Профилактика заболеваний органов дыхания ребёнка старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога
методическая разработка (старшая группа) на тему
Снижение высокой заболеваемости дошкольников острыми респираторными инфекциями является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Это связано прежде всего с сотнями вирусов – возбудителей этих инфекций, большим количеством детей в коллективах, что повышает риск инфицирования, а также с непродолжительностью иммунитета, отсутствием специфических средств защиты. В настоящее время в дошкольных учреждениях педагогами-психологами широко используются различные виды тренингов, однако довольно редко – специально разработанные программы, направленные на профилактику возникновения заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста.
В структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет от 83 до 97%. Проблема усугубляется тем, что большая часть дошкольников болеют почти ежегодно. 20 – 30% детей переносят четыре и более заболеваний в год. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических неспецифических бронхолёгочных заболеваний.
Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют следующие факторы: ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором). На психическом здоровье детей сказывается и социальная напряжённость в обществе.
Актуальность данной работы связана прежде всего с тем, что патологические изменения, возникающие при бронхолёгочных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведёт к ухудшению лёгочной вентиляции. Различные деформации грудной клетки и искривления позвоночника создают дополнительные препятствия дыханию. В этих случаях плавание, лечебная физкультура, массаж и занятия в комнате релаксации могут быть основными реабилитирующими средствами. Физические и профилактические методы, восстанавливая расстроенные функции дыхания, предупреждают развитие и устраняют уже имеющиеся патологические изменения в бронхолёгочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности.
Данная работа нацелена на образование, способствующее повышению уровня здоровья детей дошкольного возраста и является современным решением технологий воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время в дошкольных учреждениях педагогами-психологами широко используются различные виды тренингов, однако довольно редко – специально разработанные программы, направленные на профилактику возникновения заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста.
Снижение высокой заболеваемости дошкольников острыми респираторными инфекциями является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Это связано прежде всего с сотнями вирусов – возбудителей этих инфекций, большим количеством детей в коллективах, что повышает риск инфицирования, а также с непродолжительностью иммунитета, отсутствием специфических средств защиты.
В структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет от 83 до 97%. Проблема усугубляется тем, что большая часть дошкольников болеют почти ежегодно. 20 – 30% детей переносят четыре и более заболеваний в год. Это нередко приводит к развитию рецидивирующих и хронических неспецифических бронхолёгочных заболеваний.
Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют следующие факторы: ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором). На психическом здоровье детей сказывается и социальная напряжённость в обществе.
Поэтому занятия, предложенные в данной работе, прежде всего показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития, а также страдающими психосоматическими заболеваниями.
На занятиях дети изучают различные приемы саморегуляции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять эмоциональное напряжение, дает возможность выразить свое «Я», обучаются дыхательной гимнастике, которая способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких, удаляет мокроту.
С чем связана актуальность данной работы?
Во-первых, она связана с тем, что патологические изменения, возникающие при бронхолёгочных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведёт к ухудшению лёгочной вентиляции. Различные деформации грудной клетки и искривления позвоночника создают дополнительные препятствия дыханию. В этих случаях плавание, лечебная физкультура, массаж и занятия в комнате релаксации могут быть основными реабилитирующими средствами. Физические и профилактические методы, восстанавливая расстроенные функции дыхания, предупреждают развитие и устраняют уже имеющиеся патологические изменения в бронхолёгочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности.
Во-вторых, упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для здорового образа жизни.
В-третьих, сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей с вышеперечисленными особенностями психического состояния.
В-четвёртых, она связана с результатами изучения социально-психологической адаптации дошкольников: с необходимостью формирования самоуважения и самопринятия. Это формирование идёт за счёт двух источников: от самого себя – самопринятие, уважение и гордость своими положительными качествами и достижениями, - и через других – восприятие уважения и принятия себя, своих качеств, умений и достижений со стороны других.
В-пятых, актуальность данной работы связана с поиском новых здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения дошкольников.
Данная работа нацелена на образование, способствующее повышению уровня здоровья детей дошкольного возраста и является современным решением технологий воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения.
В соответствии с актуальностью формулируются следующие задачи:
- сформировать у ребёнка чувство принадлежности к группе, помочь почувствовать себя более защищенным, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формировать позитивное отношение к своему «Я», учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;
- создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении с преобладанием положительных эмоций;
- выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых невротических состояний у детей;
- оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания;
- способствовать повышению профессиональных знаний и умений специалистов по заданной теме, работающих с детьми;
- привлечение родителей к участию в оздоровлении своих детей.
