Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО.
консультация на тему

Иванова Наталья Владимировна

Цель: повышать профессиональную компетенцию педагогов в сфере организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Содержание: • Нормативно-правовые и инструктивные документы. • Основные принципы, составляющие основу ФГОС дошкольного образования. • Методы и формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми. • Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. Обновления организации образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obr_prots_i_rs.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар.

08 10 2014

Тема: Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО.

Цель: повышать профессиональную компетенцию педагогов в сфере организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание:

  • Нормативно-правовые и инструктивные документы.
  • Основные принципы, составляющие основу ФГОС дошкольного образования.
  • Методы и формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
  • Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. Обновления организации образовательного процесса

(на материале Яблонцевой Н.Ю., ст. методиста Института развития образования Иркутской области, К.Ю. Белой, профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО)

Если вспомнить историю дошкольного образования, то с 1962 года детские сады работали по одной программе. Это был единый программный документ Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой. С 1991 года, с введением первого примерного типового положения о дошкольном образовательном учреждении у каждого детского сада появилось право самостоятельного выбора образовательной программы (т.е. был введен принцип полипрограммности в дошкольном образовании). В нашей стране появилось множество программ, более 20. Программа под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой начала оттесняться. Но пока Программа существовала, не было необходимости в Стандарте, потому что в Программе было все заложено, как должен выглядеть детский сад, как должна быть оснащена группа. То есть мы имели с легкой руки Усовой А П, которая в 50-60 годы руководила дошкольным воспитанием в нашей стране и занималась модной тогда темой – умственное воспитание детей, она разработала целый ряд методических рекомендаций и ввела в обиход обязательные занятия с детьми, разработала и провела на высоком уровне методическое письмо «об обязательных занятиях в детском саду». То есть эту модель мы сами ниоткуда не взяли, нам ее вменили в 60-е годы, так как она легко, логично вписывалась в содержание Программы под редакцией М А Васильевой.

Особенности Программы под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой:

  • Построена по предметному принципу.
  • Разработано определенное количество занятий на каждую возрастную группу, режимы дня.
  • Модель была учебная, она была совершенно официальная и в любом детском саду действовала неукоснительно
  • Велся один и тот же процесс (во всех садах страны), по одному набору предметов, по одним и тем же методикам (развитие речи – Гербова, Ушакова, ФЭМП – Леушина, рисование – Комарова и т д.).
  • Деятельность на занятии была определена инструктивным письмом «О максимальной нагрузке на детей».
  • Т е речь шла о принципе разделенных учебных методик.
  • В типовой программе был заложен перечень требований того, что должно быть в группе, реализуя данную программу. То есть принцип разделенных учебных методик должен был отражаться и в группах, отсюда мы имели жесткое зонирование – уголок природы, уголок рисования, уголок чтения и пр. И все эти уголки были насыщенны учебными пособиями по большому счету.

Вот именно так выглядел детский сад, да и сейчас большинство садов выглядит по старым принципам. Поэтому долгие годы о надобности стандарта, который бы был инструментом для отслеживания, как работает детский сад, не было и речи, необходимость такая не возникала.

Такой вопрос возник после 1991 года, когда возник принцип полипрограммности, который был закреплен в Законе «Об образовании», а затем его подкрепили уже нормативные документы более низкого уровня – это Типовое положение о ДОУ. Это послужило толчком для поступления на наш рынок массе программ. Почти все они были родственные Программе под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой – «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.); «Из детства — в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко). Отличительная особенность Программы под редакцией М А Васильевой – это конспективность, так как по каждому разделу были разработаны конспекты, что делало Программу очень удобной в использовании и технологичной. От воспитателей ничего не требовалось, только ее сознательность и добросовестность. Она должна была с вечера все подготовить к занятию, нарезать, разложить по тарелочкам весь необходимый (раздаточный) материал, прочитать раза 2-3 конспект, положить его на стол и на утро вовремя начать и вовремя закончить занятие в соответствии с конспектом.

