МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ»
методическая разработка по психологии
Предлагаемые методические рекомендации являются попыткой обобщить и систематизировать современные актуальные подходы к организации диагностической работы с детьми разных возрастных групп в условиях ДОУ.
Существует большое количество методик психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у детей дошкольного возраста.
Комплекс психодиагностических методик для детей определенного возраста включает минимальный по числу набор методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Появляется возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и еѐ уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
- Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни еѐ процесс, ни еѐ результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
- Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлѐн и наделѐн соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
- Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
- Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом. Чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
- Принцип осведомлѐнного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
- Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашѐнных и гарантированных конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
- Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
- Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
- Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, в пределах своей компетентности и границ своих возможностей.
- Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволил бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М. Бехтерева, ГИДУВе.
- Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
- Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
- Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведѐт интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
- Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передаѐт заказчику результаты исследований в терминах понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передаѐт никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
- Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
- Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющим доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
- Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
Глава 1. РАННИЙ ВОЗРАСТ.
Работа с детьми раннего возраста одно из основных направлений работы психолога в детском дошкольном учреждении. Особенность ее заключается в том, что психологу часто приходится работать с детьми опосредованно через родителей, воспитателей, медицинских работников.
Мы предлагаем к рассмотрению следующие формы работы в данной возрастной группе:
- Анкетирование родителей;
- Оценка успешности адаптационного процесса;
- Методы оценки нервно-психического развития детей раннего возраста;
- Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях раннего возраста и протекании процесса адаптации.
Анкетирование родителей.
В знакомстве с ребенком, вновь пришедшим в детский сад удобно использовать такую форму работы, как анкетирование родителей, поскольку вопросы, задаваемые в анкете, могут наиболее полно отразить своеобразие ребенка и его образа жизни. С помощью анкеты можно узнать много полезной и важной информации о привычках, распорядке дня, семейной обстановке, собрать о более раннем этапе развития ребенка и т.д., в общем все то, что может негативным образом или, наоборот, положительно, сказаться на период адаптации ребенка к детскому саду.
С помощью анкеты можно не только заочно познакомиться с ребенком и его семьей, но так же помочь родителям узнать – готов ли ребенок к поступлению в дошкольное учреждение.
Мы предлагаем несколько вариантов таких анкет, которые можно использовать в предложенном варианте, или создать на их основе оригинальную анкету, отвечающую профессиональным интересам и нуждам.
Анкета №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок посещает детское учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания.
Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
1.Ф. И. О. родителей 2.Имя ребенка, Возраст
- Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да Нет
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами, радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
Да Иногда Нет
- Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да Иногда Нет
- Кого Вы считаете ответственным за воспитан е ребенка?
Семья Социальная среда Детский сад
- Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?
Да Нет
Не знаю
- Часто ли Вы реагируете на некоторые поступки ребенка «взрывом», а потом жалеете об этом?
Да Нет
Не знаю
- Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
Да нет
Большое спасибо
за оказанную помощь!!!
Родительская анкета
Анкета № 2
- Фамилия, имя ребенка:
- Дата рождения ребенка:
- Мать/Ф.И.О., возраст, образование, место работы:
- Отец/ФИО, возраст, образование, место работы:
- Жилищные условия:
- Количество детей в семье:
- Каким ребенком в семье является Ваш малыш: а) младшим, б) средним, в) старшим.
- Есть ли еще какие-либо родственники, проживающие совместно с Вашей семьей и принимающие участие в воспитании ребенка? Если да, то кто?
- Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть
, стоять , ходить ?
- Возраста появления первых слов , предложений , когда начал говорить достаточно свободно ?
- Во сколько месяцев ребенок стал самостоятельно заниматься предметной деятельностью:
а) 6 месяцев б) 9 месяцев в) 1 год г) больше года?
- Чем Ваш ребенок любит заниматься больше всего?
- Насколько сформированы основные навыки на данный момент: одевание, умывание,
прием пищи, помощь родителям?
- Были ли резкие перемены в обстановке дома, семьи, где рос ребенок: переезд, разлука,
смерть, тяжелая болезнь, развод и т.п.
- Соответствует ли режим жизни Вашего ребенка дома режиму в дошкольном учреждении/время кормления, сна (ночной, дневной), игры, прогулки
- Часто ли Ваша семья ходит в гости к друзьям или принимает их у себя?
