Современные подходы к организации предметно-развивающего пространства в ДУ в свете ФГОСТ ДО
статья на тему
В статье говорится о роли предметно-развивающего пространства в формировании личности ребёнка, раскрываются требования ФГОСТ ДО к предметно-развивающему пространству дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_sovremennyy_podhod.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Современны подходы к организации предметно-развивающего пространства ДУ в свете ФГОСТ ДО.
1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший федеральный государственный образовательный стандарт.
На современном этапе развития дошкольного образования перед педагогами ДОУ стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям: гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивать эмоциональное благополучие детей; способствовать профессиональному развитию педагогических работников; создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивать открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового.
Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде. ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
- гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
- непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
- вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
- интегрированность,, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
- открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
В центре развивающей образовательной среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
- ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.
В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
Необходимо построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Требования ФГОС к образовательной среде ДОУ
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Содержание образовательной программы дошкольного образования отражает следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
А также отражает основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание дошкольного образования включает в себя такие образовательные области как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Особенности РППС в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположены игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом, качели, горки и др. Так же на территории детского сада имеется альпийская горка, спортивная площадка, экологическая тропа и др.
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ выстроен на основе основной общеообразовательной программы, которая разработана в ДОУ с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и др. Цель образовательной деятельности ДОУ: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения цели первостепенное значение имеют следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы:
Центры сюжетно-ролевой игры.
Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.
В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В группе имеется материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).
Центры здоровья и зоны двигательной активности содержат:
инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.
Центр грамотности и уголки детской книги включают:
пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте); уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).
Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:
формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);
развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно- климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);
развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).
Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей);
музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений); театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);
Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.
Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.
Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.
РППС нашей группы организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы, мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования и мы , педагоги, при тесном сотрудничестве с родителями, обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, интерьер, материально-техническое оснащение, что благоприятно сказывается на развитии личности каждого из воспитанников.
Список литературы и источников
1. Аникина, С. В. Планирование в соответствии с ФГОС / С.В. Аникина //Образовательные области в соответствии с ФГОС: [электронный ресурс]. http://d13102.edu35.ru/ (11.11.2015)
2. Вербенец, А. М, Сомкова, О. Н, Солнцева, О. В, Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие/ СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСC» , 2015.-288с.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.- 352 с.
4. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] /Р.А. Кирьянова// Дошкольная педагогика. – 2004.- №11.- С. 27-30.
5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
6. Морозова Т.В. Организация РППС дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. [электронный ресурс]. http://nsportal.ru/Т.В. Морозова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ.
предметно- развивающая среда в ДОУ является одним из средств развития личности ребенка...
Организация предметно-развивающего пространства для интеллектуального развития детей
Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом через разнообразные формы общения малыша с взрослыми и св...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Выступление на педсовете на тему: «Особенности организации предметно-развивающей среды по развитию речи в этнокультурном пространстве»
Организация предметно-развивающая среда...
Организация предметно-развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Организация предметно-развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....
«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...
Организация предметно-развивающей среды В ДОУ в свете требований ФГОС ДО.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. В своей группе старалась организовать пространственную среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный...