Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды. Теория и практика.
статья на тему
Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении осуществляется, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе (в данном случае в поселке).. Одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОО является взаимодействие с различными учреждениями образования, культуры и спорта в местности проживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_soveshchanie_aprel_2016.docx | 54.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды.
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
Одним из основных принципов дошкольного образования по Стандарту является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки дошкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого - это, особое – личностное – пространство познания и развития».
Культурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее те же основные параметры среды. Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона.
Исходя из этого, проектирование культурно-образовательной среды в дошкольном учреждении осуществляется, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросоообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в ДОО является взаимодействие с различными учреждениями образования, культуры и спорта.
Целью данного взаимодействия является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, проявляющей себя субъектом социального бытия, свободно реализующейся в динамичном мире.
Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов, по решению значимой для них проблемы или задачи.
В соответствии с целью необходима постановка следующих задач:
- Разработка концепции взаимодействия социокультурных институтов.
- Концепция взаимодействия социокультурных институтов включает в себя: анализ и характеристику социокультурного института, обусловленного их спецификой, выполняемыми ими задачами и функциями, которые они в себе несут;
- Разработка основных моделей взаимодействия социокультурных институтов.
- Описание моделей взаимодействия социокультурных институтов, их основные характеристики, условия их реализации; обоснование и представление механизмов взаимодействия. Основа для организации взаимодействия определяется тем, что его участники дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка.
- Определение условия реализации основных моделей взаимодействия социокультурных институтов: гибкость, открытость взаимодействия; ориентация на потребности динамично меняющегося социума и взаимодействие со средой (семьей, учреждениями культуры и т.д.); проектный характер совместной деятельности; интеграция учебной и внеучебной воспитательной деятельности;
Для осуществления поставленных задач необходимо разработать модели взаимодействия социокультурных институтов, стимулирующие развитие воспитательного пространства, условия их реализации, важнейшие характеристики;
Реализация моделей взаимодействия социокультурных институтов осуществлялась в несколько этапов:
1этап – выбор социокультурных институтов, определение характера взаимодействия.
На первом этапе выбираются те социокультурные институты, которые хотели бы взаимодействовать с ДОО. В нашем случае это – МОКУ «Олекминская СОШ», МБУК «Центр развития и культуры, молодежной политики и спорта Тындинского района» (куда входит и библиотека)
- этап - определение: целей и задач взаимодействия социокультурных институтов в решении воспитательных задач; возможностей, степени и меры их участия в решении общих задач; зон ответственности; проектирование совместной деятельности.
- этап - реализации моделей взаимодействия, их развития.
- этап - анализ результатов деятельности.
Изучение опыта организации взаимодействия социокультурных институтов позволяет выделить общие характеристики моделей:
- наличие у них воспитательного потенциала, обусловленного функциями институтов, их задачами, которые они в себе несут, и позволяющего использовать их в решении общих задач воспитания;
- ориентация на взаимодействие, основанная на принципах дополнительности и партнерства и способствующая интеграции их воспитательного потенциала;
- единая схема построения моделей, включающая в себя структуру, содержание и субъектов взаимодействия;
- изменения, происходящие в содержании, структуре взаимодействия и в позициях его участников по мере развития самого взаимодействия.
Модели взаимодействия | Цель взаимодействия | Задачи взаимодействия | Содержание работы |
«ДОО - Школа» | Формирование эффективной системы обучения и воспитания, направленной на полноценное личностное развитие детей. |
|
|
«ДОО – МБУК» | Формирование основ художественного мышления, мировидения, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности. | 1. Развитие потребности в художественном творчестве; 2. Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; |
|
«ДОО – музыкальная школа » (у нас нет) | Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию. | 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. 2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. |
|
В результате реализации моделей предполагается положительные изменения во взаимодействии социокультурных институтов:
- в содержании взаимодействия: появление новых социально направленных проектов и программ; они приобретают целостность, взаимосвязанность;
- в структуре взаимодействия: возникновение новых сообществ детей и взрослых, новых групп взаимодействия (творческие группы детей, родителей, педагогов, участвующие в совместной деятельности).
- в позиции детей; для дошкольников расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.
- в позиции педагогов: это приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт, который сориентирует их на инновационный характер деятельности, создаст условия и откроет широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повысит воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования "Программы" по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Дает возможность познакомить детей подготовительной группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе.
В нашем ГДО был организован проект «Скоро в школу». (Приложение 1)
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и за других. Реализуя проект, ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формирование у детей интереса к школе, получению знаний.
Реализация проекта велась по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Родителям в рамках проекта была обеспечена полная информированность об образовательном учреждении: этому способствовало распространение буклетов, знакомство с преподавателями школы, экскурсии в образовательные учреждения, консультирование.
Было проведено родительское собрание, на котором обсуждались проблемы преемственности.
Дети знакомились со школой, правилами поведения в ней, ее традициями, участвовали в проектной деятельности.
Было решено создать выставку рисунков, книг «Всё о школе», фотовыставку «Наши родители - ученики».
Действующая тематическая выставка рисунков детей и взрослых постоянно пополнялась. Накопился большой материал для книги «Всё о школе». В нее вошли фотографии, рисунки и рассказы детей и родителей, объединенные в отдельные главы; «Что интересного я знаю о школе», «Школа моей мечты», «Каким я вижу своего ребенка в школе», «Какими мы были учениками».
Из фотографий родителей была собрана большая фотовыставка «Наши родители - ученики».
Для родителей, педагогов и детей из других групп была организована презентация проекта. Результаты исключительно положительные: дети многое узнали о школе - изменилась мотивация, снизилось беспокойство и у детей, и у родителей.
