Педсовет по использованию деятельностных технологий
материал ( группа) на тему
Педсовет проведен по итогам работы творческих групп врамках введения в деятельность технолгий, обеспечиающих работу с детскми интересами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_ispolzovaniyu_deyatelnostnyh_tehnologiy_dokument_microsoft_office_word.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных педагогических технологий, обеспечивающих поддержку детской инициативности и самостоятельности».
Цель: выявление эффективных педагогических практик педагогов ДОУ, для систематизации и представления их коллегам как опыта работы в рамках введения ФГОС ДО.
Задачи:
- Актуализировать для педагогов вопрос о позиции воспитателя (специалиста) в работе с воспитанниками как одного из условий становления детской инициативности и самостоятельности.
- Заслушать и обсудить педагогические практики педагогов ДОУ в контексте требований ФГОС ДО:
- « Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
- Проектная деятельность в ДОУ
- Исследовательское обучение
- Определить наиболее эффективный в рамках Стандарта опыт работы для его дальнейшей систематизации и представления педагогическому сообществу
1слайд Почему эта тема стала для нас с вами актуальной?
Во ФГОСе красной нитью проходит и как результат, и как принцип работы – инициативность, самостоятельность, т.е. выпускник с такими качествами, человек, который необходим в современных условиях.
Анализируя ситуация у себя, мы видим, что нашим педагогам не хватает профессиональной компетентности для того, чтобы работать с детскими интересами, интересами семьи, создавать условия для возникновения и становления инициативности, как качества человека.
На наш взгляд такая компетентность педагога в первую очередь, заключается в
- умении видеть детские интересы,
- поддерживать детскую инициативу,
- создавать условия для самостоятельности.
Уже разработав этот семинар для своих педагогов, мы с Е.В. поработали на краевом семинаре по вопросам введения ПС педагога.
Н.Ф.Логинова, которая работала с нами и которая курирует эту работу в ИПК РО, сделала очень важную фиксацию: большинство педагогов, включившись в освоение и реализацию образовательных стандартов и даже, изучив содержание документов, и пытаясь встроить принципы стандартов в свою практику, не получают необходимого результата, потому что не поменяли свою позицию и во взаимодействии с детьми, и в подходах к организации образов. Процесса.
Именно поэтому мы посчитали очень важным эту тему отработать с нашими педагогами.
Чтобы начать выяснять, какие позиции сегодня должен занимать педагог, работая с детьми, давайте определимся: что же такое инициатива, инициативность, самостоятельность… кто хочет высказать свое понимание???
Работая с литературой и обсуждая с педагогами свое понимание, мы выделили для себя такие определения….
Инициативность - способность преодолевать
наличную ситуацию в соответствии
с собственным замыслом
что же необходимо, чтобы инициатива появлялась, разворачивалась и реализовываласьи какими качествами должен обладать ребенок, педагог, человек???
Если обобщить, что сейчас сказано, можно выделить следующие характеристики: читаю со слада…
На наш взгляд, именно содержательность детских интересов и работа с ними является для педагога ключевым для собственных изменений, для пересмотра своей позиции в образовательном процессе, для понимания, как себя надо позиционировать для решения разнообразных задач.
Обратившись к общепринятому пониманию вопроса «позиция педагога» в работе с детьми, мы для себя зафиксировали, что …(читаю со слайда)
Рассмотрев общепринятую точку зрения и соотнеся ее со своей деятельностью, мы выделили следующие характеристики, которые условно назвали «формализованные или обобщенные позиции в деятельности педагога: кто попробует их сформулировать конкретнее??7
Потом читаю
Первая позиция - дистанционная, то есть определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», - это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую дистанцию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов, чаяний учащихся как своих собственных.
Вторая позиция - «уровневая» - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, то есть это расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: «под», «над», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ученика, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой учитель превращается в обслуживающий персонал, потакающий любому капризу ребёнка. Положение «наравне» - это признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и опыта взрослого.
Третья позиция - кинетическая («кинетика» - движение), характеристика предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе». Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих учеников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь не может быть. В главном - педагог «впереди», в мелочах - «сзади», в целом - «вместе» с детьми идет по жизни учитель, преодолевая с ними все её препятствия.
Мы предположили, что ….читаю со слайда.
Разрабатывая и конкретизируя вопрос «позиции педагога» в привязке к детской инициативе, мы для себя определили, что в разных видах образовательной деятельности степень детской инициативы (и инициативы любого субъекта образовательного процесса) будет разной.
