Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"
презентация к уроку по теме
Лекция для старших воспитателей дошкольных образовательных организаций "Контроль и его функции в образовательном процессе ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция "Контроль и его функция в образовательном процессе ДОО" | 418.93 КБ |
Лекция его функции и значение в образовательном процессе ДОО | 856.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контроль Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
Нормативные документы, на основании которых проводится контроль в ОУ Закон РФ «Об образовании»; «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» Письмо Министерства образования РФ 4 августа 2000 г. n 236/23-16; Письмо Минобразования России от 10 сентября 1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»; Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Значение функции контроля процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, процесс оценки работы школы и выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции; контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Является основным источником информации для принятия управленческого решения;
Виды контроля в ОУ
Инспектирование - одна из важнейших форм руководства и контроля деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления образования, проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и других правовых актов. Организуется инспекциями действующими от имени органа управления образованием или уполномоченного должностного лица. Инспектирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании»
Цели инспектирования: Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования и исполнения других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений системы образования ; Соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса; Совершенствование механизма управления качеством образовательного процесса в пределах компетенции органов управления и прогнозирования тенденций развития системы образования;
Задачи инспектирования осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования; выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием, подведомственных им образовательных учреждений, должностных лиц; инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций по организации деятельности в рамках законодательства;
Задачи инспектирования (продолжение ) изучение состояния системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению опыта в области управления; сбор информации (в ходе проведения инспекционных проверок), ее обработка и накопление для подготовки проектов решений; анализ результатов реализации законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в области образования и принятия мер по повышению его применения; организация и разработка в пределах установленной компетенции нормативных правовых актов инспекционно-контрольной деятельности.
Инспектирование дошкольных учреждений позволяет решить несколько вопросов: осуществление контроля за всесторонним развитием детей; оказание помощи руководителям и педагогам детских учреждений в совершенствовании учебно-воспитательного процесса; выявление и распространение лучшего опыта работы воспитателей, лучших форм руководства детскими учреждениями; предупреждение недостатков в работе, оказание помощи в устранении вскрытых недостатков.
В соответствии с целями и задачами основными организационными формами инспектирования являются надзор и инспекционный контроль. Инспектирование в порядке надзора проводится в следующих видах: установление законности действий органов управления образованием и образовательных учреждений и их должностных лиц при реализации законодательства; проверка соответствия издаваемых правовых актов, учредительных документов и локальных актов действующему законодательству. Основным методом, используемым при надзоре, является изучение и проверка документации (документальный контроль).
Инспекционный контроль - это : это система специально организованных проверок органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений с использованием методов: документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля . Инспектирование может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.
Плановое инспектирование осуществляется : в соответствии с планом-графиком, который обеспечивает периодичность и координацию и призван исключить нерациональное дублирование в организации и проведении проверок; фронтальные проверки муниципальных органов управления образованием, организуемые органом управления образованием субъекта РФ, проводятся не чаще одного раза в пять лет; муниципальные органы управления проводят инспекционные проверки образовательных учреждений и должностных лиц (тематические и комплексные) не реже одного раза в пять лет; плановые проверки, как тематические, так и комплексные, проводятся не более трех раз в учебный год;
Оперативное инспектирование проводится в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде мониторинга призвано вести постоянное наблюдение за деятельностью объектов инспектирования, обеспечить постоянное пополнение, системный учет, обработку, анализ и накопление информации для совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
Комплексная проверка — наиболее объемный и сложный вид инспекторского контроля. Это проверка всех сторон жизни дошкольного учреждения. Комплексная проверка дошкольных учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Продолжительность инспектирования детского сада зависит от количества групп в них, но не должна превышать десяти дней. К инспектированию могут привлекаться заведующие, воспитатели, медицинские сестры дошкольных учреждений, работники городских методических кабинетов и другие квалифицированные специалисты Основные направления работы при комплексной проверке дошкольного учреждения
Составление подробного плана проверки, в котором намечаются основные вопросы и методы инспектирования. Проверки распределяются обязанности между членами бригады. Подготовка к проведению комплексной проверки
Наблюдение и анализ занятий, прогулок, игр, различных режимных моментов. Ознакомление с документацией дошкольных учреждений (планами работы заведующей, воспитателей, родительского комитета, протоколами совещаний, книга ми учета детей и другими материалами. Беседа с руководителями и воспитателями. Результаты инспекторской проверки оформляются актом, служебной запиской или аналитической справкой, содержащими обоснованные выводы и конкретные предложения по улучшению работы учреждения . Основными методами и приемами инспектирования являются:
учебно-воспитательная работа в учреждении, выполнение программы воспитания, качество знаний, умений и навыков детей, методы работы воспитателей; подбор, расстановка, воспитание кадров и повышение их квалификации, методическая работа в детском саду, деятельность методического кабинета; состояние организационно-педагогической и административно-хозяйственной работы, материально-технической базы, техники безопасности и пожарной безопасности; выполнение плана работы (численность детей, комплектование групп, посещаемость и т. д.); финансовая деятельность, исполнение сметы; уровень медицинского обслуживания, организация рационального питания детей; педагогическое просвещение родителей; стиль руководства учреждением, осуществление контроля за состоянием учебно-воспитательной работы со стороны заведующего и старшего воспитателя; качество планов, организация контроля за исполнением решений педсоветов, производственных совещаний, планов, приказов и инструкций вышестоящих органов; ведение делопроизводства в учреждении, документация, правильность ее оформления и хранения . Основные вопросы, подлежащие проверке:
Проводится проверка состояния и анализ одного из направлений работы дошкольных учреждений, и нужна для более глубокого изучения отдельных сторон его деятельности.; Изучается организация педагогического процесса в детском саду, но могут подвергаться проверке и административно-хозяйственные разделы работы. Тематические проверки организуются по мере необходимости. Однако в течение учебного года одно дошкольное учреждение может быть тематически проверено не более трех раз. Продолжительность проверки не должна превышать трех дней. По результатам тематической проверки составляется справка, а результаты проверки доводятся до сведения педагогического коллектива. Ход и организация тематических проверок дошкольного учреждения
Общие сведения о дошкольном учреждении, состояние материально-технической базы Адрес ДОУ, в каком ведомстве находится. Вид дошкольного учреждения, количество групп, плановый контингент детей, посещаемость в дни проверок (указать конкретно какой-либо день). Сведения о здании: состояние и характеристика здания, участка, качество и дата проведенного ремонта, эстетическое оформление. Оборудование групп. Качественный состав педагогических кадров дошкольного учреждения Специалисты по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, плаванию. Медицинский персонал. Оснащение образовательного процесса Методический кабинет, его организация и функционирование. Диагностика выполнения образовательной работы. Новации в ДОУ. Кружковая работа, дополнительные услуги в ДОУ Анализ качества медицинского обслуживания Анализ заболеваемости детей Анализ организации и контроля за детским питанием Состояние техники безопасности и соблюдение правил пожарной безопасности Делопроизводство Анализ руководства дошкольным учреждением Примерный план комплексной (фронтальной) проверки
Внешний контроль качества образования в ДОУ Документарная проверка Выездная проверка Проводятся на основании Приказа Департамента образования. Проводят эксперты аккредитованные МЦКО.
Документарная проверка общеобразовательная программа ДОУ; расписание занятий на текущий учебный год (расписание непосредственно образовательной деятельности); план работы учреждения на текущий учебный год с анализом выполнения плана работы за предыдущий учебный год (могут быть запрошены планы за два года); документы по мониторингу; документы, связанные с работой специалистов; протоколы заседаний педагогических советов; документация по видам контроля некоторые документы, касающиеся безопасности ДОУ
Выездная проверка В ходе проведения выездной проверки может проводиться экспертиза более широкого спектра документов и материалов, необходимых для достижения целей и задач проверки : документы, характеризующие деятельность учреждения как юридического лица: учредительные документы; лицензия на ведение образовательной деятельности с приложением; документы, регламентирующие деятельность сотрудников проверяемого учреждения при осуществлении образовательного процесса; должностные инструкции сотрудников проверяемого учреждения; инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников; педагогическая документация, регламентирующая учебно-воспитательный процесс ДОУ: образовательная программа ДОУ;
план работы ДОУ на учебный год с анализом выполнения плана работы за предыдущий учебный год; расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитанников; протоколы педагогических советов; документы по всем видам контроля (оперативный, тематический, итоговый); документация педагогов (перспективное и календарное планирование, результаты педагогической диагностики); программа развития ДОУ.
Внутренний контроль ДОУ. контрольно – диагностическая деятельность является одним из действенных регуляторов качества педагогического процесса, внутренний контроль осуществляет руководитель ДОУ. Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых (тематических, итоговых) или оперативных проверок, мониторинга.
По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учётом реального положения дел: проводятся заседания педагогических и методических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; сделанные замечания и приложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел данного образовательного учреждения; результаты могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров.
Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему .
Тематический контроль П омогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.
Этапы тематического контроля 1-й этап Постановка целей тематического контроля. 2-й этап Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы. 3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля 4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В соответствии с годовой задачей тематический контроль предлагает изучение уровня развития детей; уровня профессионального мастерства педагогов; системы планирования работы воспитателей; рациональности предметно развивающей среды и её обновления; результативности системы взаимодействия с родителями воспитанников.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В дошкольном учреждении любого вида разрабатывается система медико-педагогического контроля. В ее содержание необходимо включить следующие примерные разделы: санитарно-гигиенический режим; питание; режим дня; режим непосредственно образовательной деятельности; двигательный режим; охрана жизни и безопасность жизнедеятельности детей и сотрудников.
