Современное образование «От традиций к инновациям»
учебно-методическое пособие на тему
В статье рассматривается соотношение понятий «традиции» и «инновации» в образовании, их взаимосвязь и взаимообусловленность, роль родителей, педагогов и специалистов дошкольного образования. Предложены подходы к реализации технологии инновационной проектной и методической деятельности педагогами дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_sovremennoe_obrazovanie.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование
«От традиций к инновациям»
Воробьева Т.Н.
Заведующий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»
«Отличник народного Просвещения»
Аннотация. В статье рассматривается соотношение понятий «традиции» и «инновации» в образовании, их взаимосвязь и взаимообусловленность, роль родителей, педагогов и специалистов дошкольного образования. Предложены подходы к реализации технологии инновационной проектной и методической деятельности педагогами дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, традиции, развитие личности, здоровьесбережение, творчество, содружество.
«Без научного продвижения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетие, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство»
В.А. Сухомлинский
Традиция и инновация на первый взгляд – это два противоположных понятия, но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации связаны между собой.
Кроме того, соблюдение определенных традиций в ДОУ можно определить как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в ходе реализации образовательного процесса.
Отметим, что воспитание детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка на «добывание активной радости», выражающейся в действии, умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку.
Инновационная деятельность дошкольных общеобразовательных учреждений является одним из главных направлений развития дошкольного образования. На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с ФГОС. Как говорил А. Асмолов «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».1
Постоянно задаю себе вопрос, как сохранить динамику движения вперёд, чтобы расширить возможности педагогов с учётом требований ФГОС дошкольного образования?
Поэтому важно не только реализовать то, или иное решение, сколько найти его, дать возможность коллективу в полной мере проявить инициативу, предоставить право выбора каждому. Считаем, что режим поиска инноваций и размышлений – это норма жизни нашего детского сада, и мы добиваемся своей привлекательности и необходимости, а это достигается в первую очередь высоким качеством дошкольного образования так, как современное законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать благоприятные условия для полноценного проживания дошкольного детства и подготовить ребенка к жизни в современном обществе.2
В нашей дошкольной образовательной организации сложился высокопрофессиональный творческий коллектив. Я помогаю педагогам не только увидеть или почувствовать инновационную технологию, но и не дать ей утонуть, грамотно её презентовать, вдохновляю на поиск.
Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с большой отдачей, творчески, целенаправленно.
Каждое детское учреждение должно быть особым миром для ребенка, уголком эстетики, красоты и добра. Этому способствует нетрадиционные мероприятия. И чем больше их, тем интереснее и активнее жизнь в детском саду.
В нашей дошкольной организации стало традицией проводить тематические выставки, смотры-конкурсы для создания индивидуальных и коллективных композиций в содружестве детей, педагогов и родителей. Детям и родителям они очень нравятся, так как формируется ответственность родителей, детей, воспитателей в приготовление к мероприятию. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Такие мероприятия воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также укрепляют связь дошкольного учреждения с семьёй, побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду, стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности, создают приподнятую эмоциональную атмосферу.
Мы предлагаем родителям поразмышлять и пофантазировать на всевозможные темы: «Осенняя фантазия», «Дары осени», «Осенний натюрморт», «Елочные игрушки своими руками», «Фантазии зимы», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Сказка в детском творчестве» и т.д.
Гибкий подход к теме, сочетание традиционных и нетрадиционных методов, дают возможность думать, творить, обогащать словарь детей. Думаю, нам это удалось, ведь природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук и творческой головой, то результат не заставит себя ждать. Дети радуются необычным поделкам (бабочкам из листьев, Чебурашке из картошки, жучкам и божьим коровкам, которые прилетели к ним прямо в группу). Родители гордятся тем, что смогли своими руками подарить радость себе, своему ребёнку и, конечно, окружающим. Эти работы украшают фойе детского сада, группы; впоследствии используются как методическое пособие или как подарки друзьям и близким.
Мы организуем и проводим такие конкурсы и выставки постоянно, стараясь внести в жизнь что-то новое, красивое и необычное, нестандартное.
На достигнутом не останавливаемся, стараемся содействовать сотрудничеству детей и взрослых, признавая ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Такой работой стал инновационный проект «Детский сад: от настоящего к будущему», где дети совместно с родителями и воспитателями проектировали модели детского сада будущего. Такая работа требует большой предшествующей работы, поэтому были разработаны следующие мини-проекты: «Круто ты попал в детский сад», «Я так классно отдыхаю», «А мы такие загораем», «В детский сад с прической», «Принцесса в мире цветов».
Проекты детского сада будущего получились оригинальные, необычные, различной конструкции, фантастические и сказочные, с цветущими садами, бассейнами, парикмахерскими.
Такая работа способствует созданию детьми и взрослыми ценности сотрудничества и взаимопонимания, учит уважать друг друга, формирует умение выражать свое мнение и работать в коллективе.
Инновационная деятельность изменяет традиционную, чтобы формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Предложили родителям участвовать в проведении фотовыставок различного характера, таких как «Осенние этюды», «Зимняя сказка», «Цветущая Весна».
Чтобы сделать необычные сюжеты и отойти от обыденности, родители фотографировали детей не только в черте города, но и за его пределами.
