Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ (опыт работы)
методическая разработка ( группа) на тему

Денисова Ольга Николаевна

В работе представлен опыт по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ

Цель работы- выявление, создание комплекса благоприятных условий для развития творческого потенциала воспитателей

Для достижения цели, в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

Задачи:

·        Определение творческого потенциала воспитателей ДОУ

·        Выявление и помощь в реализации творческих способностей воспитателей ДОУ

·        Формирование у воспитателей ДОУ уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально

·        Определение типа воображения и типа мышления воспитателей для продуктивного распределения видов их деятельности

·        Определение сферы интересов воспитателей ДОУ

 

Для решения поставленных задач и проверки  были использованы следующие методы :

·        изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, психолингвистике и лингвистике, связанной с интересующей нас проблемой

·        изучение педагогического опыта по проблеме исследования

·        изучение педагогической инноватики

·        педагогический эксперимент

·         психолого-педагогические диагностические методики

·        педагогическое наблюдение

·        анкетирование

·        опросные методы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_pedagogov_opyt_raboty.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАН

Введение………………………………………………………………………….....................

Глава 1. Теоретические основы вопроса повышения творческого потенциала педагогов

       1.1. Характеристика основных понятий темы: «способности», «творчество», «твор ческие способности», «творческая деятельность», «креативность», «задатки», «одарённость», «творческая позиция»...................................................................................................

1.2. Взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности воспитателя...........

1.3.Индивидуально-психологические факторы успешности творческой педагогической деятельности.................................................................................................................

Глава 2. Описание опыта работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ №16 «Аннушка»..........................................................................................................................         

     

Заключение………………………………………………………………………......................

Список литературы…………….………………………………………………........................

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Введение

                                                                                         « Только творческий педагог может

                                                                                          развить творческое начало в ребёнке»

                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование на современном этапе — это сфера духовного производства, продукт которого не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие и развитие сущностных сил педагога, его интеллектуального, нравственного и творческого потенциала.

Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации[6, С. 80].

В основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творящем. Сущность человека как преобразователя мира, как творца новых отношений и самого себя раскрывается именно в творческой деятельности. Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности» [3, С.23].

А поскольку элементы творчества заключены в любой человеческой деятельности, можно понять, почему так многообразно и разносторонне творчество людей и почему, независимо от того, где возникает творческая задача и кем она решается - ученым или воспитателем - в процессе ее решения человек сам открывает способ действия, подбирает ключи к ее решению. Мысли об универсальном проявлении творческой деятельности содержатся в трудах многих исследователей.

По мнению Л.С.Выготского, «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» [8, С.52].

И.Я. Лернер, определяя творчество как деятельность, порождающую нечто качественно новое и неповторимое, указывает, что обучение творчеству дает инструмент для самостоятельного поиска решения недоступных проблем и является стимулом саморазвития и самовоспитания. [10, С.ЗЗ].

Л.М. Попов видит истоки зарождения творчества в способности живой материи к отражению. Человек самостоятельно активно участвует в процессе отражения и взаимоотражения многомерного, полиобъектного мира и своего внутреннего мира [9, С.72].

По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. Он обращает внимание на признак «прогрессивности» при анализе творчества как специфического вида человеческой деятельности и подчеркивает, что «природа творческого деяния — созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества» [10, С.6]. Истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры.

Одной из задач администрации ДОУ является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

А.С. Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчёркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги  не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе.

Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога.

Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и её совершенствования.

Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания.

В своей работе мы опирались на исследования А.Н.Лука, который творчество раскрывает через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией (интересы и склонности), темпераментом (эмоциональность) и умственной  деятельностью.

Исследования показывают, что главную роль в развитии способностей педагога играют его профессиональная деятельность и его стремление к самосовершенствованию. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый воспитатель.

Главное здесь — комплекс благоприятных условий для развития творческого потенциала воспитателей, выявление и создание  которых и будет являться основной целью нашей работы.

Для достижения цели, в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

Задачи:

  • Определение творческого потенциала воспитателей ДОУ
  • Выявление и помощь в реализации творческих способностей воспитателей ДОУ
  • Формирование у воспитателей ДОУ уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально
  • Определение типа воображения и типа мышления воспитателей для продуктивного распределения видов их деятельности
  • Определение сферы интересов воспитателей ДОУ

Для решения поставленных задач и проверки  были использованы следующие методы :

  • изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, психолингвистике и лингвистике, связанной с интересующей нас проблемой
  • изучение педагогического опыта по проблеме исследования
  • изучение педагогической инноватики
  • педагогический эксперимент
  •  психолого-педагогические диагностические методики
  • педагогическое наблюдение
  • анкетирование
  • опросные методы

Определим и остановимся на основных понятиях, которыми мы будем оперировать в нашей работе.

1.1. Характеристика основных понятий темы: «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность», «креативность», «задатки», «одарённость», «творческая позиция»

Прежде чем обратиться к рассмотрению практической стороны данной проблемы, считаем целесообразным остановиться более подробно на теоретических аспектах темы, на основных понятиях: «способности», «творчество», «творческие способности», «творческая деятельность», «креативность», «задатки», «одарённость», «творческая позиция».