   Но были и другие программы, которые разительно отличались от привычных нам комплексных программ Детство, Радуга, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой и пр.

   Они назывались рамочные программы. Они задавали вектор работы, давали в руки воспитателя такой инструмент, как технология, но были пустые внутри, а воспитатель должна была иметь в голове модель проведения образовательного процесса. Эти программы провозглашали совсем другие принципы. Оттуда и пошел принцип интеграции. Предполагалось, что воспитатель не будет проводить занятие полностью например по ФЭМП, а возьмет немного из ФЭМП, немного из развития речи, немного из изодеятельности, смикширует и вместе с детьми получившийся продукт «употребит».

Таких программ было немного. Одна из них, теперь уже известная, программа «Сообщество» (США. Программа называлась «Ранний старт» или «Опережающий старт»). Еще одна из рамочных программ это «Детский сад - дом радости» Н.М.Крылова.

Реализация таких программ предполагала, что и детский сад должен был выглядеть теперь по-другому. Не бывает так, что образовательный процесс – отдельно, а среда в группе отдельно.

Программа «Сообщество» в дальнейшем сыграла немаловажную роль в развитии дошкольного воспитания в России. От нее пошел принцип интеграции, принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, создание центров детской активности, прием – модель трех вопросов. И соответственно, развивающая среда в группах должна была измениться. Должно было появится в группе информационное поле, где должна отражаться тема недели, по которой работает группа. Как информационное поле должно выглядеть, это уже другой вопрос, все зависит от личности воспитателя, от ее умений, творчества, знаний. Соответственно стали повышаться требования к личности самого воспитателя. Уже стало недостаточно просто быть добросовестным исполнителем.

Таким образом, с 1991 года детские сады стали работать по-разному. В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.

В 1995 г., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г . было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.

Но если взять Иркутскую область, то примерно 80 % садов так и работают по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М А Васильевой, В В Гербовой, Т С Комаровой, примерно 10 % садов – по Детству, 5 % - по Радуге, 5 % садов работают по рамочным программам «Сообщество», «Детский сад – дом радости».

Вот тогда, в 90-е годы и стал возникать вопрос о введении Стандарта. Большое значение имеет тот факт, кто в стране руководит дошкольным образованием. Потому что плохо это, или хорошо, но все изменения в стране сразу отражаются на дошкольном образовании. Руководила в стране Усова А П, мы получили в 60-е годы учебную модель и занятия. А в 90-е годы Стеркина Р Б, будучи человеком умным, грамотным, впервые попробовала создать временные примерные требования, помогающие измерить уровень качества работы детских садов, что бы привести сады, которые стали работать по разным программам к общему знаменателю.

С 1996 года  система российского дошкольного образования руководствовалась Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях. В приказе МО РФ № 455, утверждавшем указанные требования, подчеркивался их временный, переходный характер – до введения в действие государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Временные (примерные) требования предъявлялись к содержанию и методам дошкольного образования. Содержание дошкольного образования включало 12 направлений деятельности ДОУ, как-то:

1 - взаимодействие сотрудников с детьми; 2 - физическое развитие и здоровье; 3 - речевое развитие ребенка; 4—8 - развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 - развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре.

Но уже тогда не оценивали детей, а оценивали условия, созданные в детском саду, личность воспитателя. Этот приказ лег в основу аккредитации дошкольных учреждений. Временные требования были прообразом Стандарта.