Дневник Ф – 127 Дата: № п / п Фамилия, имя ребёнка Дата рождения Результаты осмотра во время утреннего приема Наблюдения педагога в течение дня (сдаваемое количество детей, состояние их здоровья, происшествия, на что необходимо обратить внимание, передать родителям, подпись) Сведения, полученные от родителей (если есть) - поведение ребенка дома, сон, аппетит, стул кожа зев t о 1 2 3 4 5 6 Документ, в котором воспитатели ежедневно фиксируют состояние здоровья каждого ребенка, основные изменения, новое в развитии и поведении детей.
Объем двигательной деятельности за неделю : 3-4 года не менее 6 часов, 4-5 лет не менее 8 часов, 5-6 лет не менее 10-12 часов. Объем двигательной активности в день по шагомеру: Теплое время Холодное время 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 11-12 тысяч 12,5-13,5 тысяч 14-15 тысяч 15,5-17,5 тысяч 18-20 тысяч 9-9,5 тысяч 10-10,5 тысяч 11-12 тысяч 12,5-14,5 тысяч 14,5-17,5 тысяч
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает: Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежде и обуви. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.
Д анные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка измерение мышечной силы рук; измерение силы мышц туловища; жизненная емкость легких.
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Санитарно-гигиенический режим; Организация питания; Культура питания; Режим дня; Двигательный режим; Режим непосредственно-образовательной деятельности; Охрана жизни и здоровья детей .
Ф изические качества: быстрота - по времени пробегания 10 м с хода; скоростно-силовые - по времени пробегания 30 м со старта, длине прыжка с места, высоте прыжка с места, дальности броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой; выносливость - по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей - 5, 6 и 7 л.).
Учет качества выполнения каждого движения : при беге следует обращать внимание на положение головы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега; при прыжке - исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении; при метании - исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.
Общая плотность физкультурного занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. полезное время Общая плотность = --------------------------- х 100 продолжительность занятия Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.
Моторная плотность физкультурного занятия характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. время , затраченное на движения Моторная плотность = ---------------------------------------- х 100 общее время занятия
Итоговый контроль проводится после завершения отчётного периода и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Итоговый контроль предлагает анализ по следующим позициям: выполнение годового плана ДОУ; выполнение программы по которой работает учреждение; развитие ДОУ (один раз в 5 лет к аттестации); профессионального роста педагогов (один раз в 5 лет к аттестации).
Мониторинг систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики
Алгоритм создания диагностического инструментария . 1. Описание критериальной нормы по каждой возрастной группе в соответствии с направлениями развития детей. 2. Определение периодичности мониторинга. 3. Подбор базовых методик для определения уровня развития. 4. Выбор форм и способов фиксации полученных данных для учета и аналитической обработки результатов.
Показатели мониторинга Выполнение основной общеобразовательной программы ДОУ (итоговые и промежуточные результаты); Готовность воспитанников к обучению в школе; Состояние здоровья воспитанников (анализ заболеваемости детей, дней функционирования, динамики показателей групп здоровья); Физическое и психическое развитие воспитанников; Адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ; Выполнение поставленных годовых задач; Взаимодействие с семьями воспитанников (удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ); Кадровое обеспечение образовательного процесса: укомплектованность кадрами; динамика профессионального роста (повышение квалификации, образовательного уровня педагогов); Материально-технические, медико-социальные условия пребывания воспитанников в ДОУ.
Программа развития ДОУ Программа развития является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива.
Программа развития определяет - исходное состояние ДОУ; - образ желаемого будущего (концепция, вид ДОУ); - состав и структура действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему (стратегия и механизмы реализации).
Структура программы развития дошкольного образовательного учреждения . Раздел 1 . Информационная справка ДОУ Раздел 2 . Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития ребенка Раздел 3 . Концепция и стратегия развития ДОУ Раздел 4. План действий.
Использованная литература: «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» Письмо Министерства образования РФ 4 августа 2000 г. n 236/23-16 Непершина О.В. Современные подходы к инспектированию дошкольных образовательных учреждений. Николаев. 2004. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной . М.: ACT, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма деятельности старшего воспитателя дошкольного учреждения.
Циклограмма деятельности старшего воспитателя дошкольного учреждения....
Городское методическое объединение старших воспитателей г.Канска «Общие подходы к организации организованной образовательной деятельности (ООД) в рамках требований ФГОС»
На сегодняшний момент с введением ФГОС меняется и подход к организации организованной образовательной деятельности. Каким образом спрашивают нас? Ведь большинство воспитателей уверены в то...
Семинар для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «За здоровьем – в детский сад».
Цель: популяризация опыта работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.Задачи: Познакомить участников семинара с опытом работы учреждения с системой работы по сохранению и...
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»
Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...
Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга «В гостях у Котофея» . Из справочника "Старший воспитатель дошкольного учреждения."№7
Цели: формирование потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.
Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...
Сценарий мастер - класса для старших воспитателей (методистов) "Номенклатура дел старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения"
На данном мастер-классе предложен практический материал по номенклатуре дел: перечень документов, правила оформления дел и др....