В практической педагогической деятельности воспитатель в каждой новой непредвиденной ситуации должен действовать самостоятельно, решать каждый раз новые задачи. Все это требует развития особых качеств личности педагога — творческих способностей.

Впервые понятие «способности» ввел в науку Платон. К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, перцептивные, научно-педагогические, авторитарные, коммуникативные, личностные, организаторские, конструктивные, мажорные, гностические, психомоторные и способности к распределению и концентрации  внимания. Понять, являются ли они творческими, можно, рассмотрев сами понятия  «творчество» и «творческие способности», относительно которых до сих пор среди  психологов нет единого мнения.

Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Обобщив различные точки зрения, мы пришли к следующему определению: творчество — это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый  путь  или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума,  такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить  связи  и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

«Способности  не  просто  проявляются  в   труде,   они   формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии». [9, С.52].

Творческая  деятельность  –  специфический  вид  активности  человека, направленный на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира, включая самого себя. [12, С.72].

Создание условий для развития потенциала воспитателей ДОУ на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности можно рассматривать как интегральный показатель качества дошкольного образования.

Из многочисленных определений креативности остановимся на следующих:

Креативность - универсальная способность творческо-созидательного, потребностного поисково-преобразовательного отношения личности к действительности, комплекс личностных особенностей, позволяющих решать проблемы в той или иной области деятельности.

Креативность - способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм)

Креативность - это созидательные способности, направленные на преобразование, совершенствование, как окружающего мира, так и на самосовершенствование, саморазвитие личности, т.е. внешняя и внутренняя направленность созидательности.

Для раскрытия практической стороны нашей работы необходимо будет и определения понятий, о которых  в своей книге упоминает Б.П. Никитин («Гипотеза возникновения и развития творческих способностей»). А именно, «Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы в готовом виде... большое значение для их развития имеют Задатки, однако, в конечном счете, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности...»

«Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов. Задатки имеют важное значение для развития способностей». Такое определение дает «Педагогический словарь» [т. 1, стр. 388]. А «Педагогическая энциклопедия» [изд. 1966 г.] прямо называет их «природными предпосылками развития организма», «органической основой способностей» [том 2, стр. 62].

«Одарённость - (по определению «Педагогического словаря», т. 11, стр. 35) - совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей», а по определению «Педагогической энциклопедии» (т. 3, стр. 186) - «высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определенных областях деятельности».

Путаница в определении одаренности, видимо, не случайна: она отражает путаницу, которая действительно есть в психологической науке в вопросе о способностях. Но все-таки из этих определений можно видеть, что главными условиями формирования способностей считаются природные задатки и условия жизни и деятельности. Если есть первое и второе, то могут сформироваться способности, а если нет хотя бы одного, то не сформируются.

В разное время из разных фактов рождались различные предположения. Считали, например, что способности зависят от объема мозгового вещества, так как у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см3 и достигал 1800 см3 (у писателя И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг в 1200 см3 или даже жил с одной половинкой мозга, как Пастер, у которого после кровоизлияния в мозг функционировало только одно полушарие, а такая гипотеза не могла их объяснить. Тогда обращались к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда есть отличия от обычной структуры, но, какие из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой.

Предполагалось, например, также, что талантливым бывает первый ребенок в семье. И эта гипотеза имела приверженцев, пока не пришла на помощь статистика. Из 74 всемирно известных гениальных и талантливых людей, из биографических данных которых можно было установить, каким по счету он родился, первыми оказались только пять - Мильтон, Леонардо да Винчи, Г. Гейне, Брамс, А. Рубинштейн.

А Франклин был - 17-м ребенком в семье, Менделеев - 17-м, Мечников -16-м,

Шуберт - 13-м, Вашингтон -11-м, Сара Бернар - 11-м, Карл Вебер - 9-м

Наполеон - 8-м, Рубенс - 7-м и т. д.  Значит, дело не в том, каким по счету ребенок родился в семье, а в чем-то другом.

Очень живучей оказалась гипотеза о наследовании способностей. Обилие противоречивых фактов не смущает ее сторонников. В пяти поколениях рода Бахов, кроме Иоганна Себастьяна, было 56 (по другим данным -15) талантливых музыкантов. И то же самое можно наблюдать, пусть в меньшей степени, в других семьях талантливых людей. Но тут же и диаметрально противоположные факты, например, род Шумана. Из 136 членов этого рода в четырех поколениях был... только один музыкант - Роберт Шуман, его жена Клара также была талантливой пианисткой, но никто из восьми их детей не стал музыкантом. Почему? Почему в роду Толстых один Лев Николаевич оказался гениальным?

Ответить на эти вопросы, и ответить убедительно, трудно. Современная гипотеза, поэтому предпочитает обходить молчанием такие вопросы. При этом ведь надо учесть, что способности - довольно стойкие особенности, мало изменяющиеся в течение самой жизни человека.