Далее, Россия для вступления в ВТО, подписывает ряд соглашений, в том числе и в области Образования – это Болонское соглашение, подписанное Путиным В В. В июне 1999 года подписали Болонскую декларацию, целью которой была гармонизация в системе высшего образования стран Европы. По сути, это добровольный процесс, в который можно включаться или нет. Данная система была разработана для того, чтобы повысить уровень престижности Европейских ВУЗов, повышая роль университетов в развитии культурных ценностей граждан. Таким образом, ВУЗы, которые работают в контексте данной системы, являются конкурентными, а специалисты, которые получали образование в Болонском процессе, считаются более перспективными и у них выше шансы на трудоустройство. Дипломы, которые были получены в ВУЗах, где работает данная система, позволят трудоустраиваться и развиваться в странах Европы. В 2003 году Россия вошла в число участников Болонского процесса. Теперь студенты ВУЗов имеют возможность обучаться до степени «бакалавра» и «магистра» с правом продолжать свое обучение в странах Европы. Так же по Болонскому соглашения Россия должна была подвести дошкольное образование к общему образованию.

У нас в стране с 1917 года дошкольное образование носило всегда рекомендательный характер. В декрете 1917 года прописано о доступности и бесплатности дошкольного образования. Да и сейчас оно носит рекомендательный характер, даже подписав Болонское соглашение, чем отличаемся от стран Евросоюза, куда наша страна так стремилась (где дошкольное образование с 3ех лет обязательное). В нашей стране гарантированно обеспечить всех детей местом в детском саду и финансировать в других масштабах пока невозможно, поэтому, с 1 сентября 2013 года в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» - дошкольное образование стало 1ым уровнем общего образования, но по-прежнему осталось на рекомендательном уровне.

64 статья п 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть такой пункт по закону должен быть организован, где должны быть специалисты, получающие от государства зарплату, и любой родитель может туда прийти и получить бесплатную консультацию по воспитанию ребенка.

Как только стало известно о подготовке нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», была создана бригада под руководством Фединой Н В для разработки Федеральных Государственных Требований.

Дошкольное образование получило из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования": построение образовательного процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривая решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Предполагалось построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Были разработаны требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы. Но авторы не взяли на себя ответственность – разработать требования к результатам освоения программы, остановившись лишь на разработке интегративных качеств в количестве 9.

Но в 2013 году ФГТ отменяют, на смену ему вступает в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Причем ввелся ФГОС ДО с долей лукавства, так как обещали вводить ФГОС постепенно. Директор ФГАУ «ФИРО» А.Г. Асмолов, один из разработчиков ФГОС ДО, говорил о том, «что бы дошкольные работники не боялись коллективного изнасилования в виде неожиданного и повсеместного введения Стандарта. Будут обозначены пилотные территории, которые долгое время будут апробировать стандарт, накопится материал, который будет обработан специалистами». И только после этого планировали запустить стандарт. Но с 1 января 2014 года ФГОС ДО вменили всем без переходного периода.

Проблемы, которые мешают внедрить ФГОС ДО:

  • Сжатые сроки введения стандарта, причем с середины учебного года: стандарт был утвержден 17.10.2013 г., официально зарегистрирован Минюстом РФ и приобрел статус правового документа 14.11.2013 г., а вступил  в силу 01.01.2014 г.
  • Переходный период официально нормативно не установлен.
  • Нет примерных основных образовательных программ дошкольного образования, с учетом которых следует разработать ООПДО детского сада.
  • Незавершенность нормативной базы: Для педагогов – практиков ФГОС ДО является базовым документом, определяющим фундаментальные основы их деятельности. Однако для реального внедрения Стандарта необходимы более конкретные инструменты- примерные образовательные программы и педагогические технологии, соответствующие ФГОС. В Законе «Об образовании в  РФ» установлен механизм определения соответствия вариативных авторских программ образовательным стандартам – проведение их экспертизы и включение по ее результатам в реестр примерных основных образовательных программ. Порядок проведения такой экспертизы установлен*, но к началу нового учебного года ни одна из предложенных программ не прошла экспертизу и не получила статус примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Следовательно, предложить педагогам реальные инструменты введения Стандарта пока невозможно. Впоследствии, выбранная детским садом  из госреестра примерная программа, должна помочь педагогам –практикам в своей организации и группе смоделировать образовательный процесс, отвечающий современным требованиям и, вместе с тем,  нивелировать следующие неясности, заложенные во   ФГОС ДО:
  • Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования между собой несогласованы. Между тем, цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, детского сада, основной образовательной программы детского сада  и деятельности педагога – это не одно и тоже. Во ФГОС ДО они  не разводятся, накладываются, подменяются  друг другом.
  • ФГОС ДО изначально создавался как механизм управления качеством деятельности ДОО. Для того чтобы управлять качеством необходимо оценивать взаимодействие трех обязательных компонентов:  качество условий, качество процесса, качество результатов,  поэтому логично деление на управление всеми тремя компонентами.  Однако, в тексте документа об этом ничего не говорится. Все ограничивается описанием условий. Более того, исходя из контекста использования данного термина в документе (см. ФГОС ДО «Общие положения»1.5., п. 3), возможности управления качеством только декларируются, но при этом образовательный процесс утратил признаки системы.
  • Основная проблема для педагогов ДОО при введении ФГОС - образовательный процесс утратил признаки системы:

