программа по здоровьесбережению "Здоровый малыш"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Слудская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
по здоровьесбережению
«Здоровый малыш!»
Автор программы: воспитатель
дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ»-
Белых Анастасия Николаевна.
с. Слудка, 2014г.
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………………………………………………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...……………………………………………… 6
- Основные принципы реализации программы…………………………………………………………………………….. 9
- Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы………………………………………11
- Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы:
- Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей………………………………..13
- Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы……………………………………………..... 16
- Организация полноценного питания……………………………………………………………………………… 17
- Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы………………………………………………… 17
- Заключение …………………………………………………………………………………………….………………….. 19
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………20
Нормативно правовая база ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………….21
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Наименование программы | Программа «Здоровый малыш!» на 2014-2016 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | Педагогический совет №4 от 29.04. 2014г. Педагогический совет № 1 от 29.08.2014г. |
Основание для разработки Программы | Высокая заболеваемость детей дошкольной группы. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с МБОУ в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ. |
Цель программы | Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры. |
Основные задачи программы, целевые ориентиры | 1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5% и более, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. 2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры. 3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения . |
Исполнители Программы | Старший воспитатель, воспитатели, воспитанники дошкольной группы и их родители. |
Важнейшие целевые индикаторы Программы | 1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий. 2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях). 3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению. 4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2014-2016гг. 1-й этап - аналитический, апрель-май 2014г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2012-2014гг 2-й этап - разработка проекта программы – май- ноябрь 2014г. 3-й этап - внедрение программы- 2014-2016гг 4-й этап – итоговый - диагностический – апрель-май 2016г. |
Ожидаемые конечные результаты | 1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей. 2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи. 3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!». 4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольной группы. 5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней: |
Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией | Старший воспитатель дошкольной группы МБОУ «Слудская ООШ» |
ВВЕДЕНИЕ:
"Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос,
через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью".
Н. Ефименко
Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном году вводится новый норматив занятий физической культурой - не менее трёх занятий в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.[1]
Разработка педагогическим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Слудская основная общеобразовательная школа» этой программы, привела коллектив дошкольной группы к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольной группы состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в с. Слудка Сыктывдинского района . Природно – климатические условия в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие предприятий с вредным производством в г. Сыктывкаре Эжвинского района, что находится в 50 км от с. Слудки), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Здоровый малыш!» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего села и района.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольной группе практически здоровые дети составляют менее 7%.
Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5% и более, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
3. Разработка системы педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .
- Основные принципы реализации программы
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные участники реализации программы:
- Воспитанники дошкольной группы.
- Педагогический коллектив.
- Родители (законные представители) детей посещающих дошкольную группу.
Основные направления программы
1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );
2. Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ (кадры, спортивный зал, спортивная площадка);
3. Организация рационального питания;
4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы НОД, проводимых в ОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
- Анализ здоровья и физического развития воспитанников дошкольной группы
Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2012 по декабрь 2014г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2012г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в дошкольной группе приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет? Дошкольная группа открылась в сентябре 2012 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в дошкольной группе. В 2013-2014г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольная группа образовательного учреждения, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]
В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольной группы. При открытии дошкольной группы на базе МБОУ «Слудская ООШ», дети поступали в детский сад неравномерно, в сентябре массово, с октября по май постепенно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей, разработка проекта «В детский сад хожу без слез». Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей.
В дошкольную группу поступают большой процент домашних детей в возрасте 2-6 лет. Группа, организованная в дошкольной группе – разновозрастная и поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.
3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы дошкольной группы
3.1 Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.
Администрацией совместно с медицинскими работниками ФАП определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.
Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в дошкольной группе должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
- Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.
Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
- Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
- Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
- Проведение тематических занятий на группах;
- Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
- Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.
- Проведение оздоровительный работы в летний период.
Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.
В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья.
Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в МБОУ:
- по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
- создание развивающей среды в группах;
- создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
- создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
- проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- Разработка и проведение социальных проектов «Страна безопасности»
- проведение с детьми практических занятий по теме «В мир опасных предметов»
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольной группы, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:
- Выпуск газеты по здоровьесбережению «О здоровье» (1 раз в квартал);
- Создание в уголках для родителей рубрики «В здоровом теле - здоровый дух»; «Советы доктора Айболита»;
- Родительские собрания на данную тематику;
- Привлечение родителей в проектную деятельность по данной теме;
- Педагогические советы с участием родителей и т.д.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, НОД, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.
Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Большие гонки – маленьких спортсменов», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья», участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольной группе и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ дошкольной группы.
Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами ФАП и райпедиатром районной детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участкового педиатра и медицинских работников ФАП, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр с. Зеленец, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.
Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной группе помогает педагогический контроль, в который входят:
- Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
- Обследование физического развития детей;
- Педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
- Педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.
- Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольной группе направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:
- Осуществление проветривания помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
- Дважды в день влажная уборка групповых помещений;
- Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;
- 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;
- Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
- Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
- Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
- Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
- Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
- Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
- Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).
3.3 Организация полноценного питания
При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.
- Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
- Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
- Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
- Обеспечение питьевого режима;
- Витаминизация третьего блюда (постоянно);
- Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;
3.4 Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.
Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- Гимнастика для глаз, стоп, лица, шеи;
- Физминутки (динамические паузы);
- Хождение по дорожкам «здоровья»
Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям
Заключение
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:
Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов:
Местные, региональные условия (климат, природные условия);
- Специфику контингента детей, посещающих разновозрастную группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
- Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
- Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
- Изменение работоспособности детей в течении дня;
- Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.
Ведь в здоровом теле - здоровый дух.
Список литературы
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.
Нормативно – правовое обеспечение Программы
8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд - Сервис. 2001. – С. 43,72
9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании);
11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.
12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666);
13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.
14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.3049-13 ) от 15 мая 2013 г. № 26
16. Устав МБОУ «Слудская ООШ» и другие локальные акты ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доклад на педагогическом совете по теме:
Слайд 1. «Формирование здорового образа жизни в дошкольной группе в рамках программы по здоровьесбережению «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ!»
Слайд 2. Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Слайд 3. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безопасному образу жизни. Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры безопасного и здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.
Слайд 4. Основными составляющими здорового образа жизни являются – соблюдение режима дня; правильное питание; обеспечение двигательной активности; закаливающие процедуры; привитие культурно-гигиенических навыков. Не смотря на отсутствие инструктора по физической культуре, в нашей дошкольной группе воспитателями проводятся оздоровительные мероприятия. Такие как:
Слайд 5. Для обеспечение двигательной активности проводится:
- утренняя гимнастика,
- физкультминутки, подвижные игры,
- игры малой подвижности,
- физическая культура 3 раза в неделю;
- спортивные праздники среди родителей и детей.
Слайд 6. Привитие культурно-гигиенических навыков:
Рано утром каждый день
Умываться нам не лень
Зубы, волосы, ногти и уши
Почистим, помоем мы и посушим
С мылом, расческой, шампунем и пастой
Будешь ты чистым, пушистым, гривастым.
Слайд 7. Правильное питание
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Слайд 8. Сон.
Сон - важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека. В нашей дошкольной группе проводится: релаксационная гимнастика до сна, гимнастика после сна, босохождение, «Дорожки здоровья».
Слайд 9. Мероприятия по профилактике заболеваемости:
- Кварцевание; проветривание группы;
- Витаминизация в течении года;
- Пропаганда здорового образа жизни: папки передвижки, памятки для родителей, оформление стенда «Айболит советует».
- Недели здоровья.
- Экскурсии.
- Месячник по профилактике здоровья в летний период (июнь).
- Участие в спортивных мероприятиях школьных, сельских, районных.
- Участие в республиканском фестивале «Олимпиада с детского сада».
Слайд 10 Для эффективной работы по здоровьесбережению воспитатели дошкольной группы используют в работе современные технологии, такие как здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольной группе, направленные на:
- Сохранение и стимулирование здоровья (Динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры).
- Эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, ортопедическая);
- Обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика);
- Коррекционные (технологии музыкального воздействия, стопотерапия, сказкотерапия).
Сохранение и стимулирование здоровья Слайд 11 | Динамические паузы | Во время занятий, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др … |
Релаксация | В любом подходящем помещении для всех возрастных групп. Используется спокойная классическая музыка или звуки природы. | |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия; на прогулке; в группе. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей. Ритмопластика 2 раза в неделю по 20 минут со среднего возраста. Обращать внимание на величину физической нагрузки в соответствии с возрастом детей | |
Эстетической направленности Слайд 12 | Пальчиковая гимнастика | Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно – оздоровительной работы. Воспитатель даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. | |
Гимнастика для глаз | Ежедневно с подгруппой детей начиная с младшего возраста. Проводятся со всеми детьми особенно с речевыми проблемами. | |
Бодрящая | Ежедневно после дневного сна 5 – 10 минут Форма проведения различная | |
Ортопедическая | В разных формах физкультурно – оздоровительной работы Проводятся с детьми в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | |
Обучения здоровому образу жизни Слайд 13 | Физкультурное занятие | 3 раза в неделю в спортивно – музыкальном зале или на воздухе. Проводятся в соответствии с программой в хорошо проветриваемом помещении. |
Коммуникативные игры | 2 – 3 раза в неделю по 30 минут со старшего возраста Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей | |
Самомассаж | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | |
Точечный самомассаж | В различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | |
Утренняя гигиеническая гимнастика | Ежедневно по 7-10 мин со всеми детьми дошкольной группы, в соответствии с планом работы. | |
Коррекционные Слайд 14 | Технология музыкального воздействия | 2 – 4 раза в месяц. Используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышение эмоционального настроя. |
Сказкотерапия | 3 занятия в месяц по 25 минут со старшего возраста Групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей. |
Слайд 15 Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от этого сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад воспитатель и родители должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
Для этого воспитателями нашей дошкольной группы проводятся:
- Тематические родительские собрания,
- беседы с родителями,
- консультации (индивидуальные и групповые)
- Анкетирование
- Презентации.
- Совместные спортивно – оздоровительные мероприятия.
Слайд 16. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.
Показ Осиповой Е.И. мастер-класс «Самомассаж лица и рук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический праздник по программе Е. Затеевой "Малыш в мире искусства родного края" "
Сценарий тематического праздника...
Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...
Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"
Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»
Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...
Программа "Будь здоров малыш"
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Будь здоров Малыш»...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....