Выступление на педсовете на тему: «Особенности организации предметно-развивающей среды по развитию речи в этнокультурном пространстве»
учебно-методический материал
Организация предметно-развивающая среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_na_tem2.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему:
«Особенности организации предметно-развивающей среды по развитию речи в этнокультурном пространстве»
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания предметно-развивающей среды в ДОУ ,способствующей развитию речи дошкольников в этнокультурном пространстве.
Целенаправленная работа по речевому развитию ребёнка будет проходить более успешно при условии создания обогащённой предметно-развивающей среды.
Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Важнейшим условием для реализации этнокультурного и регионального компонентов является насыщенная и соответствующая ФГОС ДО и образовательной программе ДОО развивающая предметно –пространственная среда.
Нет ни одного народа , равнодушного к своему прошлому. Единственная возможность не потерять связующую нить с нашим прошлым – говорить о нём нашим детям. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства , но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: чувашские народные танцы, фольклор ( считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.
Как отмечает З.А. Богатеева, приобщение ребёнка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоения родного языка, эмоционального отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки. Постепенного расширения круга общения с людьми, знакомства с предметами национального искусства, ремесла, усвоения норм и правил поведения в семье и общества по мере роста и развития ребёнка.
Национально- культурная образовательная среда способствует приобщению детей к миру культуры родного края через сказки, мифы , легенды, детскую литературу.
Развивающая предметно-пространственная среда по развитию речи должна соответствовать современным требованиям , обозначенным в ФГОС дошкольного образования и дополняется национально-культурным содержанием. Это могут быть книги, ИЛЛЮСТРАЦИИ художников национальной детской литературы , изделия народного искусства, репродукции картин художников Чувашии, портреты художников, писателей, поэтов, Видео- и аудиозаписи произведений художественной литературы в исполнении артистов чувашских театров и авторов и др.
При освоении новых подходов к организации развивающей среды, и в частности планировки группового пространства, педагогам обязательно нужно понять смысл перемен и целесообразность их использования. Важно, чтобы у педагогов возникли собственные убеждения относительно содержания и наполнения развивающей национально- культурной среды, которую они создают и ежедневно используют в группах.
Помещение группы должно разделено на уголки( центры) развития, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для чтения( восприятия), творческо- изобразительной деятельности и игр. Воспитатели должны серьёзно подходить к отбору национально-культурных материалов для детских уголков развития , которые соответствуют лучшим образцам чувашской, татарской, мордовской культуры, литературы; обеспечивает его дальнейшее духовно-нравственное развитие ; соответствуют интересам и уровню развития ребёнка; доступны и привлекательны; систематизированы и снабжены надписями и символами. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.
В качестве центра речевого развития могут выступать:
- книжный уголок;
- уголок драматизации и сюжетно-ролевых игр;
- уголок художественного творчества и выставка ( детские рисунки, поделки, картины, иллюстрации и др.);
- мини- библиотека « Читаем дома».
КНИЖНЫЙ УГОЛОК (центр)
Это самый главный из всех центров развития в группе по формированию у дошкольников интереса к литературному наследию своего и других народов. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов здесь нужно развивать стремление ребёнка к знакомству с творчеством писателей, поэтов, проживающих на территории Чувашии и соседних республиках, народным фольклором.
Воспитатель организует совместную деятельность и создаёт условия для самостоятельной деятельности детей. Обстановка уголка, книги и портреты писателей, художников- иллюстраторов способствуют ведению познавательных бесед, обсуждению литературы, дети делятся впечатлениями, рассказывают друг другу любимые литературные произведения, рассматривают открытки и фотографии, слушают звукозаписи, организуют выставки книжных новинок, играют в сюжетно-ролевые игры « Библиотека», « Книжный магазин», « Книжкина больница», « В гостях у сказки».
УГОЛОК ДРАМАТИЗАЦИИ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Это место разыгрывания литературных произведений средствами кукольного театра или самими детьми, исполняющими разные роли в инсценировках. Если площадь группового помещения позволяет , можно отдельно выделить «театральный уголок», если помещения недостаточно, можно разыгрывать спектакли в книжном уголке или уголке сюжетно- ролевых игр. Дети разыгрывают роли из любимых народных сказок, выбирая и одеваясь в национальную одежду, театральные костюмы, используют национальные игрушки и домашнюю утварь.
УГОЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ВЫСТАВКА
Он развивает любознательность, воображение и инициативу ребёнка. У дошкольников возникает интерес к созданию поделок, масок, декорации, афиш мини- спектаклей по чувашским народным сказкам. Воспитатель предлагает детям самим нарисовать иллюстрации, знакомит с портретами и творчеством чувашских художников, организует совместно с детьми выставки.
В группах по внедрению этнокультурного компонента нужно организовать и оформлять РППС , которая включает зону «Родной чувашский край».
Зона «Родной чувашский край» должна содержать :
- подборку дидактических игр и пособий;
-подборку настольно-печатных игр ;
-картотеку пословиц , поговорок, потешек чувашского народа;
- иллюстративный наглядный материал;
-альбомы серии «Природа» (растительный и животный мир родного края);
-альбомы серии( «Декоративно-прикладное искусство Чувашии», «Чувашский орнамент») ;
-предметы декоративно-прикладного искусства : резьба из дерева , берестяные изделия. Народные игрушки, чувашские сувениры;
-иллюстрации к чувашским народным сказкам ;
- альбом «Чувашские загадки в картинках»по тематике;
- альбом «Чувашские музыкальные инструменты»;
-символика Чувашской республики (гимн , флаг ,герб);
- картотека подвижных игр чувашского, татарского, мордовского народа;
- информационный материал , пособия , иллюстрации , книги по следующим направлениям:
« Культура Чувашской Республики» ( информация о писателях , поэтах ,художниках , композиторах , артистах и спортсменах республики);
«История Чувашской Республики» ( информация о памятниках и памятных местах: площади , улицы, музеи, театры, парки, стадионы г. Чебоксары) ;
- журналы « Тетте» , «Пукане» и другие на чувашском языке ;
- Книжки – малышки;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм: куклы , сделанные своими руками ;
- фольклорный материал (аудиозаписи с чувашскими песнями и мелодиями, колыбельные песни, сказки , пословицы и загадки);
- куклы в национальных костюмах (чувашские ,татарские, русские, марийские , мордовские);
- куклы-обереги , тряпичные куклы ( они помогают знакомить детей с народными традициями чувашей ).
Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты ,любознательность , должны быть национальными.
Нужно широко использовать все виды фольклора ( чувашские сказки и легенды , песенки, хороводы). В УНТ как нигде сохранились особенные черты чувашского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с чувашскими поговорками , пословицами, загадками, сказками , приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Также важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она , пленяя душу ребёнка гармонией и ритмом , способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
В заключении хочу сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
Презентация на тему: " Особенности организации предметно - развивающей среды для раннего возраста"
Ранний возраст...
Выступление "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"
Выступление на педагогическом совете с темой "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"Выступающий: пе...