Педсовет "Ребенок и художественная литература"
методическая разработка на тему

Иванова Елена Александровна

 В педсовете использованы активные методы работы с педагогогами. В  материале педсовета даны методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_rebenok_i_hudozhestvennaya_literatura.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет  «Ребенок и художественная литература»

     Повестка дня:

  1. Вступительное слово ведущего.

2.  Методы и приёмы ознакомления и с художественной литературой.  

3. Мозговой штурм «Знаешь ли ты детскую литературу?

4. Игровое моделирование «Солнце»

5. Итоги тематического контроля «Состояние работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду»

6. Итоги смотра-конкурса книжного уголка.

7. Принятие решений педагогического совета.  

1. Вступительное слово ведущего.

  Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

  Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

     Проблема падения интереса к чтению была затронута В.В. Путиным на встрече с российским и писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что «по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов». Но, как сказал В.В.Путин, сам интернет никогда не заменит литературу. Наверное, с этими словами согласится каждый из нас.

И 12 июня 2014 г. В.Путиным был подписал Указ «О проведении в 2015г в Российской Федерации Года литературы». Чтобы привлечь внимание к литературе и чтению.

2. «Методы и приёмы ознакомления и с художественной литературой».

Программа «От рождения до школы»  Н.Е.Вераксы предусматривает проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой. Но знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.

     Знакомство с книгой, с художественными произведениями  осуществляется в разных видах  детской деятельности  с использованием разнообразных методов обучения.

- Какие вы знаете методы ознакомления с художественной литературой?:

 словесный, наглядный и практический.

Сейчас вам к каждому методу нужно назвать приемы.

 (Перечень приёмов к каждому методу вывешивается на мольберте)

Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений.

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- движения пальцами, руками,

- схемы,

 - просмотр видео - диафильмов,

- оформление выставок.

3. А теперь предлагаем вам провести Мозговой штурм «Знаешь ли ты детскую литературу?

Разминка для воспитателей

1) Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

2) Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

3) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.) Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Совершенствовать  художественно-речевые  исполнительские  навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям, объяснять основные различия  между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных  художников.

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

5) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)

6) Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?

6.1. Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

7) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

8) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

9).Из каких произведений эти отрывки:

  • «У страха глаза велики»обр.М.Серовой (для детей 3-4 лет)
  •   М.Горький «Воробьишко» (для детей 4-5 лет)
  •  «Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

- Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» (для детей 6-7 лет).

  •  П.Бажов «Серебряное копытце» (для детей 5-6 лет)
  •  «Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.

- И мне хочется! – сказал старший».

«Два жадных медвежонка», венгерская сказка (для детей 3-4 лет).

  •   К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» (для детей 4-5 лет).
  • А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (для детей 5-6 лет).
  •  «Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша».

(В. Осеева «Печенье».)

  • Ш.Перро «Кот в сапогах»(для детей 6-7 лет).

10). Назовите особенности сказок.

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя.

● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

11).Сказочные заклинания:

Кто говорил  такие волшебные слова?

- По  щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка- дурачок  в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик-семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек  каши»).

- Кара-барас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс.С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).

12). Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину « Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных  и сказочных героев мог бы дать  такие объявления. Назовите автора и название произведения 

1.  Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

 10. Меняю избушку  на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

4. Игровое моделирование «Солнце»

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя,  желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем. Представьте, что сегодня хмурый день, так как у солнца спрятались лучи. И ваша задача – найти эти лучи. В центре солнца написан автор,  а на лучах – названия произведений. Вам необходимо подобрать лучи, чтобы получилось яркое, радостное солнце.

(Воспитатели выполняют задание).

К. И. Чуковский («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)

И др. писатели

Заключительное слово ведущего.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной  времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

Решение педсовета:

  1. Продолжать использовать разнообразные формы и методы работы с детьми. Прививать детям любовь к книге.
  2. В занятия включать словарную работу, индивидуальную работу с детьми.
  3. Использовать при организации НОД и в свободное время проблемные

ситуации, ситуации неожиданности, беседы, побуждающие детей к активизации мыслительной деятельности.

  1. Проводить побольше игр и упражнений по развитию речи детей.
  2. Использовать в своей работе пословицы, поговорки, художественные произведения и театрализованную деятельность.
  3. Усилить самоконтроль за собственной речью. Вопросы формулировать четче.
  4. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду необходимым материалом.
  5. Вести просвещение родителей по пропаганде чтения и любви к книге.

Ответственные: воспитатели

Срок: в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....