Региональный компонент ДОУ (КАЛМЫКИЯ)
статья на тему

             Из опыта работы «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в воспитательно-образовательном процесс ДОУ №1»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_dou_no1.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

             Из опыта работы «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в воспитательно-образовательном процесс ДОУ №1»

Старший воспитатель                                                                         Андиева В.Б.

     

      Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию  регионального компонента, в вариативной части образовательной программы  детского сада введены занятия по калмыцкому языку часы по образовательной области «Речевое развитие» - занятия по обучению калмыцкому  языку. Образовательная деятельность строится на основе программы «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении от3 до 7 лет» под редакцией В.К. Эрендженова и на основе методических рекомендаций   «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями калмыцкого  народа».

Овладение калмыцким языком титульной и не титульной национальности  детьми идёт через организацию 15-30-минутных занятий 2 раза в неделю, начиная со второй группы. Длительность занятий составляет: с детьми шестого года жизни – не более 25 минут, с детьми седьмого года жизни – не более 30 минут.

Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, элементы неожиданности, разнообразные виды наглядности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на калмыцком  языке.

В ДОУ реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

- непосредственно-образовательной деятельности «Речевое развитие»(обучение калмыцкому  языку);

•           проектной деятельности;

•          организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;

•           организации взаимодействия с родителями воспитанников;

•          организации взаимодействия с социумом;

•           смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;

•           организации праздников и досугов.

         В ДОУ реализуется проект по духовно-нравственному воспитанию «Мир, в котором я живу» по внедрению в деятельность детей дошкольного возраста регионального компонента: знакомству детей с историей, культурой и бытом калмыцкого  народа.    

Цель: Воспитывать дошкольников в духе уважения и интереса калмыцкой  национальной культуре.

Задачи:

1. Дать представление о республике Калмыкии, ее культуре и особенностях.

2.Создавать условия для эстетического восприятия природы, живописи, литературы, искусства, музыки, народного фольклора, промыслов Республики Калмыкии.

3.Создавать условия  для самостоятельной познавательной активности детей

 Отражен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с учетом художественно-эстетического и нравственного развития воспитанников, содержания в разделе «Познавательное развитие», интеграцией с образовательными областями, в детской деятельности, возрастных особенностей детей. Программа предполагает использование проектного метода, интегрированного подхода в обучении детей и комплексно тематическим годовым планом. Использованы разные формы обучения: как часть занятий по развитию речи, познавательных, изоискусству, литературе, изобразительной деятельности. В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие формы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картин, подвижные и дидактические игры, творческое рассказывание.

Содержание развивающей среды групповых этнографических уголков предполагает учет следующих требований:

•         Содержание этнографических  уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во всех дошкольных группах.

•         Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии «Природа родного края» (растения, животный мир) в старших и подготовительных группах.

•         В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная символика Республики Калмыкии, карта Республики Калмыкии.

•         Широко представлены предметы декоративно-прикладного искусства:  народные игрушки,  сувениры во всех дошкольных группах.

•         Периодически происходит замена макетов «Зима (Весна, Лето, Осень) – в нашей степи»

•         Дидактические игры «В степи», «Алтн авдр», «Баира», «Животные и их детеныши», «Биологическое лото», «Геологическое лото» в старших дошкольных группах используются в учебной деятельности.

•         Информационный материал, пособия, иллюстрации,  книги по следующим направлениям:  «Культура Республики Калмыкии» (информация о писателях, поэтах, композиторах, художниках, артистах и спортсменах Республики Калмыкии); «История Республики Калмыкии» (информация о памятниках и памятных местах, о строительстве столицы СИТИ-ЧЕС, героизм  народов  в Великой отечественной войне).

 

Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с  родным краем. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с Республикой включены все педагоги, специалисты и родители.

Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическая культура»(элементы танцы)  (например о целебном калмыцком чае, чигян и другие молочные продукты), «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое творчество», «Коммуникативно-личностное».

Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию раскрыта в образовательном проекте по формированию у детей духовно-нравственного отношения к культурному наследию «Мир, в котором я живу».                                          

 Цель  проекта:

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам культуры  народов.

             Задачи  проекта.

•         Создание условий для воспитания детей на традициях народной  педагогики;

•         Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.

•         Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

•         Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;

•         Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).

 

         Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми:  народные праздники, посещение музея, библиотеки. Школы искусств, исполнение  народных песен, игра на  музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством, сотрудничество с журналом «Байр», «Байрта», являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре калмыцкого народа, к овладению калмыцким  языком и повышению интереса у детей к истории народа .

 

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ № 1».  Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров- практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов), журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Калмыкии, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей степной природы, сборники музыкальных произведений на калмыцкую  тематику.

Любовь к родному городу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В разных видах деятельности:  в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе поездок в степь  (старшие группы), посещений Краеведческого музея им. Пальмова.  В этнографических уголках дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы Калмыкии, о людях, проживающих в республике, об особенностях жизни людей разных национальностей.

В работе с детьми  по формированию познавательных интересов используются Неделя  «Моя Калмыкия» на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми объектами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений в разных возрастных группах. В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся  с особенностями географического расположения нашей республики, климата, с историей Калмыкии,  с символикой родного края и города. Дети знают, что Калмыкия - частица нашей Родины-России. Воспитанники ДОУ во время прогулок по городу знакомятся с достопримечательностями и улицами Элисты, имеют возможность наблюдать за событиями и явлениями, происходящими в окружающей действительности. В ходе познавательной деятельности получают представления о культуре, традициях и обычаях калмыцкого народа.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников  формируют представления о природной зоне- степи, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники  знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения  к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

На занятиях после ознакомления с калмыцким  орнаментом воспитанники создают яркие, красочные эскизы предметов быта с использованием калмыцких  узоров.

Совместно музыкальным руководителем и учителем калмыцкого языка ежегодно проводятся развлечения ко дню рождения Элисты.

На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности,  наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски, маля, шаха). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.

При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются : открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного города, пейзажей степной природы, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой город», «Животные Калмыкии», «Растения родного края», «Растения и животные Калмыкии» и др., пособие «», карточки-схемы «Правила поведения в лесу», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни калмыцкого  народа, о животных и растениях нашего края, гербарии растений  края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Калмыкии», «Кто  живёт в степи?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты калмыцких орнаментов, животных, музыкальные инструменты (домбра, бубны, барабаны, шумелки, колокольчики, ) и  другое.

В уголках природы на каждой группе размещены пособия и материалы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: гербарии растений родного края, объекты неживой природы( песок, камни, глина, перо птицы и др.) и живой (семена растений, комнатные растения), журналы, альбомы для рассматривания детьми, оборудование для игр- экспериментирования (песочные часы, лупы, палочки, стаканчики, соломинки).

На каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших групп имеют возможность отмечать сезонные изменения в природе.

В группах расположены уголки малой Родины. В них имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением  растений и животных Калмыкии, фотографии с видом родного города, сборники стихов калмыцких  поэтов, композиции, сделанные воспитанниками  и др. В старших группах оформлены стенды «Моя Родина- Россия», « Калмыкия», «Моя семья. Моя родословная». Ко дню рождения города оформляется временная экспозиция «Наш край».

Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей в ходе занятий и бесед используются художественные произведения калмыцких поэтов, сказки, калмыцкие и русские загадки, экологические рассказы, аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира», «Звуки природы» и др.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, луга и реки. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.

У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в труде в природе и т.д.

 В летний период работниками ОУ были созданы экологические тропы для ознакомления дошкольников с природой родного края. Высаженные деревья и кустарники вдоль ограждений на всех участках детского сада очищают от загрязнений и обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. Попадая в удивительный мир родной природы дети не только знакомятся с его обитателями, но и учатся оберегать, охранять и ухаживать за ними. Для привлечения внимания к экологическим центрам воспитанников педагогами сделаны: «божьи коровки», «дружная семейка», «забавные друзья», «гусеница».

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся  родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное- невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения дней здоровья.

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

II. Практическая часть.

В дошкольном учреждении  педагоги уделяют особое внимание созданию развивающей среды в групповых помещениях. В работе с детьми всех возрастов используются дидактические и подвижные игры:

«Алтн авдр».

Задачи: познакомить с калмыцким  фольклором (загадками). Учить отгадывать  загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору  калмыцкого народа.

«Чудесный сундучок».

Задачи: учить подбирать иллюстрации к стихотворениям. Познакомить с калмыцким искусством (стихами). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре калмыцкого  народа.

«Что лишнее?».

Задачи: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.

«Отгадай-ка».

Задачи: обогатить словарь дошкольников калмыцкими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту калмыцкого  народа.

«Животные  Калмыкии».

Задачи: учить отгадывать названия  животных по описанию внешнего вида. Развивать ощущения, наблюдательность. Воспитывать уверенность в себе.

«Где эта улица? где это дом?»

Задачи: углубить представление детей о родном городе, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к  родному городу.

«Ящик ощущений».

Задачи: углубить представление детей об объектах живой и неживой природы. Учить на ощупь определять и называть объекты окружающего мира. Развивать тактильные ощущения, внимание. Воспитывать силу воли.

«Музыкальная шкатулка».

Задачи: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен. развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

«Музыкальный куб».

Задачи: закрепить умение имитировать способы передвижения калмыцких животных. Развивать воображение, сообразительность. Воспитывать самостоятельность.

«Игра в альчики».

Задачи: формировать умение соблюдать правила игры. Развивать смекалку, терпение, мелкие мышцы кисти руки. Воспитывать усидчивость.

«Тихое пение».

Задачи: учить выполнять задание сообща. Развивать сообразительность, память. Воспитывать организованность.

«Попади в цель».

Задачи: расширить представление о национальных играх. Развивать мелкую мускулатуру рук, меткость, сообразительность.

«Загони овец в кашару»

Задачи: формировать интерес к национальным играм. Учить соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, сообразительность. Воспитывать организованность.

Работа в данном направлении будет продолжена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

Региональный компонент Республики Калмыкия

Предназначена для воспитателей, родителей и педагогов дополнительного образования...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...