- Общается ли Ваш малыш во время прогулки со сверстниками?
- Часто ли Ваша семья общается с природой/ походы, дача, закаливающие процедуры?
- Каков Ваш ребенок: эмоциональный, гневливый, капризный, вялый,
подвижный, неуверенный, спокойный, медлительный
- О каких особенностях Вашего ребенка Вам бы хотелось рассказать?
- Привычный способ укладывания спать (любит, чтобы качали на руках, поглаживали
голову, держали руку, похлопывали по спинке, пели песенку и т.п)
Большое спасибо
за оказанную помощь!!!
Анкета № 3
Анкета биологического анамнеза (по А. И. Захарову.)
- Какая беременность по счету?
- Можно ли сказать, что настоящая беременность не возникала некоторое время, несмотря на отсутствие каких-либо ограничений?
- Течение беременности, токсикозы первой и второй половины (сильная тошнота,
рвота, потеря веса, выраженные отеки, повышение давления), угроза выкидыша, волнения и перегрузки в связи с семейной обстановкой, жилищными условиями, проживанием у родителей, родственников, учѐбой, экзаменами, болезнями близ- ких, похоронами и т. д.?
- Роды в срок, переношены, преждевременны
- Предлежание ребѐнка (головное, тазовое, ягодичное)?
- Закричал ли сразу, после хлопка, обвитие пуповины
- Продолжительность грудного вскармливания
- По какому поводу часто волновался, беспокоился, капризничал, нервничал, был в плохом настроении, был раздражен
- Были ли раньше и сейчас срыгивания, тошнота, рвота, спазмы, ложный круп,
ларингиты, трахеиты, судорожные состояния, обмороки, ушибы, сотрясения мозга, падения и переломы, операции, хирургические вмешательства, удаления зубов и аденоидов, беспричинные повышения температуры?
- Наблюдалось ли заикание, недержание мочи, тики (подергивания, гримасы)
Большое спасибо
за оказанную помощь!!!
Анкета №4
Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение"
- Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла Неустойчивое - 2 балла Подавленное - 1 балл
- Как Ваш ребенок засыпает? Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла Долго не засыпает - 2 балла Неспокойно - 1 балл
- Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл Нет - 3 балла
- Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
- Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла Избирательный - 3 балла Неустойчивый - 2 балла Плохой - 1 балл
- Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла Отрицательно - 1 балл
- Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла Нет и ходит мокрый - 1 балл
- Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
- 1 балл Нет - 3 балла
- Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет - 1 балл
10 Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет - 1 балл
- Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
- Какие взаимоотношения со взрослыми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
- Какие взаимоотношения с детьми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
- Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл
- Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть - 3 балла
Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл
- Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко - 3 балла Тяжело - 1 балл
- Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть - 1 балл Нет - 3 балла.
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
Диагностика в раннем возрасте.
Оценка адаптационного периода.
Поступление ребенка в детский сад начинается с процесса адаптации, в течение которого педагог-психолог осуществляет сопровождение ребенка. Психолог наблюдает за протеканием адаптационного периода и, при необходимости, дает рекомендации родителям и воспитателям.
Как правило, в детском саду карту наблюдения адаптационного периода заполняет воспитатель группы и/или медсестра. Мы предлагаем несколько вариантов карт оценки протекания адаптационного периода, которые можно порекомендовать к заполнению.
Методика измерения адаптации ребенка к ДОУ.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Четыре основных фактора поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние;
- коммуникабельность;
- послеполуденный сон;
- аппетит;
Каждый фактор оценивается от +3 до -3 (от отличной адаптации до полной дезадаптации). Суммарно по 4 факторам можно получить +12 или -12.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днѐм или быть более долгой.