Генетики, сделавшие в последние годы крупные открытия в области наследственности, тоже не едины в мнениях. Профессор-генетик Эдинбургского университета Шотландии Ш. Ауэрбах утверждает: «Все, что правильно в отношении свойств тела, справедливо и для черт ума и эмоций. Уровень умственного развития, особые способности, личные качества - все это результат взаимодействия генетических факторов и факторов среды». А ректор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии Джордж У. Бидл отделяет «биологическую» наследственность от «культурной». Пропасть между человеком и его ближайшими родственниками из животного мира огромна... Центральная нервная система человека под влиянием культурной среды развивается чрезвычайно специфически.

Наш головной мозг, как и мозг предшествовавших и родственных нам видов, содержит «врожденную информацию», которая регулирует такие функции организма, как дыхание, кровообращение, инстинктивное поведение и т. д. Но, кроме этих сведений, мозг человека в отличие от мозга животного содержит огромное количество «воспринятой информации», которая и является культурным наследием... В отличие от биологической приобретаемая человеком культурная наследственность возобновляется в каждом новом поколении. Бидл, таким образом, очень немногое оставляет на долю наследственности и очень многое на долю воспитания.

Еще более четко отделил «биологическое наследование» от «социального» наш ученый-генетик Н. П. Дубинин. «То идеальное (т. е. социальное) содержание, которое наполняет психику в ходе становления личности, не записано в генетической программе человека. Мозг обладает безграничными возможностями для восприятия разносторонней социальной программы, обеспечивает универсальную готовность новорожденного подключиться к общественной форме движения материи. Реализовать должным образом этот колоссальной значимости потенциал - задача воспитания».

Эта сравнительно сложная формулировка несколько поясняется второй: «Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей. Понимание этого открывает громадные перспективы для педагогики и для формирования нового человека. Многое остается здесь еще не использованным, это касается, в частности, развития личности в раннем возрасте (до двух лет)».

Творческие способности - продукт самодвижения, самостоятельного разрешения задач и вопросов, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга по пути "от открытия истин, всем известных, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к открытию истин, никому не известных" (К. Э. Циолковский). Это продукт развития, развития свободного, при котором интерес, увлечение и страсть, главные движущие силы.

Каждый здоровый (физически и умственно) человек, рождаясь, обладает специфическим  человеческим головным мозгом, и нервной системой в целом, и колоссальными (тоже специфически человеческими) возможностями развития. У него могут развиться творческие способности ко всем видам  человеческой деятельности. И если физическое развитие значительно предопределяется генетической программой (особенно морфологически), то богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития человека.

В нашей работе важно будет рассмотреть и такое понятие, как творческая позиция воспитателя. Под творческой позицией воспитателя мы будем понимать свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации[6, С. 80].

Для более объективного рассмотрения вопроса творческой позиции и творческого потенциала воспитателей считаем целесообразным остановиться на вопросе взаимосвязи профессионализма и творчества в их деятельности.

1.2. Взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности воспитателя

Общеизвестно, что, по сути, педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности воспитателя? Может, эти понятия вообще синонимичны? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний), так и субъективное (новое для индивида — субъекта деятельности). Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Если творчество доминирует в процессе мышления, то оно проявляется как воображение (К. К. Платонов). Профессионализм воспитателя находится в тесной связи с творчеством.

Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества воспитателя.
Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как панацея от всех бед, как доминанта, не оставляющая места репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Как правило, репродуктивная деятельность признается лишь в качестве нежелательного, но необходимого перехода к творчеству. Недооценивается тот факт, что репродуктивность в педагогической деятельности имеет многоуровневую структуру: от неуверенного пересказа знаний до умения адаптировать материал с учетом многих внешних факторов. Репродуктивность означает способность, и перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах. Мастер педагогического труда — это высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения.

Уровень профессионализма воспитателя зависит от его компетентности (педагогической, социально-психологической, дифференциально-психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности. К сожалению, во многих случаях эта компетентность отсутствует, приводя к дидактогеническим прецедентам (причинению вреда нервно-психическому здоровью воспитанников). Профессиональное мастерство тесно взаимодействует с творчеством.  Истинное педагогическое творчество соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности. При понимании педагогического творчества, если придерживаться объективного критерия, может создаться представление, что данному критерию отвечают единицы из десятков тысяч педагогов. Но оно ошибочно. В основе этой распространенной ошибки лежит неверное понимание результата педагогического труда. На самом деле очень мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения или воспитания. Но уже любой урок, практическое занятие, удачно комбинирующие известные методы и методики, в некоторой мере являются результатом творчества. Это подтверждается тем, что создание новой системы из известных элементов — уже проявление творчества. Построение и проведение каждого занятия требует творческого подхода. Любой урок включает в себя не только те или иные схемы его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы и отдельных учащихся, а также наличие индивидуальности каждого человека. В заключение приведем еще один аргумент, доказывающий, что объективному критерию педагогического творчества отвечают не только те (педагоги), кто создает новые методы и подходы. Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам ребёнок, развитие его личности, способностей и компетентности.       Поскольку каждый воспитанник объективно неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию.

Поскольку вопрос развития творческого потенциала тесно связан с психологией человека остановимся на особенностях характера и психики личности воспитателя, как важных факторах успешности творческой педагогической деятельности.

