« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »
методическая разработка на тему
В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля организации работы в ДОУ по музейной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razvitie_lichnosti_doshkolnika_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»
Тематический контроль
« Развитие личности дошкольника
средствами музейной педагогики »
2015г
План-задание к тематической проверке
« Развитие личности дошкольника в детском саду
средствами музейной педагогики »
Актуальность
заключается в том, что в настоящее время продолжают расти потребности родителей в получении качественной образовательной услуги для детей дошкольного возраста, позволяющей сформировать у воспитанников потребность быть успешными в дальнейшем самоопределении. Важнейшей составляющей Федеральных Государственных стандартов к дошкольному образованию является введение детей дошкольного возраста в мир культуры. Именно поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей дошкольного возраста предмет «Музейная педагогика». А также, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, а важнейшим компонентом современного образования становится субъектная позиция ребенка, что позволит сформировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения нравственно-волевые и коммуникативные качества личности во взаимодействии непосредственно в пространстве интерактивного мини- музея.
Цель:
Повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении за счет интеграции содержания образовательных областей средствами музейной педагогики
Задачи:
1.Создать педагогические условия в ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов в проектно-исследовательской деятельности по созданию и организации мини-музея.
2.Согласовать образовательную программу и календарные планы по работе в зоне мини-музея, синхронизировать изучение вопросов, общих для разных возрастных групп детей.
3.Привлекать родителей к совместным мероприятиям художественно-эстетической и проектно-исследовательской деятельности, в рамках которых они (родители) от наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников.
Сроки проведения: 2015г.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.
Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.
Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):
- анкета для педагогов
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики
- карта анализа занятия с использованием материалов мини-музея
- критерии оценки смотра-конкурса по организации мини-музея
- график проведения тематического контроля
План-график к тематической проверке
« Развитие личности дошкольника в детском саду
средствами музейной педагогики »
№ группы | Дата | Время | Режимный момент | Содержание контроля | Кто проводит |
1-я младшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Васильева Е.О | ||
2-я младшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Карпичева А.Л | ||
средняя | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Конюхова О.В | ||
разновозрастная | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Баранова Н.С | ||
старшая | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Бородастова Ю.Г | ||
подготовитель ная | НОД | Наблюдение и анализ образовательного процесса | Карсакова М.Г | ||
все педагоги | Анкетирование педагогов | старший воспитатель | |||
все группы | Обзорный просмотр | Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей | старший воспитатель | ||
все группы | Смотр-конкурс | Организация мини-музея | старший воспитатель | ||
все педагоги | Обзорный просмотр | Планирование. Система работы. Документация. | старший воспитатель | ||
Обработка материалов проверки. . | старший воспитатель |
Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев
Воспитатель___________________________
Группа______________________
Дата__________________
Параметры проверки | |
Наличие творческих заданий, загадок, стихов, сказок. | |
Наличие материала из истории предметов. | |
Какую функцию выполняет музей (поисковая, научно- исследовательская, культурно- образовательная, экспозиционная) | |
Результаты творческой деятельности детей: детские рисунки, поделки | |
Формы работы с детьми в музейном пространстве: сценарии занятий, элементы театрализации, костюмирование, проекты, фольклорные праздники. | |
Насыщенность мини-музея: наличие предметов. | |
Среднее по группе: |
Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев (сводная таблица)
1-я младшая | 2-я младшая | средняя | разновозрастная | старшая | подготовительная | |
Параметры проверки | ||||||
Наличие творческих заданий, загадок, стихов, сказок. | ||||||
Наличие материала из истории предметов. | ||||||
Какую функцию выполняет музей (поисковая, научно- исследовательская, культурно- образовательная, экспозиционная) | ||||||
Результаты творческой деятельности детей: детские рисунки, поделки | ||||||
Формы работы с детьми в музейном пространстве: сценарии занятий, элементы театрализации, костюмирование, проекты, фольклорные праздники. | ||||||
Насыщенность мини-музея: наличие предметов. | ||||||
Среднее по группе: |
Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ
Воспитатель_____________________________
Группа__________________________
Дата_________________
Показатель | Оценка в баллах | |
1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея | ||
2. Сезонность экспозиции: - круглогодичный - сезонный | ||
3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности, - новизна, уникальность экспозиции, - соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста - соответствие экспозиции интеграции образовательных областей; - взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции; |
| |
4. Доступность экспозиции для посещения: | ||
5. Наличие презентационных материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса, презентационных материалов на бумажных и электронных носителях, участие в выставочных мероприятиях и др.) | ||
6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея | ||
Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ (сводная таблица)
Показатель | 1-я младшая | 2-я младшая | средняя | рзновозрастная | старшая | подготовительная |
1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея | ||||||
2. Сезонность экспозиции: - круглогодичный - сезонный | ||||||
3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности, - новизна, уникальность экспозиции, - соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста - соответствие экспозиции интеграции образовательных областей; - взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции; | ||||||
4. Доступность экспозиции для посещения: | ||||||
5. Наличие презентационных материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса, презентационных материалов на бумажных и электронных носителях, участие в выставочных мероприятиях и др.) | ||||||
6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея |
Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.
воспитатель_____________________
группа________________________
дата_________________
Показатели смотра-конкурса | |
Как мини-музей вписывается в интерьер группы - место расположения; - эстетичность; - креативность | |
Учёт возрастных особенностей детей | |
Паспорт мини-музея | |
Цель создания. | |
Описание использования музея в работе с детьми | |
Разделы и экспонаты - качество, - разнообразие, - история экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета, - соответствие возрасту | |
Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки) | |
Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею | |
Связь с другими видами деятельности | |
Умение педагога провести экскурсию по музею |
Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.
(сводная таблица)
Показатели смотра-конкурса | 1-я младшая | 2-я младшая | средняя | рзновозрастная | старшая | подготовительная |
Как мини-музей вписывается в интерьер группы - место расположения; - эстетичность; - креативность | ||||||
Учёт возрастных особенностей детей | ||||||
Паспорт мини-музея | ||||||
Цель создания. | ||||||
Описание использования музея в работе с детьми | ||||||
Разделы и экспонаты - качество, - разнообразие, - история экспонатов: как появился предмет; может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета, - соответствие возрасту | ||||||
Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки) | ||||||
Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею | ||||||
Связь с другими видами деятельности | ||||||
Умение педагога провести экскурсию по музею |
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Понятие ...
Нравственное развитие дошкольников через музейную педагогику"
В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь отвлеченными понятиями.Именно в детском саду дети получают пер...
"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...
Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики
Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики...