Выступление на педагогическом совете «ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
презентация по обж
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково—исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_obzh.pptx | 1021.93 КБ |
obzh_1.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности-все избежать, А где надо-на помощь позвать. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково —исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций: использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате; предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей; введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; поддержание адекватного эмоционального фона.
I Этап «Я знаю». Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников преимущественно через дидактические игры. Здесь используются такие методы и приемы, как: -обучение; -чтение и обсуждение; -рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий; -загадывание загадок, разные задания. Развитие у детей безопасного поведения осуществляется по этапно II Этап «Я знаю и понимаю» Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирования возможных угрожающих ситуаций. Здесь используют такие методы и приемы, как: -ситуативно - имитационное моделирование; -инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации; -обыгрывание отрывков из литературных произведений; -обсуждение сюжетов ролевых игр; -продуктивная деятельность. III Этап «Я знаю, понимаю, могу изменить». На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Здесь используются следующие методы и приемы: - проблемно – игровые ситуации; - игры – драматизации и инсценировки; - игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий; - формулирование выводов; - выбор новой модели поведения.
Игры «Наша улица», «Светофор», «Угадай, какой знак», «Перекресток», «Во дворе» - позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» - помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы. Игры - тренинги, как «Пожарная тревога», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, полицию?» позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий.
Ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании» - формируют у детей навыки личной гигиены. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»
Составила:
Ю.В. Цухло, воспитатель
г. Голицыно
2020 г.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности-все избежать,
А где надо-на помощь позвать.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования ,который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково—исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
- использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
- поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Игровые занятия мы проводим во II половине дня. Например, такие ситуации как «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности. Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Тренинги и ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!» Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.
В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры - тренинги, как «Пожарная тревога», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». Обучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи». Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании».
В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"
в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...
Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность "Огонь – друг, огонь – враг".
Цель: формирование навыков безопасного обращения с огнём через поисково-исследовательскую деятельность....
Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведениячерез метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельностьТема: «Огонь – друг, огонь – враг»Це...
Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.
Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...
Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.
Я обратила внимание на иновационную технологию «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и вообра...