1.3.  Индивидуально-психологические факторы успешности творческой педагогической деятельности

Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых творческих способностей воспитателя.

Завоевание и поддержание авторитета воспитателем - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обозначим специальные способности педагога. К моральному облику воспитателя предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность именно воспитателя немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование воспитателя придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма.

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от детей элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в воспитателе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви воспитателя к другому человеку. Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя и как следствие, его творческого развития.

Одним из важнейших компонентов, образующих способность современного специалиста педагогического профиля к достижению успеха в профессиональной деятельности, профессиональной самореализации является высокий уровень сформированности профессионального самосознания. Профессиональное самосознание воспитателя может быть рассмотрено как процесс, “внутренняя” деятельность, имеющая свой продукт - “профессионально-педагогическую Я - концепцию”, и как интегральное качество личности, объединяющее и воплощающее в себе весь ее профессиональный опыт. Структура профессионального самосознания включает совокупность когнитивной (“Я-понимание”), аффективной (“Я-отношение”) и поведенческой (“Я-поведение”) подструктур, содержание которых отражает специфику педагогической деятельности. Составляющие компоненты структуры самосознания могут быть представлены и как этапы его развития.

Быть воспитателем - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Воспитатель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, воспитатель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов, творческих подходов к их решению. Настоящий воспитатель, Воспитатель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его детей, но и со стороны всего общества. Педагогические ситуации в условиях рабочего дня воспитателя бывают столь различными и своеобразными, что порою требуют от воспитателя немедленных, стремительных и нередко виртуозных творческих решений.

Итак, мы осветили основные вопросы теории исследуемой проблемы, рассмотрим практическую сторону проблемы.

2. Описание опыта работы

по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ

Соответствует ли уровень профессиональной компетентности педагога детского сада современным требованиям, готов ли он развивать в дошкольниках творческую активность, способен ли донести идею креативности как основную в саморазвитии, самосовершенствовании и позитивном преобразовании окружающей действительности?

Практика показывает, что в сфере образования до сих пор остаётся неразрешённым противоречие между потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему. Однако, при грамотно спланированной методической работе в ДОУ возможно улучшение обстановки в дошкольном образовании. Основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, их компетентности и эрудиции, - это чёткая организация методической работы на уровне образовательного учреждения, создание условий для творческой самореализации личности педагога, раскрытие творческого начала воспитателя.

Работа по повышению творческого потенциала педагогов ДОУ №16 проводилась в 3 этапа: подготовительный, практический (работа с педагогическими кадрами), заключительный.

На первом этапе подбирались методики для определения творческого потенциала личности, обрабатывались полученные данные, планировалась дальнейшая работа по развитию творческого потенциала в ДОУ.

Цель 1го этапа: исследование творческого потенциала личности педагога.

Задачи:

1.подбор показателей, критериев диагностики

2.подбор инструментария

3.анализ диагностических данных педагогов

4.определение пути развития творческого потенциала педагогов ДОУ

Систему работы на подготовительном этапе представим в виде таблицы:

содержание

основные формы работы

сроки

ответственные

1. Создание пакета диагностических материалов по определению творческого потенциала педагогов ДОУ

Заседание творческой группы

сентябрь 2006 г.

старший воспитатель

2. Диагностика педагогов ДОУ

Информационно-практическое занятие

октябрь 2006г.

старший воспитатель

3. Анализ (итоги) диагностики творческого потенциала  педагогов ДОУ

Педагогический совет

ноябрь 2006г.

старший воспитатель

педагог-психолог

4.Планирование и разработка мероприятий по развитию творческого потенциала педагогов

Заседание творческой группы

декабрь

2006г.

старший воспитатель

Для определения творческого потенциала педагогов ДОУ мы использовали следующие диагностические психолого-педагогические материалы: анкета «Творческий потенциал» (психология личности Н.В. Киршева); экспресс-опрос: «Отношение педагогов к инновациям»; тест «Под небом голубым» для определения типа воображения воспитателей для продуктивного распределения видов их деятельности; тест: «Круг, треугольники и квадраты», чтобы понять, в какой сфере лежат интересы того или иного сотрудника (чему полезнее его обучать),  тест: «Опишите свой характер» для определения типа мышления воспитателей, что в свою очередь учитывается при организации праздников, интеллектуальных занятий, родительских и спортивных мероприятий; опросник креативности Джонсона.(см.прил.1)

Проведение диагностической работы в области определения творческого потенциала педагогов ДОУ дало следующие результаты:

Творческий потенциал (анкета):

Всего человек

значительный творческий потенциал

средний творческий потенциал

творческий потенциал ниже среднего

16

100%

1

6%

14

88%

1

6%

Одной анкеты «творческий потенциал» конечно мало для определения собственно творческого потенциала, получения обширных разносторонних знаний о личности педагога, поэтому мы использовали совокупность методик.