Методические приёмы:
- словесные, подвижные и релаксационные упражнения;
- частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения.
- использование оборудования Сенсорной комнаты;
- анализ и инсценировка различных психологических этюдов;
- использование психоаналитических и личностноориентированных бесед в общении с детьми с аффективными и невротическими проявлениями;
- обязательное музыкальное сопровождение занятий;
- достижение положительного, заинтересованного отношения детей к выполнению упражнений.
Оценка эффективности оздоровления часто болеющих детей
Основным критерием оценки проведённых оздоровительных мероприятий является динамика уровня заболеваемости (кратности, продолжительности и тяжести заболеваний) каждого ребёнка за год. Эффективным считается оздоровление, если заболеваемость снижается не менее чем на 25%. Показатель эффективности оздоровления рассчитывается путём деления числа часто болеющих детей, снятых с учёта по выздоровлении, на общее число часто болеющих детей, получивших профилактические процедуры, выраженное в процентах.
Одним из объективных показателей здоровья детей является показатель кратности случаев острых респираторных заболеваний. Анализ может быть проведён методом сравнения данных по заболеваемости за 1-2 года до проведения профилактических мероприятий и такой же период времени спустя. Но при анализе заболеваемости методом «наблюдаемой группы» следует помнить о возрастном снижении числа случаев острых заболеваний у детей, равном в среднем 10% в год (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986).
Кроме того, эффективность оздоровления часто болеющих детей оценивается по следующим показателям:
- положительная и соответствующая возрасту динамика физического развития (показателей роста и веса);
- положительная и соответствующая возрасту динамика нервно-психического развития (параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
- отсутствие осложнённого течения острых заболеваний;
- уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребёнком в год.
Детей, не имеющих положительной динамики в здоровье, необходимо дополнительно обследовать с целью выяснения причин их частых заболеваний и ввести дополнительные меры по дальнейшему их оздоровлению.
Организация и правила проведения занятий
Данная работа состоит из трёх блоков, перед каждым из которых стоят свои задачи. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Занятия не строго регламентированы по времени. При их проведении нужно учитывать самочувствие и эмоциональное состояние детей. Педагог может сократить продолжительность занятия, если дети устали, заменить какую-либо его часть. Количество одновременно занимающихся детей зависит от возраста детей, от задач, стоящих перед педагогом, а также от индивидуальных особенностей детей.
Первый блок решает диагностические задачи. Без предварительной диагностики невозможно выделить особенности каждого ребёнка, составить группу, в которой были бы собраны дети, имеющие сходные характеристики нервно-психического и физического развития. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрии, анкетирования, беседы с врачом. Полученные данные позволят определить результативность занятий, а также спрогнозировать дальнейшую работу с детьми.
Второй блок – это коррекционно-обучающий тренинг, который проводится в условиях Сенсорной комнаты.
Используется оборудование Сенсорной комнаты:
- звукоактивированный проектор «Русская пирамида»;
- светильник «Фонтан света»;
- магические жезлы;
- интерактивная панель «Лестница света»;
- мягкие модули;
- интерактивная пузырьковая колонна;
- панно «Живая вода»;
- «Звёздная сеть»;
- светильник «Звёздный дождь»;
- зеркальный шар;
- интерактивный сухой бассейн с подсветкой;
- световая каскадирующая труба «Весёлый фонтан»;
- сенсорная тропа;
- «Волшебная нить» с контролёром;
- фонограммы классической и релаксационной музыки.
Третий блок – включает в себя методические рекомендации и материал, который может быть использован при проведении бесед-лекций с воспитателями, специалистами и родителями.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
I блок –диагностический | ||
II блок – коррекционно-обучающий тренинг | ||
1. | “Это Я” | 25-30 мин |
2. | “Я и моё тело” | - |
3. | “Я хочу!.. Я знаю!.. Я умею!..” | - |
4. | “Ты мой друг и я твой друг” | - |
5. | “Волшебные средства понимания: интонация и мимика” | - |
6. | “Я и моя семья” | - |
7. | “Понимаю других – понимаю себя” | - |
8. | “Это мы” | - |
III блок – методические рекомендации | ||
3.1 | Общая характеристика физических методов оздоровления дошкольников | 30-45 мин. |
3.2 | Специфические и неспецифические средства профилактики ОРЗ | - |
3.3 | Физические методы укрепления здоровья детей | - |
3.4 | Дыхание и здоровье | - |
3.5 | Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении | - |
3.6 | Практические рекомендации по организации профилактической работы | - |
3.7 | Рекомендации для родителей | - |
IV блок – приложения | ||
4.1 | Дыхание по методике Стрельниковой | |
4.2 | Дыхание против стресса | |
4.3 | Упражнения для детей, часто болеющих ОРЗ | |
4.4 | Методика дыхательных упражнений йогов |
Общая характеристика физических методов
оздоровления дошкольников
Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии является важным компонентом системы восстановительного лечения. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко использоваться в воспитательно-оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью.
