МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ»
методическая разработка по психологии

Полесовщикова Наталья Александровна

Предлагаемые методические рекомендации являются попыткой обобщить и систематизировать современные актуальные подходы к организации диагностической работы с детьми разных возрастных групп в условиях ДОУ.

 

Существует большое количество методик психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у детей дошкольного возраста.

Комплекс психодиагностических методик для детей определенного возраста включает минимальный по числу набор методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Появляется возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и еѐ уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

  1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни еѐ процесс, ни еѐ результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
  2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлѐн и наделѐн соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
  3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
  4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом. Чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
  5. Принцип осведомлѐнного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
  6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашѐнных и гарантированных конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
  7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
  8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
  9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, в пределах своей компетентности и границ своих возможностей.
  10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволил бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М. Бехтерева, ГИДУВе.
  11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

  1. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
  2. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведѐт интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
  3. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передаѐт заказчику результаты исследований в терминах понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передаѐт никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
  4. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
  5. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющим доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
  6. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

 

Глава 1. РАННИЙ ВОЗРАСТ.

 

Работа с детьми раннего возраста одно из основных направлений работы психолога в детском дошкольном учреждении. Особенность ее заключается в том, что психологу часто приходится работать с детьми опосредованно через родителей, воспитателей, медицинских работников.

Мы предлагаем к рассмотрению следующие формы работы в данной возрастной группе:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Оценка успешности адаптационного процесса;
  3. Методы оценки нервно-психического развития детей раннего возраста;
  4. Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях раннего возраста и протекании процесса адаптации.

 

Анкетирование родителей.

В знакомстве с ребенком, вновь пришедшим в детский сад удобно использовать такую форму работы, как анкетирование родителей, поскольку вопросы, задаваемые в анкете, могут наиболее полно отразить своеобразие ребенка и его образа жизни. С помощью анкеты можно узнать много полезной и важной информации о привычках, распорядке дня, семейной обстановке, собрать о более раннем этапе развития ребенка и т.д., в общем все то, что может негативным образом или, наоборот, положительно, сказаться на период адаптации ребенка к детскому саду.

С помощью анкеты можно не только заочно познакомиться с ребенком и его семьей, но так же помочь родителям узнать – готов ли ребенок к поступлению в дошкольное учреждение.

Мы предлагаем несколько вариантов таких анкет, которые можно использовать в предложенном варианте, или создать на их основе оригинальную анкету, отвечающую профессиональным интересам и нуждам.


Анкета №1

 

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок посещает детское учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания.

Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.

 

1.Ф. И. О. родителей 2.Имя ребенка, Возраст

  1. Есть ли еще дети в семье? Возраст.

Да Нет

  1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами, радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да Иногда Нет

  1. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да Иногда Нет

  1. Кого Вы считаете ответственным за воспитан е ребенка?

Семья Социальная среда Детский сад

  1. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?

Да Нет

Не знаю

  1. Часто ли Вы реагируете на некоторые поступки ребенка «взрывом», а потом жалеете об этом?

Да Нет

Не знаю

  1. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?

Да нет

 

 

 

 

 

Большое спасибо

за оказанную помощь!!!


 

Родительская анкета


Анкета № 2


  1. Фамилия, имя ребенка:
  2. Дата рождения ребенка:
  3. Мать/Ф.И.О., возраст, образование, место работы:

 

 
 image

  1. Отец/ФИО, возраст, образование, место работы:    

 

 
 image

  1. Жилищные условия:
  2. Количество детей в семье:
  3. Каким ребенком в семье является Ваш малыш: а) младшим, б) средним, в) старшим.
  4. Есть ли еще какие-либо родственники, проживающие совместно с Вашей семьей   и    принимающие    участие    в    воспитании    ребенка?    Если    да,     то кто?                                                                                        
  5. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть

                      , стоять                , ходить                            ?                       

  1. Возраста появления первых слов                   , предложений                    , когда начал говорить достаточно свободно         ?                                                                                  
  2. Во сколько месяцев ребенок стал самостоятельно заниматься предметной деятельностью:

а) 6 месяцев    б) 9 месяцев в) 1 год    г) больше года?                         

  1. Чем Ваш ребенок любит заниматься больше всего?

 

 
 image

  1. Насколько сформированы основные навыки на данный момент: одевание, умывание,

прием пищи, помощь родителям?                                                                                                                                         

 

 
 image

  1. Были ли резкие перемены в обстановке дома, семьи, где рос ребенок: переезд, разлука,

смерть, тяжелая болезнь, развод и т.п.                                                                                                                                         

  1. Соответствует    ли     режим    жизни     Вашего    ребенка      дома                    режиму           в дошкольном учреждении/время кормления, сна (ночной, дневной), игры, прогулки

 

 
 image

 

  1. Часто ли Ваша семья ходит в гости к друзьям или принимает их у себя?