Отношение педагогов к инновациям(экспресс-опрос):

Всего человек

положительное

отрицательное

боязливое

смотря к какому

16

100%

10

62%

-

0%

3

19%

3

19%

Качества личности педагогов в соответствии с типом воображения

(тест «Под небом голубым»):

Всего человек

восприимчивые, с развитой интуицией, умением прогнозировать

успешные в сфере межличностных отношений, могут подбадривать коллектив, выполняя сложную работу, помогая не терять уверенности и оптимизма

успешные в сфере ораторского искусства, способны сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и помочь своим воспитанникам говорить образно

обладатели мощного творческого потенциала, вдохновители общих дел, режиссёры

16

100%

4

25%

6

37%

3

19%

3

19%

Сфера интересов педагогов ДОУ

 (тест «Круг, треугольники и квадраты»):

Всего человек

следует совершенствовать умение выступать на публике, оттачивать ораторское искусство

готовность педагога обучаться методикам проведения занятий, новаторским разработкам других педагогов и внедрению их в группах

готовность обучаться грамотному установлению отношений с коллегами, родителями, посещать семинары, тренинги, обучающие позитивному общению, внешней и внутренней политике коллектива ДОУ

16

100%

5

31%

7

43%

4

26%

Определение типа мышления педагогов

(тест «Опишите свой характер»)

Всего человек

лингвистическое

логико-математическое

пространственное

музыкальное

кинестетическое

инерперсональное

интраперсональное

16

100%

1

6%

1

6%

2

12%

3

18%

2

12%

4

40%

1

6%

Уровень креативности педагогов

Всего человек

Очень высокий

Высокий

Нормальный, средний

Низкий

Очень низкий

16

100%

1

6%

1

6%

7

43%

4

27%

3

18%

Кроме того, для определения дальнейшего пути развития творческого потенциала , важно учесть и возрастной ценз, а также стаж работы педагогов в ДОУ:

Возраст педагогов

до 25 лет

25-30 лет

30-35 лет

35-40 лет

40-45 лет

45-50 лет

1

6%

4

25%

2

12%

1

6%

5

30%

3

21%

            Стаж работы в ДОУ

 

до 5 лет

5-10 лет

10-20 лет

больше 20 лет

4

25%

2

12%

6

38%

4

25%

Всесторонний анализ данных, составляющих творческий потенциал личности педагога, показал, что в целом творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как средний. Но есть педагоги, чей творческий потенциал находится на уровне ниже среднего 6%, и малая часть, а именно 6% от всего педагогического коллектива, чей творческий потенциал можно определить как значительный. Результаты диагностики были обобщены и представлены на педагогическом совете. Нами было отмечено, что педагоги ДОУ нуждаются в помощи по раскрытию и развитию их творческого потенциала.

Успех в профессиональной деятельности воспитателя  возможен только при условии осознания своих достижений и затруднений, при условии критического осмысления своей деятельности. И здесь немаловажное значение имеет задача развития креативного потенциала воспитателей.

Развивающий эффект методической работы зависит от субъектной позиции воспитателей и их включённости в деятельность и общение. Важно, чтобы воспитатель был субъектом процесса собственного учения, а методическая работа должна стать толчком, стимулятором саморазвития. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Адольф Дистервег).

Решение задач творческого развития воспитателей, изменение педагогического мышления возможно с помощью различных форм повышения квалификации и профессионального мастерства. Исследования проблемы подготовки педагогов к работе по развитию творческого потенциала представлены в работах О.В. Агапова, А.Ю. Козырева, Л.М. Пшеничная, Л.Р. Симсон. Н.М. Буржукова, С.Ю. Гуревич, В.М. Данильченко, М.В. Корепанова, П.Ф. Кравчук, Л.Н. Прохорова . Неоценимый вклад в решение проблем творческой деятельности педагога внесли В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, М.М. Поташник и др.

Принимая ценный опыт предлагаемых учёными рекомендаций, мы адаптировали часть из них к работе с воспитателями дошкольного учреждения.

Основными вехами в работе по повышению творческого потенциала воспитателей ДОУ стали: ознакомление с основными концепциями развития творческого потенциала личности, с психолого-педагогическими основами организации пространственно-предметного компонента творческой образовательной среды, принципами и методами раскрытия творческого потенциала, развитие рефлексивной способности, т.е. способности осознавать внутренние причины и мотивацию своих собственных поступков как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе.

Определив особенности личности каждого педагога, учитывая их самооценку, сферу интересов, тип мышления, воображения, уровень креативности, возраст, стаж работы, мы преступили к планированию и разработке мероприятий по развитию творческого потенциала и далее ко 2му этапу: практическому (работе с педкадрами).

Цель 2го этапа: проведение мероприятий, организованных форм работы с педагогами ДОУ по повышению творческого потенциала педколлектива.

Задачи:

  1. Выявление и помощь в реализации творческих способностей   педагогов ДОУ
  2. Формирование у воспитателей уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально
  3. Создание мотивации к активной творческой деятельности педагогов ДОУ
  4. Поддержание благоприятного климата  в педколлективе
  5. Повышение профессионального потенциала  педагога

Систему работы на практическом  этапе представим в виде таблицы:

содержание

основные формы работы

сроки

ответственные

1. Выявление и помощь в реализации творческих способностей педагогов

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Творческие способности»(см.прил.2)

январь-февраль 2007г.

