Педагогический анализ как функция старшего воспитателя
статья ( группа) на тему

Бурышева Светлана Борисовна

Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно -образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ.

Существуют понятия «анализ» и «педагогический анализ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_analiz.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический анализ  как функция старшего воспитателя.

      Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно -образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ.

Существуют понятия «анализ» и «педагогический анализ».

Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы выделению в нем отдельных сторон.
     
Педагогический анализ - это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением
    Проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес как  ученых, так и практических работников. Начиная с 20-х годов и до наших дней большое количество работ было посвящено анализу урока, инспекторскому анализу учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание уделялось анализу итогов учебного года. Достаточно сказать, что с 1946 по 1980 годы только на страницах журнала «Народное образование», появилось свыше 30 статей, посвященных этой проблеме.                                                                                  

В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического наблюдения и анализа работы воспитателей с детьми, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т.к. анализ как самостоятельная функция управления выделена сравнительно недавно.
     В книге Ю.А. Конаржевского «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой» М., 1997 г. определены место и роль педагогического анализа в управленческом цикле типа «учебный год», его связи и взаимодействие с другими функциями управления образовательного учреждения, выделяется его функциональная самостоятельность.
Являясь самостоятельной функцией управления, педагогический анализ в ДОУ осуществляется старшим воспитателем и направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выявление причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса ДОУ.
   Цель педагогического анализа –  системно изучить деятельность субъектов педагогического процесса, своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых.
Управленческий цикл начинается с анализа достигнутого уровня деятельности, постановки целей и определения путей, средств их достижения, а завершается анализом и оценкой достигнутых результатов на основе поставленных целей. Эта функция обеспечивает глубокое проникновение в суть педагогического процесса и позволяет на этой основе осуществлять научное управление.
   Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодействия, т.к. в практике работы они нередко отождествляются.
   Контроль – это специфический вид управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. (Ю.А. Конаржевский). 
Рассмотрим отличие функций  контроля и педагогического анализа.

Контроль - функция управления и осуществляет её заведующий ДОУ.

Педагогический анализ не является функцией управления, а понимается как функция, которую осуществляет старший воспитатель.

Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями (ФГТ, образовательной программой ДОУ, принятыми управленческими решениями).

Вскрывает причины определяющие уровень воспитательно-образовательной работы.

Состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы.

Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы.

Носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности.

Выявляет возможности для дальнейшего совершенствования педагогического процесса.

Отвечает на вопросы «Что и как?»

Отвечает на вопросы: Почему это происходит? Какими путями развивать профессиональный уровень педагогов и уровень развития детей?

Регламентируется нормативными и организационно-правовыми документами. При проведении контроля необходимо соблюдать алгоритм.

Не требует жесткой регламентации нормативными документами и принятия управленческих решений.

Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания. Объективную оценку педагогическому процессу позволяет дать совместно контроль и педагогический анализ.

Результатом  педагогического анализа является раскрытие причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса. Эта общая цель разделяется на частные, которые достигаются за счет 3-х видов анализа: оперативного, тематического, итогового.
Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации Программы может быть пять:

1.Отсутствие необходимых условий.

2.Слабое владение педагогами методикой по проблеме.

3.Недостаток знаний о подходах к решению проблемы, о новых приёмах, педагогических технологиях.
      4.Отсутствие системы работы.

5.Педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику,  умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого).
   
 Оперативный - вид педагогического анализа, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели (наиболее важные стороны) воспитательно-образовательного процесса, вскрывать причины отклонений от заданных нормативов, вырабатывать рекомендации по ликвидации этих причин. Вопросы  оперативного анализа определяются для старшего воспитателя заведующим или планируются старшим воспитателем самостоятельно. Главная его задача состоит в обобщении результатов деятельности ДОУ за месяц, учебный год, их оценка и получение выводов, позволяющих оказывать влияние на развитие воспитательно-образовательной работы.

Тематический анализ – это анализ хода реализации одной из образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ. Например: «Безопасность», «Физическая культура» и т.д. Сюда включается анализ:

- методического обеспечения по данной образовательной области;

- планирования воспитательно-образовательной работы;

-уровней усвоения программного материала детьми;

-уровней профессиональных знаний педагогов в данной области;

-взаимодействия с родителями;

-условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.

   Тематический анализ проводится  по темам Педагогического совета,  по подготовке к праздникам, организации хода летней оздоровительной работы, по подготовке к новому учебному году и др.

   Тематический анализ определяется для старшего воспитателя план-заданием заведующего, но может планироваться самостоятельно, исходя из выявленных проблем в работе педагогов. По его результатам старшим воспитателем оформляется аналитическая справка, в которой  даются рекомендации по совершенствованию воспитательно-образовательной работы в ДОУ и перевод некоторых ее элементов в новое, более качественное состояние.

   Аналитическая справка обсуждается на оперативном совещании у заведующего и решается вопрос о необходимости вынесения выявленных проблем на Педагогический совет.
Итоговый педагогический анализ – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: квартал, полугодие, год.

К.Ю. Белая выделила 3 варианта анализа итогов работы:

1. Фундаментальный -  самоанализ формы и содержания деятельности ДОУ по всем направлениям. 
2. Оперативный -  оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.

3. Творческий-  коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиции детского сада. 

   Из всех видов педагогического анализа итоговый самый сложный, это специфический вид поиска, по его результатам и результатам контроля планируются задачи работы ДОУ на новый учебный год.

   Для успешного проведения педагогического анализа необходимо знать технологию, т.е. методы.
 
Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

   Методы педагогического анализа – представляют собой искусственную, открытую систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития педагогического процесса, а также причин, находящихся в основе формирования главных его показателей и результатов.
К методам педагогического анализа относятся:

    1.Анализ предметно-развивающей среды.

