ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
статья на тему
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Обязательное сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ-
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
-Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
-Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.
-Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.
Первый этап, — «Планирование мини-музея».
- выбор темы мини-музея,
- определение места размещения мини-музея,
- планирование экспозиций,
- выбор дизайна оформления мини-музея,
- подбор экспонатов,
- оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
- разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
- разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
- разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музеев»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы мини-музея.
Тематика мини-музеев: «Великая война», «Истоки «Родничка», «Мини- музей обуви», «Музей брошенных вещей», «Новогодней игрушки», «Собака — наш лучший друг».
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
2. Планирование экспозиций.
Мини-музеи ДОУ располагают сменными экспозициями. Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например: на базе мини-музея можно организовывать кратковременные экспозиции, например, посвящённые дню космонавтики.
3. Выбор дизайна оформления мини-музея.
Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционномрешении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.
4. Подбор экспонатов
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
За несколько лет работы по данному направлению педагогами нашей творческой группы совместно с воспитанниками и их родителями были организованы разнообразные конкурсы («Игрушки детей войны», «Зелёная красавица», «Вторая жизнь обуви», «Русский валенок» и другие), которые нашли отражение в экспозициях наших мини-музеев.
5. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.
Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта мини-музеев по темам экспозиций.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.
7 Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.
В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям: о том какие посылки отправляли на фронт или о трудностях санитарок на передовой. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.
8 Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Педагоги группы разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев. Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех кто не смог посетить действующую экспозицию.
Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померять лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnoe_razvitie_detey_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А.Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л.Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С.В.Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Обязательное сочетание предметного мира музея с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ-
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
-Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
-Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.
-Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.
Первый этап, — «Планирование мини-музея».
- выбор темы мини-музея,
- определение места размещения мини-музея,
- планирование экспозиций,
- выбор дизайна оформления мини-музея,
- подбор экспонатов,
- оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
- разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
- разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
- разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музеев»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы мини-музея.
Тематика мини-музеев: «Великая война», «Истоки «Родничка», «Мини- музей обуви», «Музей брошенных вещей», «Новогодней игрушки», «Собака — наш лучший друг».
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
2. Планирование экспозиций.
Мини-музеи ДОУ располагают сменными экспозициями. Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например: на базе мини-музея можно организовывать кратковременные экспозиции, например, посвящённые дню космонавтики.
3. Выбор дизайна оформления мини-музея.
Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.
4. Подбор экспонатов
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
За несколько лет работы по данному направлению педагогами нашей творческой группы совместно с воспитанниками и их родителями были организованы разнообразные конкурсы («Игрушки детей войны», «Зелёная красавица», «Вторая жизнь обуви», «Русский валенок» и другие), которые нашли отражение в экспозициях наших мини-музеев.
5. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.
Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини - музеев изготовили визитки и паспорта мини - музеев по темам экспозиций.
6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини - музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.
7. Разработка ознакомительной экскурсии в мини - музей.
В ходе разработки экскурсий по своему мини - музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям: о том какие посылки отправляли на фронт или о трудностях санитарок на передовой. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.
8. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Педагоги группы разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех кто не смог посетить действующую экспозицию.
Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини - музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают помереть лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
развитие связной речи детей средствами музейной педагогики
Речь- великий дар природы, благодаря которому, люди имеют возможность общаться друг с другом.Интерактивный мини-музей - это музей, где ребенок включается в процесс ознакомления с экспонатами в непосре...
" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...