Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
консультация по психологии
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций;
- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода их конфликтных ситуаций;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_mezhdu_pedagogami_i_semyami.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»
Ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; Е-mail: buratinosad3@mail.ru
Консультация для педагогов ДОУ
по теме:
«Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада».
Подготовила:
Педагог-психолог Орлова С.А.
г. Чебаркуль, 2023
Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций;
- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода их конфликтных ситуаций;
- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Как предотвратить эти противоборства мы сегодня с вами и разберём.
Следует заметить, что конфликт берет свое начало в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - процесс возникновения разногласий, первое столкновение желаний, мнений, интересов; возникает при дискуссии, споре, то есть участники заинтересованы в решении вопроса в свою пользу при несогласии другой стороны. Согласно общим правилам, чтобы конфликтная ситуация не переросла в полноценный конфликт, сторонам нужно придерживаться следующих позиций:
- ограничение предмета спора (Коллеги, как вы понимаете эту позицию?);
- учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе;
- учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны.
Участниками конфликта в ДОУ могут быть: администрация, педагоги (воспитатели, педагоги дополнительного образования) и родители (законные представители).
Со стороны родителей (законных представителей) к педагогу:
- завышенные требования педагога к ребенку,
- неадекватная оценка способностей дошкольника, недостаточное внимание к воспитаннику со стороны педагогов ДОУ;
- отсутствие «идеальных» (по мнению семьи воспитанника) условий пребывания и развития дошкольника (мало, много гуляют, не проветривают, неверно одевают и др.);
- некомпетентность педагога, неумение найти нужный подход к ребенку, выявить психологические особенности воспитанника, его интересы и потребности;
- применение в некоторых ситуациях непедагогических методов воспитания (моральные наказания, оскорбления); полное ограничение свободы ребенка-дошкольника (возникает из-за построения дня по особому режиму).
Со стороны педагогов к родителям (законным представителям):
- неуважительное отношение к педагогам, выяснение отношений при дошкольнике;
- безответственность при выполнении таких обязательств как оплата квитанций;
- семья не готовит ребенка к ДОУ (так дошкольники приходят без элементарных навыков самообслуживания, непривыкшие к режиму дня).
Эти списки можно продолжать. Таким образом, можем сказать, что и родители, и педагоги предъявляют огромное количество требований друг к другу. Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного или обвиняемого, ведь конечная цель и у педагогов ДОУ, и у семьи воспитанников одна — здоровье и гармоничное развитие личности ребенка.
Со стороны родителей установить бесконфликтный контакт с педагогом поможет принцип максимальной информативности. Педагог должен знать о воспитаннике как можно больше, это поможет найти нужный подход к дошкольнику, понять его психологические и физические особенности. Педагогу важно знать увлечения ребенка, его интересы и предпочтения (сон, питание, игры и др.). Родитель также обязательно должен указать на то, что требует особого внимания педагога (например, проблемы со здоровьем).
Второй принцип открытости гласит о том, что родитель без стеснения может рассказать о том, чему ребенок еще не научен (например, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки), об особенностях развития и характера (ребенок очень агрессивен или слишком замкнут, стеснителен). Немаловажными станут знания педагога о методах воспитания, которые приняты в семье, о так называемом стиле воспитания (например, авторитарном, демократичном). Так, чем больше педагог знает о ребенке, тем с большим пониманием он к нему относится, тем продуктивнее их взаимодействие, эффективнее сам воспитательно-образовательный процесс.
Педагог, в свою очередь, может влиять на построение отношений с родителями в ключе «сотрудничество», этому способствует соблюдение следующих принципов:
- доброжелательный стиль общения;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество вместо наставничества;
- ответственность (заключается в тщательной и серьезной подготовке к мероприятию по работе с семьями воспитанников - от буклета, до праздника; главное в этой работе - качественный подход, а не количественный);
- динамичность (современная ДОУ должна вести политику постоянного и успешного развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социума, и родителей, как его составляющей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
Следует отметить, что специалисты выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Конструктивная, характеризуется неудовлетворенностью собой, оппонентом, беседой или совместной деятельностью. Деструктивная фаза берет начало тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, результатами совместной деятельности, способами решения проблемы превышает некий критический порог и совместная деятельность, общение становятся полностью неконтролируемыми.
Для наиболее благоприятного исхода конфликт должен быть решен во время первой его фазы - конструктивной.
Рассмотрим самые распространенные способы решения конфликтов, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов ДОУ и семьи дошкольника:
- Уход от конфликта «Этот способ чаще используется на стадии конфликтной ситуации, чтобы не довести разговор до стадии конфликта, либо во время начальной фазы зарождения конфликта.
- Сглаживание конфликта «Данный способ представляет собой согласие с претензиями, примирение только на данный момент»
- Компромисс «Принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций, этот способ исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта.
- Конфронтация «Подразумевает жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой.
- Принуждение. В основе данного способа лежит тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает лишь одну из сторон. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, в то же время является самым неблагоприятным исходом для сохранения доброжелательных отношений и продуктивного взаимодействия.
- Признание собственной неправоты. Если причина конфликта - неправильное поведение или ошибочное утверждение одной из сторон, вызвавшее несогласие другой стороны, то решить конфликт можно признанием своей ошибки»
(вопросы для воспитателя) Рассмотренные исходы по-разному влияют на устойчивость отношений сторон, на настроение партнеров по общению. Так, наиболее эффективной считается политика предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.
В заключении отметим, что специалисты говорят о том, что ответственность за предупреждение конфликтов и их прямое решение полностью принадлежит педагогу.
Поэтому важно:
Воспитателям:
1) информируйте родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) покажите родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают (известна практика в дополнение к родительскому договору создается специальная памятка с положениями: «в ДОУ не принято выяснять отношения между педагогами и родителем в присутствии детей», «в ДОУ не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта»).
3) научитесь грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо о проблемах в поведении ребенка, всегда начинайте с положительного отзыва и только, потом формулируйте проблему.
4) используйте различные формы и методы в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Деловая игра «Конфликтная ситуация»
Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателям о необходимости соблюдения режима для детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительном собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую зарядку детей с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщение», выразив свои чувства. Например, «Мне жалко, что Тани не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
К счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...
"Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ...
Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...
Семинар-практикум "Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"
quot;Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"...
Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...
" Социальные сети как форма взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
Опыт работы ДОУ по взаимодействию с родительской общественностью...