педагогический совет "Обогащение социального мира ребенка, через расширение тематики сюжетно-ролевых игр»
методическая разработка на тему
Предлагается сценарий педагогического совета и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к педсовету | 2.36 МБ |
сценарий педагогического совета | 497.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины: 1. Взрослые сами не умеют играть; 2. Просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.
Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее: - Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют дети – 11, скорее удовлетворены - 1; - в группе преобладают дидактические игры – 7, сюжетно-ролевые -5. - На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 6, отрицательно – 6. - Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. - На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 11, в организации игровой среды – 11, в обогащении жизненного опыта – 9, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -8. - 5 педагогов ответили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. - Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре -3, обогащении содержания игр – 1, организации игровой среды – 5. - Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 4, нехватке методической литературы по проблеме – 3.
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС»
1 станция ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ Перечислите , в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие дошкольники «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Магазин», с машинами и со строительным материалом
2.Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в средней группе « Ателье», «Аптека», «Столовая »
3.Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей
4.Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры . соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д.
5.Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а с детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства
6.Допустима ли в игре регламентация и почему? в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил
2 станция ИНТРИГУЮЩАЯ
3 станция НАСТАВНИЧЕСКАЯ
4 станция ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
5 станция ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ
6 станция РОМАШКОВО «Роль родителей»
« Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете ». Эриха Фромма
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
Педагогический совет
«Обогащение социального мира ребенка, через расширение тематики сюжетно-ролевых игр»
Разработала:
ст.воспитатель Н.В.Винникова
2016г.
Педагогический совет №2
Тема: «Обогащение социального мира ребенка, через расширение тематики сюжетно-ролевых игр»
Дата проведения: 29.02.2016.
Форма проведения: Деловая игра.
Цель:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.
План проведения педсовета
1.Вступительное слово старшего воспитателя
2. Результаты анкетирования педагогов
3. «Руководство сюжетно – ролевой игрой» - выступление воспитателя ст.группы Т.В.Филоненко
4. Деловая игра «Педагогический экспресс»
5. Презентация центров игры в группах
6. Подведение итогов
Ход педсовета
1. Обоснование темы педсовета.
Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают.
Возникает вопрос: Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
Причины:
1. Взрослые сами не умеют играть;
2. Просветительской работе по вопросам организации игры дома уделяется мало внимания.
2.Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:
- Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – 11, скорее удовлетворены - 1;
- в группе преобладают дидактические игры – 7, сюжетно-ролевые -5.
- На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 6, отрицательно – 6.
- Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры.
- На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 11, в организации игровой среды – 11, в обогащении жизненного опыта – 9, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -8.
- 5 педагогов ответили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр.
- Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре -3, обогащении содержания игр – 1, организации игровой среды – 5.
- Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 4, нехватке методической литературы по проблеме – 3.
Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.
3. В чем главное назначение Сюжетно – ролевой игры?.....
Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в профессиональной деятельности).
В игре дети предают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. Например, взяв на себя роль мамы, девочка любит свою «дочку», заботится о ней так, как это делают её родители. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.
Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся отношения. Однако самостоятельные детские игры часто носят примитивный характер, в них недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребенка способам её построения, которые последовательно усложняются:
Условно – предметный способ – в раннем возрасте,
Ролевой – в среднем возрасте,
Сюжетосложение – в старшем возрасте.
Выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев выделяет следующие требования к педагогам при организации игровой деятельности.
Для Осуществления грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью педагог должен владеть такими профессионально-педагогическими качествами, как умения:
- наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
- проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;
- обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
- организовать начало игры, побуждать детей к игре;
- проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;
- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др. ;
- изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;
- включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;
- прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;
- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;
- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;
- обсуждать и оценивать с детьми игру.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
• Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
• Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
• Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Предпосылки сюжетно-ролевой игры
• Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
• Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.
• Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры
1этап – воспроизведение действий
2 этап – становление ролевого поведения
3 этап - сюжетосложение
4. Деловая игра «Педагогический экспресс»
Сейчас я вам предлагаю поиграть в деловую игру «Педагогический экспресс». Знакомит с атрибутами (столы – вагоны, билеты с номерами вагонов), распределяет роли: пассажиры, начальник поезда, машинист, начальник станции, проводник). Все участники игры получают эмблему с надписью своей роли.
Пассажиры занимают место в вагонах. Начальник поезда подаёт сигнал к отправлению, и под веселую музыку экспресс начинает свой путь.
1 станция «Теоретическая».
1- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие дошкольники (в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Магазин», с машинами и со строительным материалом)
2 - Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в средней группе («Ателье», «Аптека», «Столовая»)
3 - Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
4 - Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
5- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а с детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
6- Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Двигаемся дальше. Музработник включает веселую музыку.
2 станция. «Интригующая»
Начальник поезда вносит черный ящик. Участникам игры предлагается отгадать, что за предмет лежит внутри. Проводник даёт описание предмета:
Этот предмет может быть использован во многих сюжетно-ролевых играх, например, «Дочки-матери», «Магазин», «Почта». Этот предмет очень любят использовать девочки начиная с младшей группы и до подготовительной, и старше.
Этот атрибут так же имеет широкое применение и используется во многих сюжетно-ролевых играх и «Семья», и «Почта», и «Больница». Эта излюбленная игрушка мальчишек.
3 станция. «Наставническая»
Каждый из вас в своей практике сталкивались с определёнными проблемами, разрешить которые мы сейчас и попытаемся.
а) Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
б) Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
в) Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
г) Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
д) Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?
4 станция «Интелектуальная»
А сейчас предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра»
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Первая игрушка малыша? (погремушка)
3.Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
5. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
7. Спутник жизни детей? (игрушка)
9. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
11. Свод требований, предъявляемый к кому то, к чему-то? (правила)
13. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
15. Качество знаний, иначе, по - другому? (уровень).
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Ход игры по - другому? (содержание игры)
4. Атрибуты, как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
6. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
8. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
10. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
12. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
14. Разговор между двумя лицами? (диалог)
5 станция «Показательная»
Презентация центра сюжетно – ролевых игр в группах.
6 станция «Ромашково»
Предлагаю подумать и высказать свои предложения по организации работы с родителями на тему: «Игра как средство развития детей». Свои предложения записать на лепестках ромашки.
Наш педагогический экспресс прибыл в конечную точку нашего путешествия, а педсовет подошёл к концу, и закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
Решения педсовета:
1.Не заменять игру другими видами деятельности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
2. Совершенствовать условия игровой деятельности в группах с учетом игровых интересов детей
Срок: в течение года
Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп
3.Проводить мероприятия для родителей о значении игры в развитии детей.
Срок: постоянно
Ответственные : воспитатели групп
4. Провести в апреле День открытых дверей с показом сюжетно – ролевых игр.
Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную Р.К.Шаеховой, которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе.
ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
- Не заменять игру другими видами деятельности
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший
- подарок детям.
1 | 1 |
1 | 3 |
2 | 2 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 4 |
Номера вагонов
Эмблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Математика через сказки»
Педагогический проект с детьми 2 младшей группы...
Повышение уровня педагогической компетенции родителей через использование инновационных форм работы
....
Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах»
Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах» расскажет о значении конкурсного движения для профессиональ...
Повышение педагогической компетенции родителей через разнообразные формы технологии сотрудничества
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей одна из задач ...
Выступление на педагогическом совете «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и...
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей через работу консультационного центра в online-режиме
Презентация опыта работы на краевом семинаре-совещании транслирует о работе консультационного центра в ДОУ....
Формирование педагогической компетентности родителей через нетрадиционные формы
Способствовать формированию у родителей необходимых педагогических знаний и умений, направленных на взаимодействие с ребенком...