- бессистемно  представлены задачи, принципы, содержание и результаты реализации образовательных областей;

-  механизмы  реализации содержания образовательных областей не прописаны: нет упоминания форм, видов, методов образовательной деятельности, форм взаимодействия с детьми;

- частично указывается вид образовательной деятельности, как непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и во взаимодействии с родителями, при этом совершенно не указывается самостоятельная деятельность детей и формы ее организации;

- в  структуре образовательной программы также нет описания возможных моделей организации образовательного процесса (хотя это единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса), вместо этого есть требование описать в программе режим дня в различных возрастных группах  и события в течение года на уровне детского сада, что, в свою очередь,  ограничивает выбор педагогов между ситуативной и событийной моделями организации ОП;

- нет конкретного содержания и результатов реализации образовательной программы, что, безусловно, дезориентирует педагогов ДОО.

Из этого следует основная рекомендация – при выборе примерной программы из госреестра  следует обратить внимание на перечисленные нюансы. Программа должна все это предусматривать и корректировать.

Во ФГОС ДО практически нет ничего о построении образовательного процесса, так как предполагалось, что вслед за приказом выйдут примерные образовательные программы, а к каждой программе свой УМК, свое построение образовательного процесса. А поскольку этот процесс затянулся, мы с вами остались со ФГОСом, но без программ и теряемся, как правильно организовать образовательный процесс. Этот момент очень сильно дезориентирует воспитателей, системность построения процесса пока утрачена.

Цель ФГОС ДО – воспитать социализированного индивида, который выйдет в общество и легко там адаптируется, легко найдет свое место в жизни, со всеми договорится. Поэтому во время образовательного процесса важно сформировать компетентности у ребенка (ребенок любознательный, активный, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и пр.)

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", от 15 мая 2013 г. N 26.

Принципы во ФГОС ДО – совместное сотрудничество детей и взрослых и признание ребенка полноценным субъектом образовательного процесса (партнерская деятельность). Воспитатель обязана поставить ребенка в центр процесса и установить с ним партнерские взаимоотношения. Введен термин «образовательные отношения» со всеми субъектами образовательного процесса – родители, дети, педагоги ДОУ.

Один из принципов, прописанный во ФГОС ДО – это возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), которая уточняется в пункте 2.7:

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

  Все программы, выставленные на сайте ФИРО для обсуждения построены на комплексно-тематическом принципе. В той или иной мере каждая из этих программ предлагает либо календарь событий, либо календарь праздников, подразумевающий построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе. И только в одном месте во ФГОСе вскользь говорится, что при написании ООП ДО, следует описать события на уровне детского сада.

Исходя из преемственности со школой, являясь первым уровнем общего образования, мы должны знать хотя бы основы ФГОСа начального образования. А ФГОС начального образования предписывает построение образовательного процесса на комплексно-тематической основе. И дети, поступающие в 1ый класс, сразу окунаются в проектную образовательную деятельность. Поэтому, воспитатель в детском саду, должна проживать выбранную тему с детьми в разных вариантах, в разных видах деятельности, в основном через проекты.

