Проектирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО
статья
Статья о проектировании образовательного процесса с учетом ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_prektirovanie_obr_protsessa.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО»
- Содержание дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования». Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. И ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются.
Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство.
В ФГОС ДО 3 группы требований:
- к структуре ООП;
- к условиям реализации ООП;
- к результатам освоения ООП:
5 образовательных областей: Физическое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное); Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная.
Стандарт выдвигает три группы требований:
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников воспитательно - образовательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель».
Новые модели сотрудничества детского сада с семьёй, основаны на доверии и партнёрстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
Идеальная реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес.
2. Основные характеристики принципов обучения и воспитания.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования) ;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ;
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
3. Особенности комплексно – тематического планирования образовательного процесса.
Проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании и педагогической практике.
Формами педагогического проектирования являются документы, описывающие с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Одной из наиболее распространенных форм педагогического проектирования является план -- документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.
Комплексно-тематическое планирование учитывает интеграцию образовательных областей при достижении целей. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения и планирования образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас». Комплексно-тематический принцип организации и планирования воспитательно - образовательного процесса позволяет учесть следующие принципы: интеграции (тема проходит через все образовательные области, позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний); последовательности; систематичности; повторности. Комплексно-тематический принцип организации воспитательно - образовательного процесса, объединяющий все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени эффективен в достижении поставленных целей. Реализация тематического плана шаг за шагом способствует не только выполнению планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы на данном возрастном периоде, но и реализации программы в целом. Проектная форма реализации программы предусматривает активное подключение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через включение в совместные мероприятия, праздники и подготовку к ним.
Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах: проектирование, организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нет жестко заданных требований к формам планирования образовательной деятельности, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Но она должна быть гибкая, эффективная и целостная. У каждого педагога сложилась своя система планирования, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов. Но сегодня важно соблюдение некоторых условий:
- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы;
- соотнесение целей и задач с образовательной программой дошкольной образовательной организацией;
- учет приоритетных направлений ДОО;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
- учет специфических особенностей возрастной группы;
- учет возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- уровень профессиональной компетентности педагогов.
Важно, чтобы планирование не вступило в противоречие с образовательной программой дошкольной образовательной организации, смогло бы учесть приоритетные направления деятельности и определить перспективу развития ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные проц...
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Доклад заведующего на педагогическом совете...
Круглый стол «Принципы построения и особенности планирования воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС»
Материал содержит практические рекомендаци по планированию воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ ПО ФГОС ДО
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ ПО ФГОС ДО...
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО.
Цель: повышать профессиональную компетенцию педагогов в сфере организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Содержание: • Нормативно-правовые и инструктивные документы. • Основ...
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (консультация для воспитателей)...
Консультация для воспитателей :" Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС".
Консультация для воспитателей :" Планирование воспитательно-образовательного процесса с учетом ФГОС"....