Полученные результаты облегчили адаптацию детей к современной школе
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами; артистами балета, танцующими под классическую музыку, и др.
Реализация этой модели взаимодействия поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – грамзаписью.
Проведение концертов – встреч позволит приобщить дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства, предоставляет детям возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми.
Сотрудничество детского сада со спортивными школами позволит познакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона.
Создаст у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. В рамках взаимосотрудничества спортсмены высокой квалификации – мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы, могут проводить мастер-классы, рассказать детям о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создадут праздничную атмосферу, вызывают положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.
Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях
В конце учебного года должны проводиться встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных институтов с целью обсуждения результатов совместной деятельности, наглядным показателем которых обычно бывают фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества.
Ожидаемый результат проектной деятельности в этом аспекте:
- У детей появится интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снизится напряженность и скованность в общении с окружающими, повысится самостоятельность и инициативность.
- В результате проделанной работы повысится интерес родителей к данной форме развития дошкольников: родители могут записать своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, будут проявлять активность в проводимых мероприятиях.
Таким образом, данная форма работы будет способствовать более тесному контакту всех участников взаимодействия, а также сплочению детско-взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников будут развиваться эмоционально-нравственные качества, формироваться морально-этические нормы поведения, позитивные нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими.
Положительным аспектом данной работы будет интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, спортивные учреждения, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличит их воспитательный потенциал, создаст условия для его развития.
Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
К сожалению, таких возможностей в небольших поселках нет. Но не смотря на это педагогический коллектив нашего ГДО на протяжении уже 7 лет применяет проектный метод, который требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает весомый.
Было организовано множество проектов: «Живи в веках моя Россия» (результатом стало создание «Мини-музея «Русская изба»), «Жизнь на земле в разных климатических зонах» (результат – создание моделей климатических зон) , «Осенний марафон», «Фруктовый марафон», «Правила дорожные знать каждому положено», «Не курите, я хочу быть здоровым» (привлекалась к сотрудничеству амбулатория), «Знаете ли вы свои права», «Скоро в школу» (совместно со школой) , «Покормите птиц зимой», «Навстречу Олимпиаде 2014», «Дети-семья-театр», «Ребенок и книга» : «Веселые сказки К.И.Чуковского», «Мы любим произведения С.Я.Маршака», «Русские народные сказки» (совместно с библиотекой), «Масленица-блиноедка» (совместно с МБУК), «Мы создаем мультфильм», «Радуга мира», «Голубь Мира», «День Победы», «Озорные Снеговики» и «Зимушка-зима. Ввели в практику проекты одного дня (краткосрочные, направленные на решение небольшой проблемы) ориентируясь на многочисленные праздники, чтобы дети и родители чувствовали себя полноценными гражданами мира. Провели такие проекты, как «Международный день Спасибо», «День Святого Валентина», «Всемирный день кошек», «День рождения Земли». Метод проектирования мы используем не только в старшей группе, но и в младшей разновозрастной группе с детьми 1.5-3 лет. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психологических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что этот период – один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста, опережающим, отмечается и социальное развитие.
Конечно, при организации проекта, большая часть работы приходится на взрослого (педагога и родителей). Но вы бы видели, с каким энтузиазмом, с каким восторгом малыши встречают все идеи, и выполняют все посильные действия!!! Глядя на это, заряжаешься энтузиазмом, и в очередной раз хочется придумать для малышек новый проект, новые идеи для творчества и экспериментирования.
По музыкальной деятельности: «Вечный песенный огонь», «Музыка и здоровье», «В стране музыкальных инструментов», проект одной песни – «В лесу родилась елочка».
В течение прошлого года в старшей разновозрастной группе проводился познавательно-исследовательский проект «П.И.Чайковский – Детский альбом». В настоящее время в ГДО проводятся проекты: «Игры со звуками» (старшая группа) и «Погремушки – первые игрушки» (младшая группа).
Мы активно сотрудничаем со школой, МБУК «Центр развития и культуры, молодежной политики и спорта Тындинского района», привлекали к содружеству амбулаторию.
Постоянно принимаем участие в различных мероприятиях поселка.
В поисках новых инноваций, использования тех или иных моделей, технологий нельзя забывать, что в дошкольном детстве самая главная идея – это игра.
Мне очень понравились слова, сказанные педагогом-практиком, преподавателем и теоретиком Т.Э. Тютюнниковой: «Есть идеи, вечные, как сама жизнь. Есть идеи, прекрасные, как мечта. Есть идеи воодушевляющие, как радость. Есть идеи, которые несут счастье, удовольствие, легкость и изящество. И эти все идеи объединяет игра! Играйте с детьми! Не будьте так серьезны, улыбайтесь!»
Творческих успехов и вдохновения!
Литература
1. Якушкина, М.С. Создание условий для развития дошкольников в воспитательном пространстве района мегаполиса // Сибирский педагогический журнал (научно–теоретическое издание). – Новосибирск: ООО «Немо Пресс». – 2007. – №8. – С. 324–334 (0,4 п.л.).
2. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
Управление образования администрации Тындинского района
«Проектная деятельность как средство формирования социокультурной среды.»
Выполнила Хода Марина Олеговна
Воспитатель 1 квалификационная категория
ГДО МОКУ «Олекминская СОШ»
2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями
В проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектн...
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...
«Проектная деятельность как средство формирования здорового образа жизни»
В нашем саду, мы пытаемся привить детям любовь к здоровому образу жизни, желание заниматься спортом и т.д. Каждый воспитатель проводит большую работу в этом направление....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...