Пункт 2.4. ФГОС ДО направлен на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Это требование обязывает воспитателей обратить внимание на личностно-ориентированную педагогику, которая состоит по большей части из 3ех технологий: социально-личностная технология, личностно-ориентированная технология воспитания, личностно-ориентированная технология обучения. (Технология – это набор методик в какой-то определенной совокупности. А методики – это набор методов и приемов.)

Личностно-ориентированная модель:

- воспитатель должен ориентироваться не на знания, умения, навыки, а на становление личности ребенка, его самореализацию, а знания, умения, навыки он получает попутно.

- содержание образовательного процесса при такой модели заключается в следующем:

Неправильно, если воспитатель передает детям знания, нормы, правила, которые сама же сформулировала и навязывает детям – можно это, нельзя то. Правильно, если воспитатель активизирует деятельность детей, создает условия, что бы дети были все активны, в деятельности участвовали, задавали вопросы, общались между собой. Воспитатель не старается передать им готовые нормы, она вместе с детьми вырабатывает нормы и правила.

ФГОС, как документ, построен на следующей методологической основе:

  • культурно-историческая концепция Л.С. Выготского,
  • теория деятельности (Надежда Александровна Короткова первая выделила такой термин как виды культурных детских практик. Она говорила о том, что не игрой одной все ограничивается),  
  • личностный подход (теория дошкольного образования Давыдова, Петровского – гуманистическое дошкольное образование, самоценность детства, личностно-ориентированный подход).

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова):

  • Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми
  • Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения)
  • Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (главное условие для этого – соответствующая организация рабочего пространства)
  • Открытый временной конец занятия (каждый ребенок работает в своем темпе)

В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:

  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

        Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет).

Вспомним !

  • Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин).
  • Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского  такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Основные позиции обновления организации образовательного процесса

  • Комплексно-тематическая  модель организации образовательных содержаний. Тема  выступает как сообщаемое знание  и представляется в эмоционально-образной форме; реализуется в разных видах детской деятельности (тематический день, неделя, месяц).
  •  Предметная среда гибко меняется в соответствии с содержанием – темой.

     Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

     Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком. Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.                                                                                                                                      

Формы организации детской деятельности:

  • Программные цели и задачи дошкольного образования реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический час, день, тематическая неделя и т.д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
  •  Формы и методы выбирает  педагог самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

        Примеры форм организации двигательной детской деятельности:

  • Подвижные игры с правилами
  • Подвижные дидактические игры
  • Игровые упражнения, игровые ситуации
  • Соревнования, досуги
  • Ритмика, аэробика, детский фитнес
  • Спортивные игры и упражнения.
  • Аттракционы
  • Спортивные праздники
  • Гимнастика (утренняя и пробуждения)
  • Организация плавания и др.

Познавательно – исследовательская деятельность (Примеры форм работы)

     Наблюдение , экскурсия

  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование, исследование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
  • Конструирование
  • Увлечения

Восприятие художественной литературы и фольклора(Примеры форм работы)

     Чтение, обсуждение

  • Заучивание, рассказывание
  • Беседа
  • Театрализованная деятельность
  • Самостоятельная художественная речевая деятельность
  • Викторина,  КВН
  • Вопросы и ответы
  • Презентации книжки
  • Выставки в книжном уголке
  • Литературные праздники, досуги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные проц...

Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»

Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....

Презентация «Моделирование образовательного процесса с учетом гендерного воспитания»

Общеобразовательная программа дошкольного воспитания обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – ф...

Проектирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО

Статья о проектировании образовательного процесса с учетом ФГОС ДО...

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (консультация для воспитателей)...

Консультация для воспитателей :" Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС".

Консультация для воспитателей :" Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС"....