Лечебная физкультура в детском возрасте – это часть системы восстановительного комплекса, лечебно-педагогический процесс, имеющий также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической культурой и музыкальных, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создаёт положительный эмоциональный фон.
При проведении занятий лечебной физкультуры с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учётом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характеру ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия.
Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребёнку радость. Необходимо соблюдать при этом принцип – «тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Вялость, сонливость ребёнка днём – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить. «Здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм».
Двигательная активность, особенно в циклическом ритме, является фактором функциональной индукции восстановительных процессов. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц», сформулированному Аршавским, характер их деятельности определяет развитие физиологических систем. Происходит избыточное восстановление как живой цитоплазменной массы, так и энергетических потенциалов, за счёт которых в последующий момент может быть осуществлён больший объём функций выполняемой работы. Эта закономерность является одной из основных в возрастной физиологии.
Физические методы укрепления здоровья детей
При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводится для утренней и лечебной гимнастики, прогулок, игр, трудовых процессов, закаливающих мероприятий. Оптимальный общий режим дошкольного учреждения имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату. Применительно к детям особенно правильно звучат слова французского клинициста Ж.Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
Каждое оздоровительно-воспитательное занятие с детьми должно проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом. Правильное педагогическое оформление с учётом возрастных особенностей и методических принципов (широкое использование игр, имитационных движений, применение дидактических принципов) имеет решающее значение. Никогда нельзя забывать, что одной из физиологических особенностей детского организма является его повышенная реактивность. Поэтому занятия в комнате релаксации, сочетающие правильное чередование упражнений с паузами отдыха дают высокий оздоровительный и воспитательный эффект.
Методики, применяемые в целях реабилитации
при заболеваниях бронхов и лёгких
Все методики, применяемые с целью долечивания и реабилитации при заболеваниях бронхов и лёгких, служат (прямо или косвенно) улучшению альвеолярной вентиляции, т.е. процессу дыхания.
Точно согласованная работа всего дыхательного аппарата позволяет получить наибольшее количество воздуха при наименьшем напряжении дыхательной системы и организма в целом. Это достигается путём правильного осуществления процессов выдоха, вдоха и задержания в лёгких поступившего при вдохе воздуха для достаточно полного обмена газа в альвеолах и тканях организма. Необходимо добиться, чтобы правильное дыхание стало повседневной привычкой каждого человека.
Процесс дыхания может осуществляться правильно лишь при условии полной согласованности и нормальной деятельности всей дыхательной системы. Всякое нарушение деятельности любой части дыхательного аппарата неизбежно отражается на процессах дыхания и на состоянии всего организма. Однако нарушения деятельности в той или иной части дыхательного аппарата и других систем организма могут быть устранены путём применения специальных приёмов дыхания. Поэтому крайне важно установить, какие приёмы повседневного дыхания человека оказывают отрицательное воздействие на организм и какими способами можно достигнуть физиологически правильного дыхания при нормальном физическом состоянии человека и в случае различных заболеваний.
Оздоровительный режим в семье и
дошкольном учреждении
Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребёнка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. У детей
4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребёнка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.
Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения в деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врождённых особенностей нервной системы. Наиболее «реактивны», подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой, считающиеся главными «поставщиками» неврозов и невротических реакций. У этих детей физиологическое состояние напряжения – стресс может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.
Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно» или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребёнку следует объяснить причину слёз или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности – это в то же время эффективный приём укрепления эмоционального здоровья.
С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определённые психолого-педагогические приёмы:
- Индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, своя нервная система. Поэтому работа с ребёнком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учётом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребёнка.
- Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников – учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. Возникающие в игровых действиях положительные, да и отрицательные, эмоции можно рассматривать как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Игра на свежем воздухе оказывает больший оздоровительный эффект, чем игра в закрытом помещении. Характер взаимоотношений ребёнка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребёнка является игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребёнку, должны быть его партнёрами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений. Чаще применяют 5 групп упражнений, обозначенных, как оздоровительные: Элементы акробатики, подвижные игры, упражнения с разными предметами, музыкально-ритмические упражнения. Классификация условна, так как, например, подвижные игры имеют наибольшее оздоровительное значение, а упражнения с предметами могут носить музыкально-ритмический характер.
Оздоровительные упражнения направлены на формирование правильной осанки и положения всего тела при ходьбе и посадке. Главная задача взрослых – научить ребёнка правильному выполнению этих упражнений сначала путём показа, затем, помогая ребёнку, путём коррекции его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолётик» при положении ребёнка на коленях с разведёнными в стороны руками и поочерёдными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребёнка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолётика», когда ребёнок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.
Оздоровительные упражнения, групповые игры, содержащие элементы акробатики, с использованием разных предметов или снарядов должны широко вводиться в оздоровительный комплекс.
1-ая группа упражнений:
«Птичка». Ребёнок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребёнку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребёнок прыгает на месте.
«Кто сумеет». Из положения «лёжа на спине» ребёнок при помощи взрослого садится. По мере овладевания упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребёнка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперёд с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.
Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций.
«Казачок». Ребёнок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочерёдно одну ногу выбрасывает вперёд и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.
«Балерина». Ребёнок сидит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы её носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребёнка за вытянутую вперёд руку для сохранения равновесия.
Упражнения 3-й группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей: чем меньше ребёнок, тем проще правила. Лучше играть с ребёнком в небольшом коллективе из нескольких детей и 1-2 взрослых.
В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый раз было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.
5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально-художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений. Музыкальное воспитание ребёнка следует начинать с обучения его слушать музыку и понимать её оттенки. Опыт применения ритмической гимнастики в старших группах детских садов показал, что современная эстрадная музыка в быстром темпе (ритм 120 тактов в минуту и более) вызывает у детей желание выполнять танцевальные движения. Взрослые должны показать детям простые упражнения ритмической гимнастики и научить их делать это легко и без напряжения.
В этих играх ребёнок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра – это наилучший регулятор эмоционального поведения ребёнка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребёнок.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен.
Практические рекомендации
по организации профилактической работы
Разработанная система неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста по своей простоте, доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
В целях снижения частоты острых респираторных заболеваний у детей, посещающих дошкольные учреждения, предлагается применять физические факторы оздоровления контрастными методами (воздушные и водные ванны) с использованием циклических упражнений (бег, плавание и др.) и музыкальным сопровождением.
С целью повышения активности факторов неспецифической защиты организма детям, часто болеющим острыми респираторными заболеваниями, в оздоровительный комплекс следует вводить препараты метаболического действия, фитотерапию.
Рекомендации для родителей
Родители должны активно участвовать в оздоровлении своих детей. С целью повышения их роли в профилактической работе рекомендуется провести цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно-текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхо-лёгочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
- О питании дошкольников.
- Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у родителей (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.
Таким образом, деятельность дошкольных учреждений должна включать воспитательно-образовательный и воспитательно-оздоровительный разделы. При правильной организации физического воспитания в дошкольной практике достигается хорошее развитие моторики, при реализации комплексной системы оздоровления детей формируется здоровый образ жизни, повышается устойчивость организма к острым респираторным инфекциям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика заболеваний органов дыхания.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение лазаревский детский сад общеразвивающего вида №49 Консультация для родителей на тему: «Профилактика заболеванийорганов ...
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ
Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....
Роль дыхательной гимнастики и пения в профилактике заболеваний органов дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика и пение - необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье....
Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...
Памятка для родителей "Профилактика заболеваний органов дыхания у детей"
Рекомендации для родителей о профилактике и лечении органов дыхания....
«Профилактика заболеваний органов дыхания»
Детский организм намного слабее взрослого, и это прописная истина. Достаточно сказать, что ребенок может болеть до 12 раз в год, и врачи говорят, что это норма. Но ничего приятного в этом нет. Детский...
Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимов у детей старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога в условиях ДОУ»
Музыко-телесные упражнения в распускании мышечных зажимову детей старшего дошкольного возраста в работепедагога-психологав условиях ДОУ»...