Как вы думаете, где будет больше детской инициативы???
Конечно же в самостоятельной детской деятельности. Когда мы специально планируем в распорядке дня время для самостоятельной детской деятельности и создаем условия для ее возникновения и осуществления детьми, в большинстве случаев это самодеятельная детская игра: отобразительная, ролевая, сюжетно-ролевая - то есть специфичная для возраста.
Давайте посмотрим сюжеты фильма, который очень хорошо назван
«Возвращение игры» (фильм снят по инициативе Л.В.Свирской, которая давно и плодотворно работает с вопросами детской инициативности и самостоятельно)
Какие позиции педагога вы увидели в сюжетах????
Верно: (конечно) активный (заинтересованный) наблюдатель, помощник, партнер.
Эти позиции педагога в определенных ситуациях становятся одним из условий поддержки детской инициативности и развития детской игры.
А что же происходит в совместной деятельности взрослого и детей??
На наш взгляд именно здесь у ребенка формируются способы инициативного поведения. И если педагог на будет замечать детские интересы и работать с ними, занимая определенные позиции, в игре (любой самостоятельной детской деятельности) инициатива не случиться.
Для нас стало очень важно, учитывая общепринятое понимание (толкование) позиции педагога, о чем мы говорили выше, определить и конкретизировать ролевые позиции педагога, которые точно работают на детские интересы, детскую инициативность и самостоятельность.
Например, Лев Борисович Ительсон дал такую характеристику типичных ролевых позиций педагога:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если он использует осторожное уговаривание;
- просителя, если упрашивает быть таким «как надо», опускается до лести;
- вдохновителя, если стремится увлечь, зажечь интересными целями, идеями.
Какие можем назвать мы???....
Наше определение и понимание ролевых позиций педагога основано на содержании деятельности педагога в рамках социо-игровой педагогики.
Вместе с нашими педагогами мы сегодня фиксируем для себя и опробуем в практике следующие ролевые позиции ( их больше в СИПе, но для важно удерживать рамки инициативности и самостоятельности.
Мы попытались определить, где, как и через что могут проявляться эти ролевые позиции, в каких ситуациях они будут условием возникновения детской инициативы, детского инициативного поведения.
Проговариваю слайд…
Третий вид образовательной деятельности, которому во ФГОСе определена важная роль в ОП и развитии ребенка.
Мы считаем, что взаимодействие с семьей не будет эффективным (в контексте развития ребенка) , если мы не будет придерживаться следующего алгоритма: читаю со слайда.
И на каждом этапе взаимодействия педагог должен грамотно занимать определенную позицию: со слайда.
Ведь посмотрите:
- Если я эрудированный рассказчик, то будет достоверная информация, а не слухи ли даже сплетни,
- Если я компетентный специалист, то будет научение родителя в рамках его родительских воспитательных дефицитов, а не поучение по любому нужному и ненужному поводу,
- Если я заинтересованный партнер, то будут совместные интересные дела и родительская инициатива, а не принуждение и диктат (в первую очередь в бытовых вопросах)
- Если я равноправный участник, то будет совместная деятельность в интересах конкретного ребенка, а не перекладывание ответственности за результат.
В разном содержании взаимодействия определенная позиция поможет педагогу увидеть и поддержать и родительскую инициативу, которая будет работать на ребенка, его развитие.
Проект решения:
- Педагогам осуществить открытые показы педагогической практики в учреждении
Срок:
До конца учебного года
- Старшему воспитателю организовать и сопровождать представление опыта работы педагогов по использованию игровых и исследовательских технологий в рамках ГМО ДР.
Срок:
Февраль-март 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»
Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...
Тезисы к презентации на педсовете " Использование деятельностного метода в образовательной деятельности и с детьми с ОВЗ"
Принцип деятельности....
«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.
Использование новых деятельностных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников. В современной дошкольном учреждении, наиболее распространенными остаются к...
«Использование деятельностных технологий в организации работы с родителями» Консультация для педагогов.
Становление родительства – кропотливый и нелёгкий процесс. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы....
Проект физкультурно-спортивной направленности с использованием деятельностных технологий в рамках преемственности дошкольного и начального образования. «БУДЕМ ВМЕСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ, И ИГРАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ»
ЦЕЛЬ: формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизниЗадачи:1.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.2.Воспитывать у дошкольников ценностей здоров...