 

 
 image

  1. Общается ли Ваш малыш во время прогулки со сверстниками?
  2. Часто ли Ваша семья общается с природой/ походы, дача, закаливающие процедуры?

 

 
 image

 

  1. Каков    Ваш ребенок: эмоциональный, гневливый, капризный, вялый,

подвижный, неуверенный, спокойный, медлительный                                                                                                                                          

 

 
 image

  1. О каких особенностях Вашего ребенка Вам бы хотелось рассказать?

 

 
 image

 

 

  1. Привычный способ укладывания спать (любит, чтобы качали на руках, поглаживали

голову, держали руку, похлопывали по спинке, пели песенку и т.п)

 

 
 image

 

 

Большое спасибо

за оказанную помощь!!!


Анкета № 3

 

Анкета биологического анамнеза (по А. И. Захарову.)

 

  1. Какая беременность по счету?                                                                                                                            
  2. Можно ли сказать, что настоящая беременность не возникала некоторое время, несмотря на отсутствие каких-либо ограничений?                                                                                                

 

 
 image

  1. Течение беременности, токсикозы первой и второй половины (сильная тошнота,

рвота, потеря веса, выраженные отеки, повышение давления), угроза выкидыша, волнения и перегрузки в связи с семейной обстановкой, жилищными условиями, проживанием у родителей, родственников, учѐбой, экзаменами, болезнями близ- ких, похоронами и т. д.?                                                  

 

 
 image

 

  1. Роды в срок, переношены, преждевременны                                                                                                                             
  2. Предлежание ребѐнка (головное, тазовое, ягодичное)?                                                                                                                             
  3. Закричал ли сразу, после хлопка, обвитие пуповины                                                                                                                             
  4. Продолжительность грудного вскармливания                                                                                                                              
  5. По какому поводу часто волновался, беспокоился, капризничал, нервничал, был в плохом настроении, был раздражен                              

 

 
 image

 

  1. Были ли раньше и сейчас срыгивания, тошнота, рвота, спазмы, ложный круп,

ларингиты, трахеиты, судорожные состояния, обмороки, ушибы, сотрясения мозга, падения и переломы, операции, хирургические вмешательства, удаления зубов и аденоидов, беспричинные повышения температуры?

 

 
 image

 

  1. Наблюдалось ли заикание, недержание мочи, тики (подергивания, гримасы)

 

 
 image

 

 

 

 

Большое спасибо

за оказанную помощь!!!


Анкета №4

Анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение"

 

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла Неустойчивое - 2 балла Подавленное - 1 балл

 

  1. Как Ваш ребенок засыпает? Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла Долго не засыпает - 2 балла Неспокойно - 1 балл

 

  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да - 1 балл Нет - 3 балла

 

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

 

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший - 4 балла Избирательный - 3 балла Неустойчивый - 2 балла Плохой - 1 балл

 

  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла Отрицательно - 1 балл

 

  1. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла Нет и ходит мокрый - 1 балл

 

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)

                                                                                     - 1 балл Нет - 3 балла

 

  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет - 1 балл

 

10 Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла Иногда - 2 балла Нет - 1 балл

 

  1. Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла Не всегда - 2 балла


Не играет сам - 1 балл

 

  1. Какие взаимоотношения со взрослыми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

 

  1. Какие взаимоотношения с детьми? Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

 

  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл

 

  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла Нет - 1 балл

 

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла Тяжело - 1 балл

 

  1. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл Нет - 3 балла.

 

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.


Диагностика в раннем возрасте.

Оценка адаптационного периода.

Поступление ребенка в детский сад начинается с процесса адаптации, в течение которого педагог-психолог осуществляет сопровождение ребенка. Психолог наблюдает за протеканием адаптационного периода и, при необходимости, дает рекомендации родителям и воспитателям.

Как правило, в детском саду карту наблюдения адаптационного периода заполняет воспитатель группы и/или медсестра. Мы предлагаем несколько вариантов карт оценки протекания адаптационного периода, которые можно порекомендовать к заполнению.

 

Методика измерения адаптации ребенка к ДОУ.

 

Успешность     адаптации     проявляется     в     поведенческих                                      реакциях       и                        в продолжительности адаптационного периода.

Четыре основных фактора поведенческой адаптации:
  • эмоциональное состояние;
  • коммуникабельность;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит;

Каждый фактор оценивается от +3 до -3 (от отличной адаптации до полной дезадаптации). Суммарно по 4 факторам можно получить +12 или -12.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днѐм или быть более долгой.

Успешность      адаптации     выводится      из      взаимосвязи                                       продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

 

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие

реакции (П)

Уровни адаптации

 

Лѐгкая

 

До 5 дн.-1 нед.