Живое общение с природой помогло родителям познакомить детей ближе с уникальными уголками родного края и показать красоту природы, что нашло отражение в удивительных по красоте снимках, где можно увидеть восторг и радость в глазах детей. Все это способствовало созданию творческой доброжелательной обстановки, партнерству, сотрудничеству ДОУ с родителями, повысило эмоциональное состояние детей, улучшило семейный быт, поэтому выражаем особую признательность тем родителям, которые активно участвуют в жизни нашего учреждения и творческому коллективу педагогов. Этот опыт был отражен в СМИ – Красноармейской общественно-политической информационной газете «Новая жизнь». 3
Сегодня умение работать в инновационном режиме - не только требование современной жизни, но и новый взгляд на представления опыта педагогической работы, а также выход на более качественный уровень обмена информацией и является результатом творческой деятельности.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в образовательной структуре дошкольной образовательной организации.
В нашей дошкольной организации охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Применение нетрадиционных методов оздоровление стали одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программы и инновационные технологии представляют собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. 4
В летний период посещение детского сада должно предоставлять дошкольникам возможность получения ярких, незабываемых впечатлений, отдыха от образовательной деятельности. При этом работа с детьми не должна сводиться к пассивно-присматривающей роли педагога. Напротив, воспитательно-образовательный процесс вне строгих рамок учебного года позволяет апробировать новые интересные инновационные формы работы с детьми.
Одной из таких форм в нашем детском саду стали необычные проекты. Метод проектов считаем актуальным и эффективным, так как он развивает свободную творческую личность ребенка. В процессе работы с проектами у педагогов была возможность по-новому взглянуть на свою работу, найти удачное решение сделать новое открытие.
Коллективом было принято решение изменить территорию детского сада, сделать её интересной, максимально полезной и здоровьеформирующей.
Первым шагом на пути к цели стал проект «Тропа здоровья», целью которого стало выполнение оздоровительных мероприятий.
Для этого озеленили участок ароматическими кустарниками (сирень, акация и др.) и разбили дополнительные цветники с душистыми цветами (петуньи, бархотки, пионы, флоксы, ирисы и т.д.), мини-сад (вишня, смородина, абрикос). Сделали «Альпийскую горку» с цветущими растениями, дорожки из песка и гравия.
На свежем воздухе воспитатели, используя природные факторы и климатические возможности нашего региона, организовывали мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей:
- бодрящая утренняя гимнастика;
- босоножье;
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры;
- игры с водой и песком;
- дозированные солнечные и воздушные ванны;
- ходьба в индивидуальном темпе;
- игровая гимнастика;
- оздоровительные пробежки;
- ароматерапия.
В свободное время «тропа здоровья» используется для проведения досугов, комплексов упражнений, драматизации сказок, спортивно-музыкальных развлечений и праздников.
В теплый период года проводим прием детей на участке детского сада, что создает эмоционально-благополучный настрой на сотрудничество с родителями и детьми. Здесь же проходит адаптация вновь пришедших воспитанников.
Этот проект дал положительные результаты. У воспитанников появился интерес к закаливающим мероприятиям. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств дошкольников.
Чтобы обеспечить мотивацию к успешному оздоровлению детей разработали еще один проект «Тренирующая дорожка».
Для реализации этого проекта использовали асфальтированные дорожки по периметру детского сада. В виде условных обозначений изобразили:
- детские следы – разнообразные виды ходьбы.
- круги вертикальные и горизонтальные – метание;
- полосы разного цвета – бег
- цветы – прыжки
Проделанная работа вдохновила нас на новый проект «Туризм – это здорово», который способствовал укреплению психологического и эмоционального здоровья, повышению физической тренированности, выносливости организма.
Оригинальный подход к проведению мероприятия позволил дошкольникам почувствовать себя настоящими туристами, обогатил их знания. Желание, выдумка и поддержка всего коллектива, а также достаточное количество зеленых насаждений, травяного покрова участков помогло в реализации данного проекта.
Положительные эмоции и яркие впечатления от туристического похода получили все.
Традиционные формы образовательной деятельности по данной теме не смогли бы дать столь обширных знаний, сколько дали инновационные мероприятия, которые стали полезными и для самих педагогов.
Идея создания проекта нашла поддержку и у родителей воспитанников, так как туризм – это современно, это особый вид социальной деятельности человека, направленный на познание и общение; это путешествие по всей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить опыт дошкольника. Вся эта работа отразилась в инновационном проекте «Мы – туристы», где отражены: «Санаторно-оздоровительный туризм», «Этнический туризм», «Спортивный туризм», «Сельский туризм».
Результатом этой работы стала победа в областном конкурсе дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие технологии, в номинации «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (сертификат на получение оборудования для уличной спортивно-оздоровительной площадки).
Подводя итоги можно сделать вывод:
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Инновационные технологии позволяют формировать условия для полноценного физического, духовного, психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов, развивают творческую активность познавательных процессов, помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно, такой подход к работе является ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольной организации.
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем». Конфуций
Библиографический список
1 Выступление А.Г. Асмолова «Маленькими шажками к большой цели!» на расширенном заседании коллегии Минобрнауки России, 20.03.2013 г.
2 Методическая разработка «Дошкольное образование как ресурс развития личности ребенка», Т.Н. Воробьева, 2014 г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/11/doshkolnoe-obrazovanie-kak-resurs-razvitiya-lichnosti-rebenka
3 Статья «Осенние этюды», Красноармейская общественно-политическая информационная газета «Новая жизнь», 2013 г. №88
4 Из опыта работы по внедрению здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.
В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....
статья "Современное дошкольное и начальное образование:традиции и инновации"
научно-практическая конференция...
Традиции и инновации современного детского сада
В статье рассматривается опыт работы по внедрению инновационных технологий в дошкольной организации....
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...
Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...
Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...
Материалы научно-практической конференции "От традиции гуманной педагогике к инновациям в современном образовании"
Материалы научно-практической конференции "От традиции гуманной педагогике к инновациям в современном образовании"...