старший воспитатель, члены творческой группы

2. Формирование активной позиции воспитателей, уверенности в себе

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Повышаем самооценку»(см.прил.3)

март-

апрель

 2007г.

старший воспитатель

3. Поддержание благоприятного климата в коллективе, мотивация педагогов на творческую самореализацию

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Психическое здоровье воспитателя-залог успешности творческой педагогической деятельности»(см.прил.4)

форма проведения:

 психотренинг

май

2007г.

педагог-психолог

старший воспитатель

4. Установление активного взаимодействия педагогов, взаимообогащающее общение с коллегами

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Творчество-удел избранных или необходимость существования»(см.прил.5)

форма проведения:

деловая игра

сентябрь

2007г.

педагог-психолог

старший воспитатель,члены творческой группы

5.Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога

Консультация «От жизненных стереотипов к творческой личности»(см.прил.6)

октябрь

2007

педагог-психолог

старший воспитатель

6. Освещение актуальных вопросов теории и практики развития креативного потенциала, форм, методов и приёмов организации жизнедеятельности

Семинар:

«Психологические основы организации творческой образовательной среды»

занятие 1. Представление о понятии «среда». структурно-содержательная характеристика образовательной среды.

занятие 2. Типология образовательной среды. Принципы и методы организации творческой образовательной среды

занятие 3. Личность педагога в творческой образовательной среде(см.прил.7)

ноябрь-декабрь

2007г.

старший воспитатель,

педагог-психолог

7. Оценка деятельности педагогов ДОУ

Разработка и ведение карты творческой самореализации педагога дошкольного образовательного учреждения(см.прил.8)

январь 2008г.

педагог-психолог

старший воспитатель,члены творческой группы

8. Поддержание «эмоционального» здоровья педагогов

Консультация: «Творчество как выход из эмоционального сгорания, или Способы его предотвращения»(см.прил.9)

февраль

2008г.

педагог-психолог

9.Поддержание «эмоционального» здоровья педагогов, мотивация педагогов на творческую самореализацию

Организация Клуба любителей  Восточого танца «Восток-дело тонкое!»

февраль и по настоящее время

2008г.

педагог-психолог

члены творческойгруппы

10. Становление активного взаимодействия педагогов, взаимообогащающее общение с коллегами, сотворчество

Подготовка и проведение творческих мастер-классов для воспитателей:

 «Тили-тили-тесто»;

«Светлая Пасха»;

«Волшебная бумага»

март

2008г

апрель

2008г.

май

2008г.

старший воспитатель, члены творческой группы

11.Формирование активной позиции воспитателей, уверенности в себе, положительного педагогического опыта

Участие в городском конкурсе: «Воспитатель года-2008!!!»

февраль-

апрель 2008г.

старший воспитатель, члены творческой группы

12.Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога

Подготовка и презентация выставки: «Светлая Пасха»

апрель 2008г.

члены творческой группы

13.Фрмирование чувства сплочённости в педагогическом коллективе; оценка деятельности педагогов ДОУ

Участие в городском конкурсе: «Детский сад года - 2008!!!»

апрель-июнь 2008

старший воспитатель

14.Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога

1.Подготовка и презентация выставки: «Осенние мотивы» (Творим из того, что подарила нам Осень)

сентябрь-октябрь

2008г

старший воспитатель

воспитатели

Подготовка и организация открытых мероприятий: «Мой «КОНЁК!»»

2. Осенние посиделки: «Весела была беседа!!!» 3. В гости к Дедушке Морозу «Колокольчики

(см.прил.10)

ноябрь

2008г

старший воспитатель воспитатель

декабрь

2008г

старший воспитатель воспитатель

4.  Конкурс: «использование ИКТ в воспитании и обучении дошкольников»

январь-февраль

2009г.

старший воспитатель

5.Подготовка и презентация выставки: «Хотим под мирным небом жить»

февраль

2009г.

старший воспитатель

6. Подготовка и организация общесадового праздника: «Широкая Масленица»(см.прил.10)

февраль-март 2009г.

старший воспитатель

Практика работы с педагогами показывает, что преодоление стереотипности поведения является трудной задачей, которую нельзя решить традиционными (лекционными) методами. В педагогике давно уже получили признание рекомендации использовать тренинговые методы, позволяющие педагогу осознать и изменить собственные стереотипы поведения.

Поэтому одним из направлений работы по развитию творческого потенциала  воспитателей стало использование психотренинговых форм подготовки, ориентированных на развитие «субъект-субъектных» способов общения и поведения. Наиболее эффективными методами и формами работы являются также такие активные формы организации методического процесса как , деловые игры, конкурсы, мастер-классы, выставки и т.п.

На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация, которая и обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определённом виде деятельности, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности, формы проявления и меру его творческой активности.

Ведущим мотивом, по мнению психологов, является интерес к творческой деятельности, далее следуют мотивы материальной заинтересованности и альтруистические мотивы - выполнение социального долга, а также стремление к положительной оценке со стороны администрации, коллег по работе.