 

+12…+8

А-1 и П-1.

А-1 и П-2 высок

 

Средняя

 

До 15 дн.-3 нед.

 

+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2 средн.

 

Усложнѐнная

 

До 25 дн.-5 нед.

 

-1…-7

А-2 и П-4.

А-3 и П-3 сложн

 

Дезадаптация

 

Более 5 нед.

 

-8…-12

А-3 и П-4 деза-

А-4 и П-4 даптац.

 

 

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

 

  1. Эмоциональное состояние ребенка:

 

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен;

+2 улыбается, настроение хорошее, спокоен;

+1 иногда задумчив, замкнут;

-1 легкая плаксивость, хныканье;

-2 плачет «за компанию»; плач приступообразный;

-3 сильный, профилактический плач; подавленное настроение; 2. Социальные контакты ребенка:

+3 много друзей, охотно играет с детьми;

+2 сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми;

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут;


-1 не весел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру;

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры;

-3 недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть; 3. Сон ребенка:

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро;

+2 сон спокойный;

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго;

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне;

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне;

-3 отсутствие сна, плач; 4. Аппетит ребенка:

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием;

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения;

+1 аппетит выборочный, но насыщенный;

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает;

-2 приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно;

-3 отвращение к еде, кормится мучительно.

 

 

Первые признаки адаптации ребѐнка:
  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние;

Карта № 1

Лист адаптации

 

Ф.И.О. ребенка                                                              Возраст                                                                                         

Дата поступления                                                          Группа                                                                                          

 

Предполагаемая адаптация

№ Дня

Дата

Эмоциона- льное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Изменение уровня адаптации

Назначения

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

 

 

23.

 

 

 

 

 

 

 

24.

 

 

 

 

 

 

 

25.

 

 

 

 

 

 

 

26.

 

 

 

 

 

 

 

27.

 

 

 

 

 

 

 

28.

 

 

 

 

 

 

 

29.

 

 

 

 

 

 

 

30.

 

 

 

 

 

 

 

31.

 

 

 

 

 

 

 

32.

 

 

 

 

 

 

 

33.

 

 

 

 

 

 

 


Наблюдения в период адаптации (для Карты № 2)

 

Эмоциональное состояние:

«+» - уравновешенное, бодрое

«+-» - не уравновешенное

«- » -отрицательное

 

Аппетит:

«+» - хороший

«+-» - избирательный

«- » - плохой, отказ от еды

 

Засыпание:

«+» - быстрое, спокойное

«+-» - медленное и (или) с воздействием

«- » - не заснул

 

Длительность сна:

«+» - соответствует возрасту

«+-» - просыпался, но вновь засыпал

«- » - сон короткий. Беспокойный

 

Активность в игре:

«+» - предметная

«+-» - наблюдение, подражание

«- » -бездеятелен

 

Активность в речи:

«+» - инициативная

«+-» - ответная

«- » - связана с воспоминаниями о близких или отсутствует

 

Взаимоотношения с детьми, взрослыми:

«+» - инициативные

«+-» - ответные

«- » - отсутствуют

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика "Какой я"13.85 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Методика "Какой Я?"

     Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

 Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Протокол к методике «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный        

ИТОГО:

Баллы:

Выводы об уровне самооценки

   

 10 баллов  — очень высокий.

 8-9 баллов  — высокий.

 4-7 баллов  — средний.

 2-3 балла  — низкий.

 0-1 балл  — очень низкий.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Методика «Цветик-восьмицветик».

(Прохоров А.О., Велиева С.В.)

Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.

Возраст: от 2.5 до 7 лет.

Необходимые материалы: предварительно изготовленная сердцевина цветка — белого цвета; предварительно изготовленные разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета ТЦВ Люшера).

Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.

Психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребёнком, узнать о значимых взрослых из его окружения (или иметь список взрослых, полученный в беседе с родителем/заместителем родителя), погрузить ребёнка в игровую ситуацию и дать следующую инструкцию.

Инструкция: «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т.д.».

Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т.д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.

Данные заносятся в таблицу:

Цвет лепестка

Адресат

Комментарии ребенка

Вывод

                        Обработка и интерпретация полученных результатов:

Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.

Содержательные характеристики цветов:

Цвет

Характеристика

Желтый

«Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость.

Красный

«Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

Голубой

«Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.

Зеленый

«Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. «Пустое место».

Коричневый

Отстраненный член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий,  ребенка.

Серый

Неэмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен.

Черный

Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки

Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...

Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога

Журнал учёта диагностической работы педагога-психолога...

Отчёт Абрамовой Е.В. по самообразованию «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»

Тема: «Организация работы педагога-психолога с одарёнными детьми в ДОУ»Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с д...

Журнал учета диагностической работы педагога-психолога

Форма журнала диагностической работы педагога-психолога...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....