Педагогический проект «Математика через сказки»
проект по математике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект с детьми 2 младшей группы
«Математика через сказки»
Актуальность проекта
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
ФГОС ДО предъявляет определенные требования к ФЭМП у детей 3-4 лет, но не секрет, что зачастую интерес и восприятие новой информации у детей данного возраста происходит стихийно, импульсивно, в связи с этим возник вопрос о том, как обеспечить формирование математических представлений у детей 3-4 летнего возраста более системно и целенаправленно.
Возник вопрос, что еще, кроме игры также эмоционально вовлекает детей в процесс познания, развивает их заинтересованность и внимание. Конечно же, это сказки. Использование сказки в образовательном процессе способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации детьми.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие логики и мышления детей.
Задачи:
- формирование системы математических знаний, умений и навыков у детей второй младшей группы;
- формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- развитие познавательной активности у детей и родителей в изучении математических представлений опосредованно, через русское народное творчество – сказки;
- развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение и изучение сказок;
- физическое развитие детей в процессе выполнения подвижных игр;
- развитие социально-коммуникативных навыков, через взаимодействие воспитанников в ходе занятий.
- разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения по мотивам сказок, направленные на развитие математических представлений и мышления детей.
Объект проекта: дети второй младшей группы «……», воспитатели, родители.
Предмет проекта: уровень формирования математических представлений у детей данного возраста.
Вид проекта: творческий
Период выполнения: долгосрочный , 7 месяцев (…октября 2015г. по … мая 2016г.)
Предполагаемый результат проекта:
- Средний/высокий уровень ФЭМП у 70% детей группы.
- Развитие познавательной, игровой, творческой активности детей.
- Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Предполагаемый продукт проекта:
- Проведение заключительного занятия.
- Выставка творческих работ детей и родителей.
- Создание методической папки «Математика в сказках».
- Разработанные информационные листы для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующими формированию математических представлений.
- Систематизированный литературный материал по теме проекта.
Список литературы:
- Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. «Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов», СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
- Петерсон Л.Г. «Игралочка 1 часть» - рабочая тетрадь.
- Михайлова З. А. «Игровые ситуации для детей дошкольного возраста» методическое пособие для педагогов, СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
- «Программа дошкольного образования», издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011.
- «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
- Л. Ю. Козина «Игры по математике для дошкольников», Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
- М. Ю. Стожарова «Математика – учимся », Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
- Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева «Конспекты занятий по математике», АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
- Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», М., 2000.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- проведение и анализ результатов первичной диагностики уровня формирования элементарных математических представлений у детей;
- подготовить конспекты занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений с использованием сказок;
- подобрать разнообразные книги, иллюстрации по теме проекта «Русские народные сказки», «Авторские сказки»;
- организовать книжный уголок, с размещением книг и иллюстраций по теме проекта;
- создать картотеку игр и упражнений по выбранной теме;
- подготовить информационные листы для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующими формированию математических представлений.
2. Основной этап
Работа с детьми
Направления:
1. Социально-коммуникативное:
- организация и проведение сюжетно-ролевых игр по сюжету сказок «Репка», «Колобок», «Рукавичка»;
- использование настольного театра сказки «Теремок»;
- использование психогимнастических упражнений «Теремок», «Колобки», «Волк и семеро козлят»
- настольная игра «Герои любимых сказок»
- Игра-занятие «»
2. Познавательное
3. Речевое:
- чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Знакомство со сказкой «Рукавичка».
- Словесная игра «Сказка на картинках»
- Игра «Прогулка по сказкам»
4. Художественно-эстетическое:
- Рисование «Кого встретил Колобок», «Украсим рукавичку для лесных зверей»
- Лепка «Чашка трех медведей» (лепка чашки нужной величины)
- Конструирование «Теремок»
- Ручной труд «Три поросенка» (изготовление домика из бросового материала) совместно с родителями
- Рисование ватными палочками героев сказок.
- конкурс иллюстраций к русским народным сказкам совместно с родителями
5. Физическое:
- Пальчиковые игры «Про зайца и волка»,«Мышка кошку обижала», «Мы делили апельсин»;
- Физминутки;
- Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Волк и семеро козлят»(идентично «Гуси»), «У медведя во бору».
Работа с родителями
- Консультации на темы: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка», «Сколько сказок знаете вы?», «Как заинтересовать ребенка чтением»;
- Пополнить театральный уголок атрибутами для театрализованной деятельности детей: изготовление пальчикового театра «Теремок», пошив сказочной рукавички для постановки настольного театра по мотивам сказки «Рукавичка»;
- Участие родителей в организации выставки рисунков по сказкам.
3. Заключительный этап
- проведение заключительного занятия;
- защита проекта.
Подведение итогов
Во время реализации данного проекта приняли участие дети второй младшей группы на начало проекта в количестве 25 человек, на окончание – 24 ребенка, родители, сотрудники ДОУ.
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги.
Отмечается повышение познавательной активности детей, развитие их заинтересованности в получении новой информации. Дети научились более внимательно слушать сказки, изучая ее контекст, «видеть» математику не только в предлагаемом на занятии материале, но и опосредованно, рассказах, событиях жизни, окружающей среде, играх.
Создание условий для формирования математических представлений через использование сказок способствовало повышению уровня ФЭМП у детей. Это можно увидеть используя результаты диагностики уровня ФЭМП.
Результаты диагностики уровня ФЭМП у детей второй младшей группы.
Результаты первичной диагностики | Результаты итоговой диагностики | |
Низкий уровень (%,чел.) | ||
Средний уровень | ||
Высокий уровень | ||
Реализация проекта, а именно использование сказок в обучающем процессе, способствовало развитию у детей не только математических представлений, но и способности договариваться, оказывать друг другу поддержку 22 ребенка (90%); высказывать свои предположения 11 детей (45%), творческого мышления; повысило интерес к чтению.
Следует отметить повышение активности и заинтересованности в формировании математических представлений у родителей. Так, увеличилось количество родителей, обращающихся за разъяснениями о теме и содержании занятий, проявляющих желание участвовать в конкурсах и занятиях совместно с ребенком.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Книги детям
Русские народные сказки: Колобок. Курочка Ряба. Теремок. Рукавичка. Заюшкина избушка. Царевна-лягушка. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью. Волк и семеро козлят.
Толстой Л. Три медведя
Ершов П. Конек-Горбунок
Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
Чуковский К. Айболит. Муха-Цокотуха.
Михалков С. Дядя Степа. Двенадцать месяцев. Веселый счет до десяти. Перро Ш. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах
Андерсен Г. X. Дюймовочка.
Сутеев В. Сказки и картинки. Времена года: рассказы
Прейсен А., Кипнис И. Про козленка, который умел считать до десяти
Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми
Иллюстрации к сказкам
Стихи
Квадрат и треугольник
Е. Паин
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший — квадратный
Добродушный, приятный
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе Желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Круг
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат)
Треугольник
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
О разных фигурах
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развеселый чудачок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика через сказки.
Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло.. Задачи со сказочным сюжетом помо...
«Математика через сказку»
Одним из эффективных методов работы с детьми, является сказка....
мастер-класс для воспитателей "Математика через сказку"
как сделать занятия по математике интересными и увлекательными? конечно же надо использовать любимые сказки!...
"Математика через сказки"
мастер класс для молодых педагог...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»Цель:- повышение компетентности педагогов в вопросе развития математических способностей дошкольников через ск...
Математика через сказку
В процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески....
Педагогический проект "Математика повсюду- математика везде"
Данный проект является среднесрочным, я его разработывала с детьми подготовительной группы, также с участием родителей и коллектива образовательного учреждения....