Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"
консультация по психологии

Орлова Светлана Александровна

Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению  и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Задачи:

- Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций; 

- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода их конфликтных ситуаций;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_mezhdu_pedagogami_i_semyami.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

Ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; Е-mail: buratinosad3@mail.ru

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

по теме:

«Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Педагог-психолог Орлова С.А.

 

 

 

 

 

 

г. Чебаркуль, 2023

Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению  и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.

Задачи:

- Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтных ситуаций; 

- познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода их конфликтных ситуаций;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

 

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

 

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Как предотвратить эти противоборства мы сегодня с вами и разберём.

Следует заметить, что конфликт берет свое начало в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - процесс возникновения разногласий, первое столкновение желаний, мнений, интересов; возникает при дискуссии, споре, то есть участники заинтересованы в решении вопроса в свою пользу при несогласии другой стороны.       Согласно общим правилам, чтобы конфликтная ситуация не переросла в полноценный конфликт, сторонам нужно придерживаться следующих позиций:  

-      ограничение предмета спора (Коллеги, как вы понимаете эту позицию?);

-      учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе;

- учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности  противоположной стороны.

           

Участниками конфликта в ДОУ могут быть: администрация, педагоги (воспитатели, педагоги дополнительного образования) и родители (законные представители).

Со стороны родителей (законных представителей)  к  педагогу:  

  • завышенные требования педагога к ребенку,
  • неадекватная оценка способностей дошкольника, недостаточное внимание к воспитаннику со  стороны педагогов ДОУ;  
  • отсутствие «идеальных» (по мнению семьи воспитанника) условий пребывания и развития дошкольника (мало, много гуляют, не проветривают, неверно одевают и др.);              
  • некомпетентность педагога, неумение найти нужный подход к ребенку, выявить психологические особенности воспитанника, его интересы и потребности;  
  • применение в некоторых ситуациях непедагогических методов воспитания (моральные наказания, оскорбления);  полное ограничение свободы ребенка-дошкольника (возникает  из-за построения дня по особому режиму).

 Со стороны педагогов к родителям (законным представителям):

  • неуважительное отношение к педагогам, выяснение отношений при дошкольнике;
  • безответственность при выполнении таких обязательств как оплата квитанций;
  • семья не готовит ребенка к ДОУ (так дошкольники приходят без элементарных навыков самообслуживания, непривыкшие к режиму дня).

Эти списки можно продолжать. Таким образом, можем сказать, что и родители, и педагоги предъявляют огромное количество требований друг к другу. Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного или обвиняемого, ведь конечная цель и у педагогов ДОУ, и у семьи воспитанников одна — здоровье и гармоничное развитие личности ребенка.

Со стороны родителей установить бесконфликтный контакт с педагогом поможет принцип максимальной информативности. Педагог должен знать о воспитаннике как можно больше, это поможет найти нужный  подход к дошкольнику, понять его психологические и физические особенности. Педагогу важно знать увлечения ребенка, его интересы и предпочтения (сон, питание, игры и др.). Родитель также обязательно должен указать на то, что требует особого внимания педагога (например, проблемы со здоровьем).

Второй принцип открытости гласит о том, что родитель без стеснения может рассказать о том, чему ребенок еще не научен (например, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки), об особенностях развития и характера (ребенок очень агрессивен или слишком замкнут, стеснителен). Немаловажными станут знания педагога о методах воспитания, которые приняты в семье, о так называемом стиле воспитания (например, авторитарном, демократичном). Так, чем больше педагог знает о ребенке, тем с большим пониманием он к нему относится, тем продуктивнее их взаимодействие, эффективнее сам воспитательно-образовательный процесс.

 Педагог, в свою очередь, может влиять на построение отношений с родителями в ключе «сотрудничество», этому способствует соблюдение следующих принципов:

  • доброжелательный стиль общения;
  •  индивидуальный подход;
  •  сотрудничество вместо наставничества;
  •  ответственность (заключается в тщательной и серьезной подготовке к мероприятию по работе с семьями воспитанников - от буклета, до праздника; главное в этой работе - качественный подход, а не количественный);  
  • динамичность (современная ДОУ должна вести политику постоянного и успешного развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социума, и родителей, как его составляющей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

Следует отметить, что специалисты выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Конструктивная, характеризуется неудовлетворенностью собой, оппонентом, беседой или совместной деятельностью. Деструктивная фаза берет начало тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, результатами совместной деятельности, способами решения проблемы превышает некий критический порог и совместная деятельность, общение становятся полностью неконтролируемыми.

Для наиболее благоприятного исхода конфликт должен быть решен во время первой его фазы - конструктивной.

Рассмотрим самые распространенные способы решения конфликтов, которые возникают в процессе взаимодействия педагогов ДОУ и семьи дошкольника:

  1. Уход от конфликта «Этот способ чаще используется на стадии конфликтной ситуации, чтобы не довести разговор до стадии конфликта, либо во время начальной фазы зарождения конфликта.
  2. Сглаживание конфликта   «Данный способ представляет собой согласие с претензиями, примирение только на данный момент»
  3. Компромисс «Принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций, этот способ исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта.
  4. Конфронтация «Подразумевает жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой.
  5. Принуждение.  В основе данного способа лежит тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает лишь одну из сторон. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, в то же время является самым неблагоприятным исходом для сохранения доброжелательных отношений и продуктивного взаимодействия.
  6. Признание собственной неправоты. Если причина конфликта - неправильное поведение или ошибочное утверждение одной из сторон, вызвавшее несогласие другой стороны, то решить конфликт можно признанием своей ошибки»

(вопросы для воспитателя) Рассмотренные исходы по-разному влияют на устойчивость отношений сторон, на настроение партнеров по общению. Так, наиболее эффективной считается политика предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны. 

В заключении отметим, что специалисты говорят о том, что ответственность за предупреждение конфликтов и их прямое решение полностью принадлежит педагогу.

  Поэтому важно:

Воспитателям:
1) информируйте родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) покажите родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают (известна практика в дополнение к родительскому договору создается специальная памятка с положениями: «в ДОУ не принято выяснять отношения между педагогами и родителем в присутствии детей», «в ДОУ не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта»).

3) научитесь грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо о проблемах в поведении ребенка, всегда начинайте  с положительного отзыва и только, потом формулируйте проблему.

4) используйте  различные формы и методы в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям: 
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.

2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.

3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Деловая игра «Конфликтная ситуация»

Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателям о необходимости соблюдения режима для детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительном собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую зарядку детей с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми. В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщение», выразив свои чувства. Например, «Мне жалко, что Тани не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

К счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. 

Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Практикум для педагогов «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

На фоне  повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в п...

Семинар-практикум "Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"

quot;Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"...

Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Для разрешения конфликтных отношений между воспитателем и родителями недостаточно дать теоретические знания по управлению конфликтами, необходимо отрабатывать на практике способы выхода из конфликтных...

" Социальные сети как форма взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"

Опыт работы ДОУ по взаимодействию с родительской общественностью...