Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников – как одна из основных компетенций современного педагога
статья ( группа) на тему
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Открытость детского сада – это, прежде всего, вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой посильный вклад в образовательную работу.
Педагоги детского сада № 10 «Зоренька» во взаимодействии с родителями используют эффективные формы работы, основанные на принципах открытости, доверия и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytost_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Черенкова Ольга Александровна
Социальный педагог МДОУ
«Детский сад № 10 «Зоренька»
Открытость образовательного процесса на основе сотрудничества
с семьями воспитанников – как одна из основных компетенций
современного педагога
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Открытость детского сада – это, прежде всего, вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой посильный вклад в образовательную работу.
Педагоги детского сада № 10 «Зоренька» во взаимодействии с родителями используют эффективные формы работы, основанные на принципах открытости, доверия и сотрудничества.
Наглядно-информационные формы взаимодействия: выставки детских работ, фотоотчеты, представленные в виде стенгазеты или слайд-шоу, видеофильмы. Используя их, педагоги решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием, методами образовательного процесса. Данные формы взаимодействия позволяют родителям объективно увидеть деятельность педагога, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания Примеры: стенгазета «Быть здоровыми хотим», «Нескучная прогулка», «В мире профессий», «Мы космонавты», видеофильмы «Один день в детском саду», «Вместе весело играть», «Музыкальная мозаика» и др.
Кроме того, у нескольких возрастных групп нашего детского сада есть закрытые странички в социальной сети «В контакте» в сети Интернет, где родители и педагоги могут неформально общаться, обмениваться новостями, фотографиями, предлагать и обсуждать совместные идеи, акции, проекты.
Дни открытых дверей являются традицией детского сада «Зоренька» и проводятся регулярно, 2 – 3 раза в год. В организации и проведении дней открытых дверей участвуют педагоги всех возрастных групп, администрация и узкие специалисты детского сада. В эти дни родители, а также другие близкие ребёнку люди имеют возможность совершить прогулку по всем помещениям и территории детского сада, увидеть, как организован образовательный процесс в каждой из возрастных групп (занятия, совместная деятельность педагога и детей, развлечения, режимные моменты, прогулка, коррекционно-развивающие занятия узких специалистов). Кроме того, родители могут сами включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Несмотря на то, все события происходят в рабочее время, родители достаточно активно участвуют в них, приходят семьями, делают фото, видеосъёмку мероприятий.
Гость группы. Родители наших воспитанников не только наши главные партнёры, но еще и люди разных профессий, люди, обладающие различными талантами, занимающиеся интересными увлечениями. Всё больше наших родителей активно сотрудничают с педагогами, непосредственно участвуя в образовательном процессе. Например, папа нашего воспитанника, работающий в пожарной части, рассказал детям средних групп о труде пожарного, а потом пригласил ребят на экскурсию в пожарную часть. Дети были в восторге. Мама другого воспитанника – медсестра, объяснила малышам, почему обязательно нужно мыть руки, приняла участие в сюжетно-ролевой игре «Больница». Помимо этого наши активные, творческие родители помогают в создании, улучшении развивающей предметно-пространственной среды: шьют одежду для кукол, делают дидактические игрушки, нетрадиционное здоровье сберегающее оборудование своими руками, украшают группы к праздникам, торжественным событиям. Причем, инициативу все чаще проявляют сами родители.
День самоуправления – еще одна хорошая традиция нашего детского сада. Такая форма взаимодействия позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, укрепить сотрудничество детского сада и семьи. Родители активно включились в образовательный процесс и приобщились к профессии воспитателя.
Воспитатели групп провели активную предварительную работу с родителями по привлечению их к данному мероприятию. Организовали встречу с будущими участниками, познакомили их с подробным режимом дня детей в детском саду, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровью детей, инструкцией по охране труда. Воспитатели обговорили с каждым из родителей их непосредственное участие в Дне самоуправления.
С утра родители-воспитатели активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили утреннюю гимнастику, режимные моменты. Творчески подошли к организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, прогулки. Чтобы смогли поучаствовать все желающие, занятия и прогулку проводили по 2 – 3 мамы или папы. Дети, чьи родители в этот день стали воспитателями, были очень этому рады и горды. Опрос участников Дня самоуправления показал, что родители:
- увидели своих детей с другой стороны, в детском коллективе;
- получили массу удовольствия от общения с большим количеством детей;
- у всех родителей остались хорошие впечатления, большинство выразило желание еще поучаствовать.
Педагоги, в свою очередь, тоже сделали выводы после данного мероприятия и они таковы:
1. родители оценили трудности педагогической деятельности, сформировалось понимание значимости профессии и уважение к труду воспитателя;
2. родители стали активными участниками образовательного процесса;
3. укрепились партнёрские отношения между ДОУ и семьями воспитанников;
4. повысился уровень педагогической компетентности родителей.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все участники образовательного процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое: они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек дедушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»
«Wab –портфолио педагога, как инструмент психолого-педагогического просвещения родителей и обеспечение открытости образовательного процесса»...
Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.
Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...
«Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из средств формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 4 – 5 лет»
Презентация деятельности родительского клуба "Здоровячок", организация, содержание, анализ...
Обмен опытом «Партнерское взаимодействие с семьями воспитанников, как одна из составляющих введения ФГОС ДО».
Взаимодействие с семьями воспитанников...
опыт работы с родителями«Выстраивание целостного воспитательно - образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества с семьей»
Краткосрочный проект "Кто я?" Создание семейных альбомов о ребенке и его окружении. Развитие творческих способностей родителей и детей в процессе совместной деятельности....
Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодейств...