Детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы руководителя ДОУ)
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapshennikova_g.p.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Лапшенникова Галина Павловна,
заведующий ГБДОУ детского сада № 20
Выборгского района Санкт-Петербурга
Детский сад
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(из опыта работы руководителя ДОУ)
Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется потребность в его дальнейшем образовании и развитии. Родители обращаются за помощью к специалистам по дошкольному образованию.
Специалисты нашего дошкольного учреждения оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи, начиная с группы раннего возраста и до выпуска в школу.
Наш детский сад начал свою работу в 1988 году. По проекту - 6-ти групповой, в каждой группе есть отдельное помещение для спальни, 2 группы изначально оборудованы стационарными кабинетами логопедов. До 2004 года детский сад был комбинированного вида, после стал полностью компенсирующим – все группы для детей с нарушениями речи.
Долгое время в учреждении были 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной контингент этих групп составляли дети с диагнозом моторная алалия, но так как в раннем возрасте очень трудно сразу определить причину отсутствия речи у ребенка, то в эти группы поступали дети и с другими нарушениями (задержка речевого развития, задержка психического развития, тугоухость, расстройства аутистического спектра, психиатрические расстройства).
С 2012 года, в связи с тенденцией увеличения количества детей с нарушениями речи и необходимостью оказания логопедической помощи как можно большему количеству дошкольников, администрацией района было принято решение закрыть 1 ясельную группу, а в ее помещении открыть группу для детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что количество детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи при этом не уменьшилось.
Для обеспечения эффективной коррекции тяжелых нарушений речи и улучшения физического и психического здоровья детей необходимо обеспечить им комплексное сопровождение. Система профессиональной деятельности коллектива специалистов (учитель-логопед, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, медсестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, представители администрации) направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровней его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Формой такой работы был выбран психолого-медико-педагогический консилиум. Таким образом, весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития детей.
Для поддержания тесной взаимосвязи с наукой, детский сад сотрудничает с кафедрой коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, в частности, учителя-логопеды передают практический опыт студентам вуза, обсуждают с преподавателями направления дальнейшей работы.
В чем же состоит важность раннего выявления и коррекции тяжелых нарушений речи у детей? Коммуникативная функция речи лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Поэтому любое нарушение речи, а, в особенности, тяжелые формы таких нарушений, неблагоприятно влияют на развитие психических процессов у ребенка.
Немного подробнее остановлюсь на особенностях проявлений такого диагноза, как моторная алалия.
Моторная алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. Нарушение обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная.
При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания чужой речи.
У детей с сенсорной алалии наблюдается явление эхолалии, то есть автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа ребенок повторяет сам вопрос.
На что должны обратить внимание родители и обратится к специалисту:
• если ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
• в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражений своих мыслей.
Почему так важна ранняя коррекция серьезных речевых нарушений?
Во-первых, нужно выяснить причину этих нарушений. Эту задачу позволяет решить наблюдение квалифицированных специалистов детского сада, взаимодействие с родителями, убеждение их в необходимости медицинского обследования.
Во-вторых, работа всех специалистов по коррекции тяжелых нарушений речи в раннем возрасте направлена на развитие психических процессов, подготовку речевого аппарата к произношению, социализации ребенка. Чем раньше начать такую работу, тем больше возможностей у ребенка с проблемами в речи получить равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Многолетний опыт работы нашего учреждения и других, подобных ему, показывает необходимость, и эффективность раннего начала работы по коррекции таких проблем в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
В выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...
Презентация опыта работы на тему: «Система работы по экологическому образованию детей с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»
Актуальность Последние года ассоциировались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время не до оценивать важность и необходимос...