Успешность адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
Лѐгкая |
До 5 дн.-1 нед. |
+12…+8 | А-1 и П-1. А-1 и П-2 высок |
Средняя |
До 15 дн.-3 нед. |
+7…0 | А-1 и П-3 А-2 и П-2 средн. |
Усложнѐнная |
До 25 дн.-5 нед. |
-1…-7 | А-2 и П-4. А-3 и П-3 сложн |
Дезадаптация |
Более 5 нед. |
-8…-12 | А-3 и П-4 деза- А-4 и П-4 даптац. |
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
- Эмоциональное состояние ребенка:
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен;
+2 улыбается, настроение хорошее, спокоен;
+1 иногда задумчив, замкнут;
-1 легкая плаксивость, хныканье;
-2 плачет «за компанию»; плач приступообразный;
-3 сильный, профилактический плач; подавленное настроение; 2. Социальные контакты ребенка:
+3 много друзей, охотно играет с детьми;
+2 сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми;
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут;
-1 не весел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру;
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры;
-3 недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть; 3. Сон ребенка:
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро;
+2 сон спокойный;
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго;
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне;
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне;
-3 отсутствие сна, плач; 4. Аппетит ребенка:
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием;
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения;
+1 аппетит выборочный, но насыщенный;
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает;
-2 приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно;
-3 отвращение к еде, кормится мучительно.
Первые признаки адаптации ребѐнка:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние;
Карта № 1
Лист адаптации
Ф.И.О. ребенка Возраст
Дата поступления Группа
Предполагаемая адаптация
№ Дня | Дата | Эмоциона- льное состояние | Социальные контакты ребенка | Сон ребенка | Аппетит ребенка | Изменение уровня адаптации | Назначения |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
|
|
|
21. |
|
|
|
|
|
|
|
22. |
|
|
|
|
|
|
|
23. |
|
|
|
|
|
|
|
24. |
|
|
|
|
|
|
|
25. |
|
|
|
|
|
|
|
26. |
|
|
|
|
|
|
|
27. |
|
|
|
|
|
|
|
28. |
|
|
|
|
|
|
|
29. |
|
|
|
|
|
|
|
30. |
|
|
|
|
|
|
|
31. |
|
|
|
|
|
|
|
32. |
|
|
|
|
|
|
|
33. |
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдения в период адаптации (для Карты № 2)
Эмоциональное состояние:
«+» - уравновешенное, бодрое
«+-» - не уравновешенное
«- » -отрицательное
Аппетит:
«+» - хороший
«+-» - избирательный
«- » - плохой, отказ от еды
Засыпание:
«+» - быстрое, спокойное
«+-» - медленное и (или) с воздействием
«- » - не заснул
Длительность сна:
«+» - соответствует возрасту
«+-» - просыпался, но вновь засыпал
«- » - сон короткий. Беспокойный
Активность в игре:
«+» - предметная
«+-» - наблюдение, подражание
«- » -бездеятелен
Активность в речи:
«+» - инициативная
«+-» - ответная
«- » - связана с воспоминаниями о близких или отсутствует
Взаимоотношения с детьми, взрослыми:
«+» - инициативные
«+-» - ответные
«- » - отсутствуют
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика "Какой я" | 13.85 КБ |
prilozhenie_2.docx | 13.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Методика "Какой Я?"
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол к методике «Какой Я?»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
Хороший | |||||
Добрый | |||||
Умный | |||||
Аккуратный | |||||
Послушный | |||||
Внимательный | |||||
Вежливый | |||||
Умелый (способный) | |||||
Трудолюбивый | |||||
Честный | |||||
ИТОГО: | Баллы: Выводы об уровне самооценки |
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Методика «Цветик-восьмицветик».
(Прохоров А.О., Велиева С.В.)
Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Возраст: от 2.5 до 7 лет.
Необходимые материалы: предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета; предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).
Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.
Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию.
Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.».
Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.
Данные заносятся в таблицу:
№ | Цвет лепестка | Адресат | Комментарии ребенка | Вывод |
Обработка и интерпретация полученных результатов:
Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.
Содержательные характеристики цветов:
Цвет | Характеристика |
Желтый | «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость. |
Красный | «Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности. |
Голубой | «Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. |
Зеленый | «Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. |
Фиолетовый | Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место». |
Коричневый | Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий, ребенка. |
Серый | Неэмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен. |
Черный | Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.
Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...
Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога
Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога...
Отчёт Абрамовой Е.В. по самообразованию «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»
Тема: «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с д...
Журнал учета диагностической работы педагога-психолога
Форма журнала диагностической работы педагога-психолога...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....