моют из шланга- вытирают. Игры и с игрушечными животными: - уход за животными: кормление, прогулки, купание, лечение; - цирк зверей Роли : артист, дрессировщик, его помощник. Основные игровые действия: Показывать прыжки зверей через предметы ( бег по кругу)- кланяться зрителям: кормить животных – мыть их, показывать концерт. Игры в магазин -Овощной магазин -Мясной, колбасный, -Бочка с квасом. - Магазин одежды - Обувной магазин - Мебельный магазин Роли: Покупатель, продавец ,подсобный рабочий, шофер. Основные игровые действия: Привозить товар-разгружать; взвешивать на весах- продавать: резать продукты ножом, взвешивать на весах; покупать товар. Игры в больницу: - прием в кабинете врача; - работа процедурного кабинета (прививки); - аптека; Роли. Врач, больной, медсестра ,фармацевт. Основные игровые действия. Осматривать больного ( слушать ,ставить термометр), лечить – давать лекарство, лечить уши, делать уколы. Игры в деревню. - обитатели бабушкиного двора ( домашние животные) -бабушкин огород, сад. Роли. Бабушка, ребенок, домашние животные. Основные игровые действия Ехать в автобусе – выходить на остановке, кормить животное- гулять с ним, копать лопаткой. Игры в мастерскую: - ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников); - ремонт одежды, обуви; - изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей); Роли. Мастер, клиент. Основные игровые действия Привозить в ремонт – ремонтировать ( стучать ,шить, включать) Игры в парикмахерскую: - стрижка волос; - прически; - маникюр. Роли. Мастер ( например, по маникюру,парикмахер) Основные игровые действия. Мыть голову шампунем –вытирать, причесываться- смотреть в зеркало, стричь, красить ногти. Игры в почту. -Отправление посылок. - Почтальон разносить письма и посылки. Роли. Почтальон, , работники почты, клиенты. Основные игровые действия Писать письма – относить на почту; получать письма- читать; приносить почту- раздавать письма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Материал (первая младшая группа) на тему: Развлечение для детей « В деревне у бабушки» (первая младшая группа)
Развлечение для детей « В деревне у бабушки» (первая младшая группа) проводится в начале учебного года.Используя разные виды деятельности детей (музыкальную, речевую, изобразительную) дл...
Пополнение РППС первой младшей группы
Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам...
РППС первой младшей группы
Ребенка развивает то, что его окружает. В данном альбоме представлена развивающая предметно - пространственная среда первой младшей группы (возраст детей от 2-х до 3-х лет). П...
Паспорт РППС первой младшей группы
РППС первой младшей группы "Капелька"...
Презентация РППС в первой младшей группе
Презентация развивающей предметно - пространственной среды...