При планировании методической работы по развитию творческого потенциала учитывалось следующее:

  • качественный состав педагогического коллектива
  • результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов
  • уровень творческого потенциала личности воспитателей
  • личные интересы педагогов.

Работа по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ основывалась на проведении комплекса мероприятий творческого характера. Причём это были мероприятия, где педагог был не пассивным созерцателем, а активным участником.

Педагогам ДОУ была предоставлена возможность выбора интересующих их тем, вопросов, форм работы, степень участия в том или ином мероприятии. Глубокие знания индивидуальных особенностей воспитателей, уровня его профессиональной компетентности помогли определить пути и средства оказания ему необходимой помощи, привлечь его к оказанию помощи другим. Учёт индивидуальных особенностей каждого из них предопределял эффективность работы. Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности — важное условие эффективности методической работы в вопросе развития творческого потенциала воспитателей.

Пассивность или активность воспитателей в педагогической деятельности, формы проявления и меру творческой активности определяет его психологическое здоровье. Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Большинство авторов (В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Н.П. Фетискин и др.) под «выгоранием» понимают состояние физического, эмоционального и умственного истощения, характерное для профессионалов, работающих с людьми.[2, С.80]. Поэтому и этому вопросу мы уделили достаточное внимание! Проблеме «выгорания» было посвящено информационно-практическое занятие, где педагоги актуализировали свои знания по данной проблеме, узнали новое, получили навыки преодоления кризисных ситуаций педагогической напряжённости.(прил.4), а также консультация, о том, что творчество может быть выходом из эмоционального сгорания или способом его предотвращения.(прил.9).

По мере организации и участия в определённых мероприятиях, педагоги самостоятельно оценивали свои результаты и фиксировали их в разработанной нами «Карте  творческой самореализации педагога» (см. приложение 8). В ней фиксируются участие педагогов в различных формах методической работы: проведение открытых просмотров на уровне детского сада, города, области; участие в конкурсах профессионального мастерства; проведение консультаций, семинаров, выступлений на педсоветах и т.п.; тема по самообразованию и форма её завершения. Карта может также отражать и поощрения, награды за труд.

Нами также отслеживались изменения, происходящие в коллективе. Мы наблюдали и проводили диагностику психологического климата, удовлетворённости трудом в коллективе педагогами ДОУ, иновационного потенциала, уровня креативности, мотивации достижений педагогов за 2006, 2007, 2008 год и сравнивали их с показателями предыдущего года.

После проведения ряда мероприятий по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, мы подошли к заключительному этапу, итоговому.

Цель заключительного этапа: подведение итогов работы ДОУ по развитию творческого потенциала педагогов

Задачи:

1.определение степени эффективности применяемых приёмов и способов организации педагогической деятельности по повышению творческого потенциала педагогов

          2.определение достижений педагогов ДОУ  за  2007-2008 год

          3.определение перспективы работы ДОУ по данному направлению

По результатам 1го и 2го этапа работы  ДОУ по развитию творческого потенциала педагогов мы провели диагностику, представим её в виде таблицы:

Результаты диагностических исследований педколлектива (в %)

Показатели

Годы

Низкий

Средний

Высокий

Выводы

Психологический климат – Рогов Е.

2006

-

62

38

Психологический климат благоприятный

2007

-

38

62

2008

-

20

80

Удовлетворённость трудом в коллективе

2006

8

42

50

В целом удовлетворённость трудом повысилась

2007

8

25

67

2008

7

21

72

Творческий потенциал педагогов

2006

3

69

28

Возрос творческий потенциал педагогов, независимость мышления

2007

-

61

39

2008

-

50

50

Инновационный потенциал

2006

16

56

28

Инновационный потенциал увеличился за счёт положительного отношения к новому

2007

14

50

36

2008

7

50

43

Уровень креативности

2006

5

21

74

Повысился уровень креативности за счёт повышения нестандартности мышления, чувствительности к проблеме

2007

-

15

85

2008

-

21

79

Мотивация достижений

2006

22

50

28

Увеличилась мотивация достижений за счёт убеждённости, что это повысит эффективность работы, за счёт интереса к новому

2007

-

69

31

2008

-

62

38

Кроме того, мы отметили, что за 2007, 2008 гг. увеличилось число педагогов, которые повысили свою квалификацию до высшей категории. (см.прил.11).

Хотелось бы отметить, что 50 % воспитателей из числа повысивших категорийность, имеют большой стаж работы, но не решались обобщить свой опыт и выйти с ним на защиту. Проделанная работа по повышению творческого потенциала воспитателей ДОУ позволила многим педагогам поверить в свои силы, послужила своебразным мостиком между практическим опытом педагога и способностью этот опыт представить на необходимом уровне.

