Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).
статья по логопедии (подготовительная группа)

Цветкова Елена Борисовна

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)»

(из опыта работы учителя - логопеда).

       Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. 

Причины двигательных нарушений:

- патология тонуса мышц,

- ограничение или невозможность произвольных движений,

- наличие насильственных движений,

- заболевание матери,

- несовместимость матери и плода по резус-фактору,

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

      Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.

Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.

Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). 

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

  1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие 1усинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

Упражнения для пальцев и кисти

Лягушки

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать

Потом они в тетрадке будут буквы писать,

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Разжимание и сжимание кулачков.

дети вытягивают руки вперёд, сжимают, разжимают кулачки

сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз

резко распрямляют пальцы и кладут ладони на стол

затем тут же резко сжимают кулачки и опять их кладут на стол

Упражнения для подушек пальцев

Посмотрите, луноход,

По Луне легко идёт

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.

дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук

переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают

по очереди правой и левой рукой.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.

          Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.

        Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики, принесут положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8.Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы руководителя ДОУ)

Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется ...

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Статья из опыта работы учителя-логопеда. «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи, старший возраст)»

В статье рассказывается опыт работы  с детьми старшего возраста по развитию у детей мелкой моторики. Все дети с ОВЗ, тяжелым нарушением речи....

Развитие мелкой моторики у детей в детском саду

В работу по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты, такие как: 1....

Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"

Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...

«Семья» Картотека речевых игр для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в рамках взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Специфика работы воспитателя в логопедической группе включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня (лого...