статья "Современное дошкольное и начальное образование:традиции и инновации"
статья ( группа) по теме
Предварительный просмотр:
М.Ф.Каримов, О.В.Шайхутдинова
Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Одним из универсальных способов познания и преобразования природной, технической и социальной действительности служит информационное моделирование объектов, процессов и явлений [1].
Начало информационного моделирования действительности закладываются уже в детском саду [2].
В детском саду «Ладушки» г.Нефтекамска Республики Башкортостан, нами спроектирована и реализована нижеследующая методика освоения дошкольниками основ информационного моделирования природной действительности.
Изучение особенностей информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной действительности нами осуществляется с помощью проектирования и реализации таких дидактических занятий на игровой основе как «Знакомство с цветами», «Знакомство с деревьями», «Знакомство с птицами».
Дидактическая цель занятия «Знакомство с цветами» заключается в том, чтобы расширить знания детей о садовых цветах, о цветах, растущих на наших клумбах.
Из данной цели следуют решаемые воспитателем и дошкольниками задачи:
- Выяснить, какими знаниями о садовых цветах обладают дошкольники;
- Расширить знания детей о том, какие цветы растут на клумбах детского сада, на дачных участках, на клумбах нашего города;
- Дать понятие, что цветы бывают однолетние и многолетние, как они размножаются (семенами, клубнями, луковицами, черенками, корнями), как и почему выращивают цветочную рассаду;
- Научить детей правильно ухаживать за цветами;
- Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к цветам.
Дидактическая цель занятия «Знакомство с деревьями» заключается в том, чтобы учить дошкольников наблюдать за деревьями и сравнивать их.
Из данной цели следуют решаемые воспитателем и дошкольниками задачи:
- Уточнять и расширять знания и представления детей о деревьях;
- Учить делать выводы, основанные на наблюдениях;
- Формировать умение распознавать и сравнивать деревья по стволу, веткам, плодам;
- Развивать умение видеть красоту деревьев в разное время года;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание сохранять ее.
Дидактическая цель занятия «Знакомство с птицами» заключается в том, чтобы формировать общие представления у детей о птицах.
Из данной цели следуют решаемые воспитателем и дошкольниками задачи:
- Изучить строение тела птиц;
- Найти между ними сходство и различия;
- Продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
- Развивать речь детей;
- Освоить простейшие приемы информационного моделирования действительности.
Рассмотренные выше примеры дидактических игр, выделяющих цветы, деревья и птицы – объекты растительного и животного мира, подлежащие информационному моделированию, ориентированы на освоении детьми средней группы детского сада приемов моделирования в виде сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации и обобщения, необходимых при изучении окружающего нас мира и развитии математических представлений явились основой для последующего проектирования и реализации игровых и учебных занятий в подготовительной к школе группе детского сада.
Наш дидактический опыт показал, что игровые и учебные занятия с детьми дошкольного возраста, содержащие элементы информационного моделирования объектов, процессов и явлений природной действительности, способствуют повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов воспитанников детского сада.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала о развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством информационного моделирования природной действительности позволяют сформулировать вывод о том, что игровые и учебные занятия дошкольников, ориентированные на освоение приемов моделирования, приводят к повышению уровня их интеллектуального и творческого потенциалов.
Литература
- Каримов М. Ф. Информационное моделирование – способ творческой деятельности педагога // Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога». – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1995. – С. 54 – 55.
- Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Педагогический эксперимент по компьютеризации в детском саду // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания». – М.: ЦНИИ «Электроника». Серия 9. «Экономика и системы управления». Вып. 2. – 1989. – С. 50 – 53.
Заявка на участие в конференции
Фамилия Шайхутдинова
Имя Ольга Отчество Витальевна
Место работы МДОАУ №23 «Ладушки»
Должность Воспитатель
Адрес РБ,г. Нефтекамск,с.Ташкиново,Ул.Спутника 5
Телефон 89603821017
E-mail:ooooolenka@mail.ru
Тема доклада: «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством информационного моделирования природной действительности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.
В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". ...
Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования
Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....
Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования СОРИПКРО.
Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший пре...
Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании. Традиции и иновации.
Статья в сборнике материалов секции "Учителя-логопеды, учителя-дефектологи" ассоциации педагогов дошкольного образования г. Москвы "Развитие речи детей с ОНР через проектную деятельност...