За 2007,2008 гг. педагогический коллектив ДОУ активизировался в целом. Увеличился процент участия педагогов в общесадовых и городских мероприятиях (см. прил.11)

Главными нашими достижениями стали:

  1. II призовое место в городском конкурсе «Воспитатель года -2008»
  2. I место в городском конкурсе «Детский сад года — 2008»
  3. Участие в городских мастер-классах по творческой и  игровой деятельности («Тестопластика», «Бумагопластика и бумагокручение», «Игровая деятельность в вальдорфском детском саду»)
  4. Участие в городском семинаре для администрации детских садов города «Работа с одарёнными детьми в ДОУ»
  5. Участие в Областном конкурсе «Информационные технологии в образовании»
  6. Последнее, но не по значению, повысился уровень развития воспитанников нашего детского сада, о чём свидетельствуют следующие данные

Результаты диагностических исследований развития воспитанников ДОУ №16 «Аннушка» 2006-2008 годы (%)

Показатели и методики

Годы

низкий

средний

высокий

Выводы

Уровень развития познавательной активности и любознательности - «Дерево желаний»

В.С. Юркевич

2006

10

45

45

Познавательная активность детей возросла

2007

10

38

52

2008

8

45

57

Уровень развития творческого мышления по  методикам П. Торренса

2006

12

38

50

Уровень развития творческого мышления детей повысился

2007

9

29

62

2008

6

24

70

Уровень развития вербального творческого воображения по методике Гилфорда

2006

24

29

47

Улучшилось вербальное творческое воображение, повысился высокий уровень развития

2007

-

53

47

2008

-

50

50

Уровень развития твочрсекой надситуативности — методика В.Т. Кудрявцева

2006

54

23

23

Возрос уровень творческой надситуативности детей

2007

36

35

29

2008

30

33

37

Все полученные данные были обобщены нами на педагогическом совете, где было принято решение, что проделанная работа по повышению творческого потенциала педагогов ДОУ дала положительные результаты. Ещё раз отметили все успехи коллектива ДОУ и каждого педагога отдельно. Но, конечно, оговаривались и трудности, с которыми пришлось столкунуться: высокий уровень эмоционального выгорания некоторых педагогов; неуверенность в себе, своих силах; специфика работы в женском коллективе; недостаточное финансирование некоторых сторон образовательного процесса.

Заключение

Успешность в жизни, профессиональной деятельности зависит от степени развитости такой интегральной характеристики личности как креативность, понимаемая нами как способность к преобразовательной активности, способность порождать новые идеи, созидать, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает креативным потенциалом, который раскрывается в процессе социализации и воспитания. Рассматривая потенциал (в философии — от лат. «сила») как источник, возможность, средство, запас, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи, важно представлять условия, способствующие становлению и развитию креативного потенциала.

Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Креативность самого педагога помогает адекватено воспринять ребёнка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника.

Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения. Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют  потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов  и приёмов без учёта индивидуальных способностей ребёнка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.

Предложенный нами опыт работы позволит совместить в единое целое процесс решения двух задач:повышение теоретических знаний педагога , одновременно, развитие личностных характеристик в сторону большей креативности, творчества. В этой связи содержание и порядок конкретных мероприятий определяется в процессе непосредственной работы с учётом особенностей педколлектива.

Проделанная нами работа позволяет нам сделать следующие выводы: развитие творческого потенциала возможно при соблюдении ряда условий:

  •  создание внутри педпроцесса условий для превращения педагогов в субъектов самообразовательной деятельности
  • обновление и совершенствование знаний в области педагогики и психологии творчества
  • опора на новейшие достижения науки и практики в вопросах психологии и педагогики творчества и креативности
  • знание особенностей личности педагогов ДОУ
  • постоянное мотивирование к творческой деятельности педагогов ДОУ
  • использование активных форм работы с коллективом: деловые игры, мастер-классы, диалоги, психотренинги и др.
  • оптимизация психологического климата в ДОУ
  • постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива

Результаты проделанной работы очень высоки: увеличился процент педагогов со значительным творческим потенциалом. Многие уже «закрытые» для творчества педагоги получили новую «струю», заряд энергии, возможность почувствовать себя вновь успешными перспективными в профессиональном плане личностями.

Но на этом наша работа по развитию творческого потенциала не заканчивается. Можно сказать, она только набирает обороты.

Мы хотим суметь раскрыть каждого педагога с другой стороны прежде всего для них самих. Помочь найти направление педагогической деятельности, которое будет приносить им радость творчества.

Ролло Мэй в книге «Мужество творить: очерк психологии творчества»[9,С.69] пишет о том, что «творчество имеет место там, где происходит встреча, которую следует рассматривать как центр и источник творческого акта».

От организаторов системы методической работы зависит, сумеют ли они организовать встречу, встречу с проблемой, противоречием, встречу с креативными людьми, встречу с успехом в профессиональной деятельности, приносящую радость открытий и педагогических свершений.

Список литературы:

  1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. - М.: СИНЕГ, 1998
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004
  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989
  4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2004
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995
  6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986
  7. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ// Управление ДОУ. -2004 .- №4
  8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70
  9. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. -М.: институт общегуманитарных исследований, 2001
  10. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: 5 за знания, 2007
  11. Страунинг А.М. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное. - 1997.-№3.-с.46
  12.  Халперн Д. Психология критического мышления. - Спб.: Питер,2000
  13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998
  14. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творчексой образовательной среде./ Под ред. В.И. Иванова. - М.: Молодая гвардия, 1997

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ. Денисова О.Н. (старший воспитатель, педагог-психолог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...