Цель: определение состояния созданных  условий  для целостного образовательного процесса или по какому-либо отдельному направлению, соответствие их программе и возрастным особенностям детей, раскрытие причин несоответствия.
 
2.Анализ качества планирования. 

Цель: определение педагогической целесообразности планирования и влияния его качества на результативность образовательного процесса.
 
3.Анализ детских работ.

Цель: выявление владения детьми творческой  деятельностью, определение динамики художественного развития каждого ребенка, выявление зависимости динамики продвижения ребенка от эффективности педагогических усилий.

   4.Анализ результатов мониторинга.

Цель: Определение уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ  по результатам мониторинга и самоанализа педагогов.

   Самоанализу педагогов надо учить. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а большинство завышенную. Здесь нужно помнить, что педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать ему свою точку зрения, а пытаться убедить педагога пересмотреть свое отношение к тому или иному педагогическому приему для достижения высоких результатов.

  5. Наблюдение педагогического процесса.

Цель наблюдения может быть направлена на определение: профессионального  мастерства педагога,  уровня освоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ. В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного. По итогам наблюдения проводится обсуждение с воспитателем, цель которого- показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать уровни освоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ, и только после этого предложить свои выводы.

  6.Беседа с ребенком.

Цель: определение, как  педагог формирует детские  способности, опираясь на достигнутый каждым ребенком индивидуальный уровень.

  7. Собеседование с педагогом.

Цель: уточнение позиций, взглядов педагогов на процесс развития детей, выявление уровня владения педагогом самооценкой, развитие педагогической рефлексии.
Нужно хорошо подготовиться к беседе, тщательно продумать те вопросы, которые будут обсуждаться с воспитателем, соблюдать этику беседы, учитывать индивидуальные особенности педагога. 
 
8. Просмотр и анализ проведенного занятия.

 Занятия и  виды детской  деятельности можно наблюдать с разными целями, например:
-определение соответствия  задач занятия требованиям основной общеобразовательной программы  и возможностям детей;

- оценка активности детей на занятии;

- определение наличия у детей готовности к учебной деятельности;

-оценка характера индивидуальной работы с детьми на занятии;

- определение стиля общения воспитателя и детей.

Разбор и оценка занятия в целом и его отдельных сторон проводится как средство повышения квалификации педагога и изучения или обобщения его опыта.

Основные функции педагогического анализа:

- выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом;

- способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;

-выявить условия реализации выбранных методик и  технологий;
-определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов;
- помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;

- способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.


  Основные 
принципы педагогического анализа.

М.М. Поташник

Ю. А. Конаржевский

Объективность
Точность
Требовательность
Глубина
Многоаспектность

Объективность
Взаимосвязь и взаимодействие
Развитие
Системный подход
Комплексный подход
Целенаправленное планирование
Массовость
Принцип воспитательного воздействия

 

При осуществлении аналитической деятельности Ю. Конаржевский, В. Ядешко и др. отмечают следующие недостатки:

1.Старшие воспитатели недостаточно готовы к осуществлению педагогического анализа. Они зачастую отождествляют его с контролем, не видя разницы между этими 2-мя функциями управления. 

2.Чаще всего предметом анализа становятся занятия с детьми.

3. Одним из «западающих» моментов в аналитической деятельности является выработка цели анализа и разработка под эту цель программы наблюдений, способов анализа, критериев оценки.

4. Беден арсенал методов педагогического анализа.

5. Не всегда воспитатель становится полноправным участником анализа, нет опоры на самоанализ его деятельности.

6. В анализе отсутствует регулярность, системность, установление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и фактами.

Для проведения  тематического анализа  следует придерживаться определенного  алгоритма.

  1. План-задание заведующего ДОУ (планирование тематического анализа в  месячном плане старшего воспитателя).
  2. Подбор методов тематического анализа.
  3. Выявление положительных и отрицательных моментов педагогического процесса по данному вопросу.
  4. Определение причины недостатков, вскрытие резервов для развития ДОУ.
  5. Составление аналитической справки с рекомендациями.
  6. Обсуждение справки на оперативном совещании заведующего, где принимаются конкретные решения, направленные на устранение выявленных в ходе анализа причин недостатков.
  7. Подготовка материала для итогового анализа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа)

Развиваем эмоционально-волевую сферу и формируем высшие психические функции (старший возраст, старшая группа) по программе: «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального ми...

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"

Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"...

Городской Фестиваль педагогических идей среди старших воспитателей.

Городской Фестиваль  педагогических идей среди старших воспитателей....

«Использование программных продуктов при организации контрольно-диагностической функции старшего воспитателя»

Одной из важных функций старшего воспитателя является контроль. Я остановлюсь сейчас на оперативном контроле.Оперативный контроль, предполагает сбор информации «количественного» характера,...

Открытое педагогическое мероприятие в старшей группе по музыке "В гости Метелице". Конкурс "Воспитатель года-2022" среди воспитателей детского сада

Открытое педагогическое мероприятие по музыке в старшей группе «В гости Метелице»Задачи: Обучающие: развивать музыкально-творческие способности, умение замечать красоту звучащего слова и з...

«Светофор безопасности» Педагогический проект работы старшего воспитателя с педагогами и дошкольниками ДОУ

laquo;Светофор безопасности»   Педагогический проект работы старшего воспитателя  с педагогами и дошкольниками  ДОУ...

«Светофор безопасности» Педагогический проект работы старшего воспитателя с педагогами и дошкольниками ДОУ

laquo;Светофор безопасности»Педагогический проект работы старшего воспитателя с педагогами и дошкольниками  ДОУ...