Методические рекомендации к разработке и оформлению авторской программы
консультация на тему
В системе дошкольного образования существует большое количество образовательных программ. Я подробно остановлюсь на разработке авторской программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekom_.po_razrabotke_avtorskoy_programmy.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Колокольчик»
р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области
Определение авторской программы
В системе дошкольного образования существует большое количество образовательных программ. Я подробно остановлюсь на авторской образовательной программе.
Существует несколько определений авторской программы. Приведу примеры всех определений, так как они разноплановы.
Авторская программа - документ, определяющий авторское видение способа структурирования содержания образования; ориентированный на реализацию цели и ценности современного образования и конкретной предметной области; основанный на авторской психолого-педагогической идее.
Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов.
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью, предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.
Авторская программа – это программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе воспитания и обучения;
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Примерная классификация авторских программ:
1. По способу разработки:
- адаптивные - связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной образовательной среде;
- комбинаторные - в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
- радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым является государственный образовательный стандарт.
2. По степени новизны:
- педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну;
- педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;
- педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.
3. По сроку реализации
- краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;
- одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;
- долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;
4. По особенностям развития
- общие – программы, ориентированные на широкий контингент обучающихся;
- специальные – программы, ориентированные на особенности развития обучающихся (для одаренных и талантливых; для детей с особенностями психофизического развития).
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом:
- личного педагогического опыта работы по направлению
- педагогического мастерства
- собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания
- запросов и потребностей детей и родителей
- материальных, технических, финансовых условий для осуществления программы
Цель создания авторской программы: решение определенной проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Ҩ Педагог дошкольного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Ҩ Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Но бояться этого не нужно и наш век прогресса и инноваций пробуйте, пытайтесь создать свою авторскую программу.
Приступая к созданию программы, автор должен быть готов ответить на вопросы:
- в чём смысл программы
- каким представляется результат реализации программы
- в чём новизна и степень авторства
- соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
- какие преимущества от программы получат дети
- есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
- есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности.
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
- принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
- учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
- принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
- принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Требования к составлению авторской образовательной программы.
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.
Общецелевые требования отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:
- актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
- прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
- рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
- реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
- целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
- контролируемость - свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
- корректируемость - свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Требования концептуально-содержательного плана.
Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
- последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
- опыт других педагогов;
- последние достижения психолого-педагогических наук;
- современные требования к дошкольному образованию.
!!! Технология создания авторской программы.
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
- Осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
- Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
Второй блок
- Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
- Написание содержания самой авторской образовательной программы.
Третий блок
- Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дошкольного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом заведующего.
- Экспериментальная апробация программы.
- При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и заведующим образовательного учреждения.
!!! Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм:
- Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
- Установление цели, ради которой вводится новая программа.
- Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
- Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
- Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
- Определение средств, методов и форм обучения.
- Составление списка необходимой литературы.
!!! Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы
Программа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание изучаемого курса;
- методическое обеспечение программы;
- информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)
Оформление титульного листа авторской программы
Титульный лист – это "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь указывается следующая необходимая информация:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);
- возраст обучающихся и воспитанников, на которых программа рассчитана;
- срок реализации программы;
- Ф. И. О. и должность автора (авторов);
- название города;
- год разработки программы.
Пояснительная записка
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
При формулировке обоснования необходимо отразить:
- необходимость создания авторской программы
- влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом и на развитие его способностей
- изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в рамках дошкольного образования.
Выделение особенностей программы
Особенно важной частью пояснительной записки программы является выделение ее отличий от уже существующих программ. Необходимо помнить, что отличия должны быть всегда конкретны. Характеризуя отличия, следует избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из личного опыта, знаний о других программах, пересекающихся с данной тематикой. Эти отличия могут быть в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, оригинальной методике, использованной литературы.
Формулировка цели и задач программы
Ключевым элементом пояснительной записки является формулировка цели и задач программы. Основная трудность, которая возникает здесь, связана с необходимостью разделить цель и задачи, не смешивать их, а также избежать повторов в формулировках. Для этого следует иметь в виду, что цель программы – это ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, а задачи есть результат конкретных стадий реализации программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению.
Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.
Важно, с одной стороны, стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы сразу было ясно, что они – конкретны, измеряемы, решаемы. С другой стороны, учитывая авторский характер программы, следует дать определения задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
В других частях пояснительной записки (возраст обучающихся, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), необходимо следить за тем, чтобы названные цифры и формы совпадали с тем, что будут включены в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Следует обратить особое внимание на заключительный раздел пояснительной записки, включающий ожидаемые результаты и способы их проверки. Довольно часто в этом разделе встречаются неточности. Чтобы этого избежать, надо ясно представлять наличие логической связи между результатами, целью и поставленными в программе задачами.
Ожидаемые результаты - это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе. Также при описании ожидаемых результатов необходимо указать какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Показатели успешности реализации программы
Предметом оценивания могут быть:
- набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые приобрели обучающиеся в результате освоения конкретной программы;
- перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у обучающегося.
При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у всех обучающихся. Сведенные вместе, они и покажут, в какой мере тот или иной обучающийся сумел освоить предложенную ему программу.
В идеале для каждой программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.
При написании пояснительной записки автор может использовать маркеры (см. приложение 1)
Составление учебно-тематического плана программы
При составлении учебно-тематического плана следует помнить:
- учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему;
- между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных педагогом тем должно быть строгое соответствие.
Содержание программы
В разделе «Содержание программы», занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Что касается стиля написания раздела, то он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить, как «телеграфный стиль». Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи (особенно часто – причастные обороты). Ваша задача – описать содержание разделов и тем так, чтобы можно было ясно представить, что необходимо освоить обучающимся на занятиях. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть понятно, какие знания получат обучающиеся, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.
В разделе «Содержание программы» педагог должен
- раскрыть содержание тем и разделов с использованием:
- собственного представления современных инновационных технологий
- своего педагогического опыта
- указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
- остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
- изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.
Методическое обеспечение программы
Раздел «Методическое обеспечение программы» предоставляет педагогу возможность хоть в какой-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные «изюминки».
Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие разделы. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, методов и приемов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, использование современных образовательных технологий, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел "Методическое обеспечение программы", позволят придать большую наглядность особенностям работы по реализации программы.
Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие и т.д.) представить свою систему оценки.
Список литературы
Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы:
- список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся после фамилии;
- кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт - Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью).
Например:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.
2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.
4. Статьи из журналов и газет.
Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.
Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:
• для педагогов;
• для обучающихся;
• для родителей (если это предусмотрено особенностями программы)
Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.
Любая (в т.ч. авторская) образовательная программа – это официальный документ, который должен быть оформлен определённым образом.
Типичные ошибки при разработке программы.
Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:
- слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
- подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);
- замена целей педагогическими идеями и принципами;
- слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
- «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.
Литература
- Буйлова Л.Н. «Как разработать авторскую программу», 1999 г.
- Буйлова Л.Н. «Как разработать авторскую программу», 2001 г. – М, 2001 г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 9, статья 14 пункт 5.
Приложение 1
Аспекты содержания пояснительной записки | Маркеры |
1. Актуальность разработки программы |
|
2. Причины разработки программы |
|
3. Особенности программного материала |
|
5. Адресат |
|
6. Требования к знаниям и умениям обучающихся |
|
7. Целевая установка |
1. формировать систему ...; 2. совершенствовать умения ...; 3. развивать творческий подход к ...; 4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).
|
8. Структура программы |
1. «..........»; 2. «..........»; 3. «..........».
|
9. Формы организации учебного процесса |
|
10. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых |
|
11. Итоговый контроль |
|
12. Объем и сроки изучения |
|
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе детей следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы возможно отразить через:
- краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Методические рекомендации по разработке рабочих программ...
Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольной образовательной организации
Программа развития является обязательным документом любой образовательной организации. Современные тенденции дошкольного образования также предлагают рассматривать ее как инструмент оценки качес...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Методические рекомендации по разработке примерных адаптированных основных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ
Для обеспечения качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и...
Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы
методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы...
Методические рекомендации к содержанию и оформлению рабочих программ по дополнительному образованию
Методические рекомендации по оформлению рабочих программ по дополнительному образованию разных направленностей....